Нижний Новгород |
|
12 августа 2024 г. |
Дело N А79-6849/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08.08.2024.
Полный текст постановления изготовлен 12.08.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Камановой М.Н.,
судей Кислицына Е.Г., Чиха А.Н.,
при участии представителей
от истца: Яичникова Н.В. (доверенность от 28.03.2021),
от ответчика: Смирнова А.Е. (доверенность от 20.06.2023)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Ладья 21"
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.01.2024 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024
по делу N А79-6849/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Ладья 21"
(ОГРН: 1181215001615, ИНН: 1215223104)
к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики
(ОГРН: 1022101141700, ИНН: 2128039728),
обществу с ограниченной ответственностью "21 Волга"
(ОГРН: 1232100004047, ИНН: 2100007540)
о признании торгов недействительными,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, -
Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (ОГРН: 1025203036924, ИНН: 5260041488),
акционерное общество "Газпром газораспределение Чебоксары"
(ОГРН: 1032128009605, ИНН: 2128049998),
Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (ОГРН: 1022101286657, ИНН: 2128017971),
муниципальное автономное учреждение культуры "Чебоксарский городской детский парк им. космонавта А.Г. Николаева" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (ОГРН: 1022101153271, ИНН: 2128039661),
государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства,
архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики,
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ладья 21" (далее - ООО "Ладья 21", Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к Министерству природных ресурсов и экологии Чувашской Республики (далее - Министерство, уполномоченный орган) и обществу с ограниченной ответственностью "21 Волга" (далее - ООО "21 Волга") о признании недействительными торгов на право заключения договора водопользования в целях использования акватории водного объекта - водохранилища (Чебоксарский залив) на реке Чебоксарке города Чебоксары Чувашской Республики площадью 0,02311687 квадратного километра, в том числе для рекреационных целей (для размещения на ней маломерных судов, других объектов и сооружений), оформленных протоколом рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 09.06.2023; о применении последствий недействительности торгов - признании недействительным договора водопользования с единственным участником, заключенного по итогам торгов между Министерством и ООО "21 Волга", зарегистрированного в государственном водном реестре.
Иск предъявлен на основании статей 167, 191, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 8 Правил проведения аукциона по приобретению права на заключение договора водопользования, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.04.2007 N 230 (далее - Правила N 230), и мотивирован тем, что организатором нарушен порядок проведения торгов в части срока подведения итогов торгов, а условия договора водопользования не согласованы с компетентными органами.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Верхне-Волжское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов (далее - Верхне-Волжское БВУ), акционерное общество "Газпром газораспределение Чебоксары" (далее - АО "Газпром газораспределение Чебоксары"), Управление Федеральной антимонопольной службы по Чувашской Республике - Чувашии (далее - УФАС России по Чувашской Республике - Чувашии), муниципальное автономное учреждение культуры "Чебоксарский городской детский парк им. космонавта А.Г. Николаева" муниципального образования города Чебоксары - столицы Чувашской Республики (далее - Учреждение), государственное унитарное предприятие Чувашской Республики "Чувашгаз" Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Чувашской Республики (далее - Предприятие).
Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии решением от 25.01.2024, оставленным в силе постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024, отказал в удовлетворении иска. Суды двух инстанций пришли к выводу о том, что права и законные интересы Общества проведенным аукционом не нарушены.
ООО "Ладья 21" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просило их отменить и удовлетворить иск.
Кассатор оспаривает вывод судов об отсутствии у него нарушенного права ввиду того, что Общество не являлось участником спорного аукциона и заявок на участие в нем не подавало. Кассатор настаивает, что был лишен возможности подать заявку; срок подачи заявок, который необходимо исчислять в соответствии со статьей 191 Гражданского кодекса Российской Федерации и абзацем "б" пункта 8 Правил N 230, был необоснованно сокращен; день опубликования и день проведения аукциона в расчет сроков не входят. Суды, по мнению Общества, ошибочно приравнивают срок на подачу заявок к периоду извещения лиц о проводимом аукционе. Организатор аукциона сократил срок приема заявок, что является нарушением процедуры проведения аукциона. Общество полагает, что суды применили неверную редакцию Красной книги Чувашской Республики, действующую после проведения аукциона; не согласно с выводом судов о том, что лебеди, принадлежащие муниципалитету и содержащиеся третьим лицом - учреждением, не являются дикими, не относятся к объектам животного мира, поскольку он сделан без учета того, что третье лицо осуществляло разведение птиц и их интродукцию в природу. Спорный договор заключен с нарушением пункта 6 Правил N 230, а именно, без указания обременений в виде газопроводов.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
Представитель ответчика ООО "21 Волга" в отзыве и устно в судебном заседании возражал относительно удовлетворения жалобы, просил оставить в силе обжалованные судебные акты.
