Нижний Новгород |
|
14 августа 2024 г. |
Дело N А39-9408/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.08.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.08.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Бердникова О.Е., Соколовой Л.В.
при участии представителя
от истца: Колчина А.А. (доверенность от 23.07.2024 N 7)
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.02.2024 и на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2024
по делу N А39-9408/2023
по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия
(ИНН: 1326134322, ОГРН: 1021300975387)
к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Лопатино"
(ИНН: 1328013235, ОГРН: 1161326055703)
о возврате субсидии
и установил:
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к крестьянскому (фермерскому) хозяйству "Лопатино" (далее - КФХ "Лопатино") о возврате субсидии в сумме 554 115 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.02.2024 иск удовлетворен частично: с КФХ "Лопатино" в доход республиканского бюджета Республики Мордовия взыскано 43 666 рублей 86 копеек; в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Министерство не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы указывает, что условием предоставления субсидии является обеспечение ответчиком сохранение посевных площадей путем засеивания на них зерновых, зернобобовых, масличных (за исключением рапса и сои), кормовых сельскохозяйственных культур. Ответчик не произвел сев кормовых сельскохозяйственных культур (многолетних трав) на площади 200 га. Таким образом, в связи с несоблюдением ответчиком условия предоставления субсидии полученные им денежные средства подлежат возврату в республиканский бюджет Республики Мордовия в полном объеме.
Подробно позиция заявителя изложена в кассационной жалобе и поддержана его представителем в судебном заседании.
КФХ "Лопатино" в отзыве на кассационную жалобу возразило относительно приведенных в ней доводов, просило оставить жалобу без удовлетворения; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание представителя не направило, в связи с чем на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации жалоба рассмотрена без его участия.
Законность решения Арбитражного Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установили суды, и это не противоречит материалам дела, Министерство и КФХ "Лопатино" (получатель субсидии) заключили Соглашение о предоставлении из республиканского бюджета Республики Мордовия субсидий сельскохозяйственным производителям на поддержку отдельных подотраслей в области растениеводства на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ в части повышения уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, а также на повышение плодородия и качества почв, на площади занятой зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами от 14.05.2023 N 10-2023-0111714 (далее - Соглашение).
В пункте 4.1.4.1 Соглашения предусмотрено, что Министерство устанавливает значения результатов предоставления субсидии, показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, согласно приложению N 2 к Соглашении, которое является его неотъемлемой частью.
План мероприятий по достижению результатов предоставления субсидии устанавливаются в приложении N 5 (пункт 4.1.4.2 Соглашения).
В соответствии с приложениями N 2, 5 в качестве результата предоставления субсидии указан плановый размер посевной площади, засеваемой зерновыми, зернобобовыми, масличными (за исключением рапса и сои), кормовыми сельскохозяйственными культурами, который на 31.06.2023 должен составлять 1100 га.
В силу пункта 4.3.5.3 Соглашения получатель субсидии обязан в срок не позднее 30 июня текущего года представить отчет о выполнении плана посевных площадей с приложением заверенных копий актов расхода семян и посадочного материала сельскохозяйственных культур, а также документов, подтверждающих соответствие сортовых и посевных качеств семян зерновых, зернобобовых, масличных (за исключением рапса и сои), кормовых сельскохозяйственных культур (по многолетним травам посева, начиная с 2020 года) требованиям ГОСТ Р 52325-3005, ГОСТ Р 58472-2019.
Согласно пункту 5.2.1 Соглашения получатель субсидии несет ответственность за несоблюдение условий настоящего соглашения в виде возврата субсидии в республиканский бюджет.
В соответствии с пунктом 5.2.2 Соглашения в случае не достижения результата предоставления субсидии, если фактически достигнутое значение показателя ниже запланированного, получатель субсидии несет ответственность в виде возврата в республиканский бюджет Республики Мордовия части суммы субсидии пропорционально не достижению показателя в размере, определенном по форме в соответствии с приложением N 4 к настоящему Соглашению, являющейся неотъемлемой частью настоящего соглашения.
В соответствии с указанным Соглашением ответчику предоставлена субсидия в размере 554 115 рублей.
Согласно представленному КФХ "Лопатино" отчету о выполнении плана посевных площадей на 2023 год планом сева предусмотрено: озимая пшеница - 400 га, яровая пшеница - 200 га, яровой ячмень - 300 га, однолетние травы - 200 га, итого 1100 га; фактически посеяно: озимая пшеница - 254 га, яровая пшеница - 346 га, яровой ячмень - 415 га, однолетние травы - 0 га, итого 1015 га.
