Нижний Новгород |
|
13 августа 2024 г. |
Дело N А11-3580/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06.08.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 13.08.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителей
от заявителя: Чернявской И.Н. (доверенность от 20.11.2023),
от заинтересованного лица: Литвиновой Н.С. (доверенность от 12.02.2024),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа"
на решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.12.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024
по делу N А11-3580/2023
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа"
(ИНН: 7736522023, ОГРН: 1057746868068)
о признании незаконным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области от 30.12.2022
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа" (далее - ООО "Фрезениус Нефрокеа", Общество) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным требования Территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области (далее - Фонд) от 30.12.2022 о возврате денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа.
Решением Арбитражного суда Владимирской области от 05.12.2023 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Фрезениус Нефрокеа" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, компенсационные выплаты за проведение процедуры гемодиализа ВИЧ-инфицированным больным, а также оплата лабораторных исследований пациентам на ВИЧ и сифилис правомерно произведены Обществом за счет средств обязательного медицинского страхования. Компенсационные выплаты являются частью заработной платы, расходы на которую включены в структуру тарифа на оплату медицинской помощи. Заявитель также обращает внимание, что Фонд не установил и в акте проверки не отразил, каким именно образом Общество допустило нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования на содержание головного офиса медицинской организации.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Фонд в отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании отклонили доводы Общества.
Законность решения Арбитражного суда Владимирской области и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Фонд провел плановую комплексную проверку целевого и эффективного использования средств, полученных на финансовое обеспечение территориальной программы обязательного медицинского страхования ООО "Фрезениус Нефрокеа", за период с 01.01.2021 по 30.06.2022, результаты которой отразил в акте от 30.12.2022.
В ходе проверки выявлено нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования на общую сумму 104 895 рублей 17 копеек в виде компенсационных выплат за проведение процедуры гемодиализа ВИЧ-инфицированным больным; в виде оплаты по договору от 11.10.2020 N 1544, заключенному с ООО "Инвитро", на проведение лабораторных исследований пациентам на ВИЧ и сифилис; на содержание головного офиса медицинской организации.
По итогам проверки ООО "Фрезениус Нефрокеа" привлечено к ответственности на основании части 9 статьи 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" в виде штрафа в сумме 69 523 рублей 26 копеек. Обществу также предложено возвратить в бюджет Фонда средства обязательного медицинского страхования, использованные не по целевому назначению, в размере 695 232 рублей 59 копеек.
Не согласившись с требованиям Фонда о возврате денежных средств обязательного медицинского страхования, использованных не по целевому назначению, и уплате штрафа, ООО "Фрезениус Нефрокеа" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Руководствуясь статьями 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 14, 20, 34, 35, 39 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации", статьей 80 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", статьей 19 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования", Порядком осуществления территориальными фондами обязательного медицинского страхования контроля за деятельностью страховых медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования, а также контроля за использованием средств обязательного медицинского страхования указанными страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26.03.2021 N 255н, Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении заявленного требования. Суд пришел к выводу об отсутствии оснований для оплаты спорных расходов за счет средств обязательного медицинского страхования и правомерном привлечении Общества к ответственности в виде наложения штрафа.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В пункте 5 части 2 статьи 20 Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ) установлено, что медицинские организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что Фонд, в частности, выявил нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования в виде компенсационных выплат за проведение процедуры гемодиализа ВИЧ-инфицированным больным; в виде оплаты по договору от 11.10.2020 N 1544, заключенному с ООО "Инвитро", на проведение лабораторных исследований пациентам на ВИЧ и сифилис.
В статье 35 Закона N 326-ФЗ предусмотрено, что базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.
Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
В соответствии с частью 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации, осуществляемой воздушными судами), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, в перечисленных в данной норме случаях.
При этом пунктом 1 части 6 статьи 35 Закона N 326-ФЗ установлено, что помощь при заболеваниях, передаваемых половым путем, туберкулезе, ВИЧ-инфекции и синдроме приобретенного иммунодефицита в базовую программу обязательного медицинского страхования не входит.