Министерство явку представителя в суд не обеспечило, в отзыве просило отказать заявителю в удовлетворении жалобы.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителей не направили, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии, постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к изложенным в кассационной жалобе доводам.
Как следует из материалов дела, и установили суды первой и апелляционной инстанций, 14.04.2023 в 18:09 организатором торгов на официальном сайте https://torgi.gov.ru/ размещено извещение N 22000163040000000029 о проведении аукциона на приобретение права на заключение договора водопользования для использования акватории водного объекта, в том числе для рекреационных целей (для размещения на ней маломерных судов, других объектов и сооружений) - акватория водохранилища (Чебоксарский залив) на реке Чебоксарке города Чебоксары Чувашской Республики площадью 0,02311687 квадратного километра.
На основании подпункта "б" пункта 8 Правил N 230 организатор аукциона не позднее 60 дней до начала проведения торгов размещает извещение и документацию на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - https://torgi.gov.ru.
Дата проведения аукциона установлена 13.06.2023.
Аукцион признан несостоявшимся 13.06.2023 в связи с участием одного участника - ООО "21 Волга".
Решением УФАС России по Чувашской Республике - Чувашии от 30.06.2023 по делу N 021/10/18.1-524/2023 жалоба ООО "Ладья 21" на действия организатора торгов при проведении названного аукциона признана необоснованной.
Министерство и ООО "21 Волга" по итогам проведенных торгов заключили договор водопользования от 10.07.2023, государственная регистрация которого произведена 10.07.2023.
ООО "Ладья 21", посчитав, что при проведении аукциона нарушен порядок извещения и непосредственно порядок проведения аукциона, обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и заслушав представителя заявителя, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Согласно статье 11 Водного кодекса Российской Федерации право пользования поверхностными водными объектами или их частями приобретается физическими лицами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным данным кодексом и другими федеральными законами (часть 1). На основании договоров водопользования право пользования поверхностными водными объектами, находящимися в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, приобретается, в том числе, в целях использования акватории водных объектов, если иное не предусмотрено частями 3 и 4 указанной статьи (часть 2).
В соответствии с частью 1 статьей 16 Водного кодекса Российской Федерации договор водопользования заключается по результатам аукциона, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 названной статьи.
Частью 3 статьи 16 Водного кодекса Российской Федерации определено, что порядок подготовки и заключения договора водопользования, форма примерного договора водопользования, порядок организации и проведения аукциона на право заключения договора водопользования утверждаются Правительством Российской Федерации.
Во исполнение указанной нормы утверждены Правила N 230.
Пунктом 7 Правил N 230 определено, что организатор аукциона принимает решение о проведении аукциона, в котором указываются предмет аукциона, дата, время и место проведения аукциона, информация о том, что аукцион является открытым, требования к участнику аукциона, начальная цена предмета аукциона, размер задатка и размер "шага аукциона".
Документация разрабатывается и утверждается организатором аукциона и кроме сведений, указанных в извещении, должна содержать, в том числе, требования к содержанию и форме заявки, инструкцию по заполнению заявки (пункт 17 Правил N 230).
Согласно пункту 25 Правил N 230 организатор аукциона устанавливает следующие требования к заявителям, соблюдение которых является обязательным для признания их участниками аукциона: б) в отношении заявителя не проводятся процедуры банкротства и ликвидации; в) деятельность заявителя не приостанавливается в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, в день рассмотрения заявки; г) заявитель обязан внести задаток на счет, указанный в документации. При этом он считается соответствующим данному требованию, если средства поступили на счет, указанный в документации, или копия платежного документа, подтверждающего перечисление указанных средств на этот счет, представлена непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками; д) отсутствие информации о заявителе в реестре недобросовестных водопользователей и участников аукциона на право заключения договора водопользования.
Проверка соответствия заявителей требованиям, предусмотренным пунктом 25 Правил, осуществляется комиссией (пункт 27 Правил N 230).
По правилам статьи 191 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
В силу пункта 28 Правил N 230 датой начала подачи заявок является дата размещения на официальном сайте извещения. Прием заявок прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками. В указанный срок заявитель подает заявку по форме, установленной в документации.
Согласно пункту 112 административного регламента по предоставлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации государственной услуги в сфере переданного полномочия Российской Федерации по предоставлению водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в пользование на основании договоров водопользования, утвержденного Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 07.12.2020 N 1025, датой начала подачи заявок является дата размещения на официальном сайте о проведении торгов извещения. Прием заявок прекращается непосредственно перед началом процедуры вскрытия конвертов с заявками. В указанный срок заявитель подает заявку по форме, установленной в документации.
Суды верно установили и материалы дела подтверждают, что извещение о проведении аукциона размещено на официальном сайте Российской Федерации http://www.torgi.gov.ru в сети "Интернет" 14.04.2023. Организатором определено, что аукцион будет проводиться 13.06.2023 (12.06.2023 - праздничный день).