Ссылаясь на нарушение условий предоставления субсидии, Министерство 03.08.2023 направило в адрес КФХ "Лопатино" требование о возврате суммы субсидии в полном объеме.
Данное требование ответчик не исполнил, что послужило основанием для обращения Министерства в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь постановлением Правительства Республики Мордовия от 14.01.2020 N 7 "Об утверждении Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на поддержку отдельных подотраслей в области растениеводства, Порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Республики Мордовия на стимулирование развития приоритетных подотраслей агропромышленного комплекса Республики Мордовия в области растениеводства и признании утратившими силу отдельных постановлений Правительства Республики Мордовия" (далее - Порядок), Арбитражный суд Республики Мордовия удовлетворил иск частично, пропорционально достижению результатов предоставления субсидии.
Первый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь дополнительно статьями 69, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, согласился с выводами суда первой инстанции и оставил его решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно статье 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) предоставление бюджетных средств осуществляется, в том числе в форме субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг.
На основании пункта 1 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, алкогольной продукции, предназначенной для экспортных поставок, винограда, винодельческой продукции, произведенной из указанного винограда: вин, игристых вин (шампанских), ликерных вин с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения (специальных вин), виноматериалов, если иное не предусмотрено нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации), выполнением работ, оказанием услуг.
В соответствии с пунктом 2 статьи 78 БК РФ субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям, а также субсидий, указанных в пункте 7 настоящей статьи), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 78 БК РФ нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять 1) категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; 2) цели, условия и порядок предоставления субсидий; 3) порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; 4) случаи и порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, предоставленных в целях финансового обеспечения затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, не использованных в отчетном финансовом году (за исключением субсидий, предоставленных в пределах суммы, необходимой для оплаты денежных обязательств получателя субсидии, источником финансового обеспечения которых являются указанные субсидии); 5) положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.
Согласно пункту 3.1 статьи 78 БК РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 и абзацем четвертым пункта 8 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
В абзаце 2 пункта 37 Порядка предусмотрено, что в случае не достижения получателем субсидии результата предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, предусмотренных в соглашении, если фактически выполненные показатели ниже запланированных показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии, главный распорядитель в течение 30 рабочих дней со дня обнаружения факта нарушения направляет письменное требование получателю субсидии о возврате в республиканский бюджет Республики Мордовия суммы полученной субсидии пропорционально невыполнению показателей, необходимых для достижения результатов предоставления субсидии.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что планом мероприятий для достижения результата предоставления субсидии на 2023 год предусмотрен показатель посевных площадей, равный 1110 га.
Согласно представленному КФХ "Лопатино" отчету о выполнении плана посевных площадей на 2023 год фактически засеяно 1015 га.
Таким образом, ответчиком не выполнен плановый показатель посевных площадей на 85 га (1100 га минус 1015 га), что составляет 7,7 процента от запланированной к посеву площади.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства и приняв во внимание положения пункта 5.2.2 Соглашения, суды сделали правильный вывод о том, что возврату в республиканский бюджет Республики Мордовия подлежит субсидия в размере 42 666 рублей 86 копеек, исчисленная пропорционально недостижению названного показателя.
С учетом изложенного суды правомерно удовлетворили иск в обжалуемой части.
Материалы дела исследованы судами полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемых судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Судами правильно применены нормы материального права, не допущены нарушения норм процессуального права, перечисленные в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и являющиеся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов.
Вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины с кассационной жалобы не рассматривался, поскольку заявитель на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 16.02.2024 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 24.04.2024 по делу N А39-9408/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
О.Е. Бердников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что крестьянское (фермерское) хозяйство не выполнило условия соглашения о предоставлении субсидии, не обеспечив необходимую посевную площадь. В результате, суды первой и апелляционной инстанций частично удовлетворили иск о возврате субсидии, что было подтверждено кассационным судом, который оставил решения без изменения.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 августа 2024 г. N Ф01-3418/24 по делу N А39-9408/2023
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2075/2024
14.08.2024 Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3418/2024
24.04.2024 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-2075/2024
16.02.2024 Решение Арбитражного суда Республики Мордовия N А39-9408/2023