Программа государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на 2021 год утверждена постановлением Губернатора Владимирской области от 28.12.2020 N 891 и на 2022 год постановлением Губернатора Владимирской области от 27.12.2021 N 894 (далее - Территориальная программа государственных гарантий).
Территориальной программой программа государственных гарантий установлены источники финансирования медицинской помощи, в том числе в зависимости от видов и форм заболеваний и состояний.
Согласно пункту 1 раздела V Территориальной программы программа государственных гарантий за счет средств обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования застрахованным лицам, в том числе находящимся в стационарных организациях социального обслуживания, оказываются первичная медико-санитарная помощь, включая профилактическую помощь, скорая медицинская помощь (за исключением санитарно-авиационной эвакуации), специализированная медицинская помощь, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь, включенная в раздел I Перечня видов высокотехнологичной медицинской помощи, содержащего в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи, утверждаемого уполномоченным федеральным органом государственной власти (далее - Перечень), при заболеваниях и состояниях, указанных в разделе III Программы, за исключением заболеваний, передаваемых половым путем, вызванных вирусом иммунодефицита человека, синдрома приобретенного иммунодефицита, туберкулеза, психических расстройств и расстройств поведения.
За счет средств областного бюджета осуществляется финансовое обеспечение, в том числе, первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в части медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования (заболевания, передаваемые половым путем, вызванные вирусом иммунодефицита человека...) (абзац 3 пункта 4 раздела IV Территориальной программы государственных гарантий на 2021 год и абзац 3 пункта 3 раздела IV Территориальной программы государственных гарантий на 2022 год соответственно).
При таких обстоятельствах, с учетом того, что финансирование оказания медицинской помощи населению при заболеваниях, передаваемых половым путем и заболеваниях, вызванных вирусом иммунодефицита человека, осуществляется за счет средств областного бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о неправомерном расходовании Обществом на эти цели средств обязательного медицинского страхования.
Судами также установлено, что Фонд в проверяемом периоде выявил нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования в сумме 50 088 рублей 27 копеек на содержание головного офиса медицинской организации в 2021 году.
Согласно расчету Общества за 2021 год доля в расходах по головному офису на одну клинику составила 3 463 303 рубля 91 копейка.
Во Владимирской области действуют три диализных центра Общества: в городе Владимире, в городе Александрове и в городе Гусь-Хрустальный. Следовательно, на три диализных центра Владимирской области приходится доля затрат в сумме 10 389 911 рублей 73 копейки (3 463 303 рубля 91 копейка * 3 = 10 389 911 рублей 73 копейки).
Вместе с тем, в 2021 году из средств обязательного медицинского страхования Владимирской области на содержание головного офиса медицинской организацией были перечислены 10 440 000 рублей, в первом полугодии 2022 года - 5 730 000 рублей, то есть на 50 088 рублей 27 копеек больше, чем должно было быть перечислено согласно расчету (10 440 000 рублей - 10 389 911 рублей 73 копеек = 50 088 рублей 27 копеек).
В нарушение части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательств использования средств обязательного медицинского страхования в сумме 50 088 рублей 27 копеек по целевому назначению Общество не представило.
В ходе проводимой Фондом проверки спорную сумму ООО "Фрезениус Нефрокеа" также не обосновало, целевой характер не подтвердило.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что Общество допустило нецелевое расходование средств обязательного медицинского страхования в части расходов на содержание головного офиса в сумме 50 088 рублей 27 копеек.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя, приведенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают сделанные судами выводы и не могут служить основанием для отмены судебных актов.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Владимирской области от 05.12.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2024 по делу N А11-3580/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Фрезениус Нефрокеа".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность требований фонда о возврате средств, использованных не по целевому назначению, и наложении штрафа на медицинскую организацию. Установлено, что расходы на гемодиализ и лабораторные исследования не входят в базовую программу обязательного медицинского страхования, что подтверждает нецелевое использование бюджетных средств. Кассационная жалоба оставлена без удовлетворения.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 13 августа 2024 г. N Ф01-3018/24 по делу N А11-3580/2023