Дата проведения аукциона, исходя из даты размещения извещения, вопреки доводам кассатора, определена с соблюдением срока, установленного подпунктом "б" пункта 8 Правил N 230.
Доводы кассатора об обратном со ссылкой на статью 191 Гражданского кодекса Российской Федерации основаны на неверном толковании норм материального права. Учитывая положения названной статьи в совокупности с пунктом 28 Правил N 230 и датой размещения на официальном сайте извещения (14.04.2023), окончание течения 60-дневного срока - 13.06.2023.
Позиция кассатора о том, что он был лишен права на подачу заявки для участия в аукционе не нашла документального подтверждения.
Общество, как верно отметили суды, не представило доказательств подачи заявки.
Вопреки доводам ООО "Ладья 21", документацией об открытом аукционе, утвержденной приказом Министерства от 13.04.2023 N 231, предусмотрены способы подачи заявки - лично, по почте, по электронной почте (пункты 4.1.5 и 4.1.6).
Размещение извещения об аукционе на сайте за пределами рабочего времени (18:09) не является нарушением прав потенциальных участников аукциона и не влечет перенос срока окончания приема заявок на следующий календарный день, принимая во внимание возможность подачи заявки по почте или по электронной почте.
Объективных причин невозможности подачи заявки в течении предоставленного срока ООО "Ладья 21" не привело.
Прохождение газопроводов под акваторией залива, как следует из материалов дела и пояснений владельца газопроводов, не привело в результате проведения аукциона к занятию охранной зоны газопровода каким-либо строением победителя аукциона, доказательств ведения ООО "21 Волга" каких-либо запрещенных Правилами охраны газораспределительных сетей N 878 (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2020) работ в охранной зоне газопроводов не представлено.
Правовая оценка судами обстоятельств, связанных с позицией ООО "Ладья 21" о нарушении проведенным аукционом ареала обитания лебедей-шипунов, произведена с учетом пункта 1 статьи 137 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 1, частью 6 статьи 4 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире", с указанием на то, что в данном случае лебеди принадлежали муниципалитету и находились на содержании у Учреждения, следовательно, входили в состав муниципального имущества и не являлись дикими, соответственно, не относятся к объектам животного мира, природная среда обитания которых подлежит охране.
Довод кассатора о том, что в обжалуемых судебных актах применена неверная редакция Красной книги Чувашской Республики, несостоятелен, поскольку не представлено документального подтверждения того, что редакция Красной книги по состоянию на дату проведения аукциона содержала иную информацию относительно категории статуса редкости объектов животного мира (лебедей-шипунов).
Несогласие заявителя с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела и иное толкование требований, предъявляемых к проведению торгов, не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки.
Согласно пункту 4 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации торги (в том числе электронные) проводятся в форме аукциона, конкурса или в иной форме, предусмотренной законом. Выигравшим торги на аукционе признается лицо, предложившее наиболее высокую цену, а по конкурсу - лицо, которое по заключению конкурсной комиссии, заранее назначенной организатором торгов, предложило лучшие условия. Форма торгов определяется собственником продаваемой вещи или обладателем реализуемого имущественного права, если иное не предусмотрено законом.
По смыслу положений пункта 5 статьи 447 Гражданского кодекса Российской Федерации объявление публичных торгов несостоявшимися является результатом проведения таких торгов.
Торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги (статья 449 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При этом основанием для признания торгов недействительными являются только такие нарушения правил их проведения, которые, являясь существенными, повлияли на результат торгов (пункт 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики рассмотрения споров, связанных с признанием недействительными торгов, проводимых в рамках исполнительного производства").
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 44 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", споры о признании торгов недействительными рассматриваются по правилам, установленным для признания недействительными оспоримых сделок. Если лицо полагает, что сделка, заключенная на торгах, недействительна, оно вправе оспорить указанную сделку.
Таким образом, положения статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации должны применяться во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и быть направлены на соблюдение режима законности при проведении торгов и защиту интересов лиц, чьи права затронуты нарушением правил проведения торгов. При этом нарушения, с которыми заинтересованное лицо связывает недействительность торгов, должны быть существенными, то есть влияющими на результат торгов, и затрагивающими интересы лица, обратившегося с иском о признании торгов недействительными.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец не представил доказательств того, каким образом нарушены его права и законные интересы на участие в торгах.
Действия Министерства по организации торгов иными лицами не оспорены.
Таким образом, оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.
Нарушения либо неправильного применения норм процессуального права, в том числе предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела не установлено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 25.01.2024 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2024 по делу N А79-6849/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Ладья 21" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.Н. Каманова |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил иск о признании недействительными торгов на заключение договора водопользования, установив, что организатор аукциона соблюдал все требования законодательства. Заявитель не подтвердил свои права на участие в аукционе и не представил доказательства нарушения своих интересов. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 12 августа 2024 г. N Ф01-4118/24 по делу N А79-6849/2023