Нижний Новгород |
|
14 августа 2024 г. |
Дело N А29-9247/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 14.08.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Трубниковой Е.Ю.,
судей Голубевой О.Н., Чиха А.Н.,
при участии представителей
от ПАО "Т Плюс": Шурыгина А.Н. (по доверенности от 06.09.2022),
от Комитета Республики Коми имущественных и жилищных отношений: Омельчук А.А. (по доверенности от 07.02.2024),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Комитета Республики Коми имущественных и жилищных отношений на решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.01.2024 и на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024 по делу N А29-9247/2023
по иску публичного акционерного общества "Т Плюс" (ИНН: 6315376946, ОГРН: 1056315070350)
к государственному казенному учреждению Республики Коми "Служба единого заказчика Республики Коми" (ИНН: 1101461000, ОГРН 1021100510056), Комитету Республики Коми имущественных и жилищных отношений (ИНН: 1101481535, ОГРН: 1021100533607),
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов", акционерное общество "ПромМонтажСтрой",
о взыскании задолженности
и установил:
публичное акционерное общество "Т Плюс" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском к государственному казенному учреждению Республики Коми "Служба единого заказчика Республики Коми" (далее - Учреждение) и к Комитету Республики Коми имущественных и жилищных отношений (далее - Комитет) о взыскании 1 096 925 рублей 52 копеек задолженности по оплате тепловой энергии, поставленной в декабре 2022 года и в период с января по апрель 2023 года.
Определением к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет Республики Коми имущественных и жилищных отношений, Государственное бюджетное учреждение Республики Коми "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (далее - ГБУ РК "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов"), акционерное общество "ПромМонтажСтрой".
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.01.2024, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024, иск удовлетворен, с Учреждения взыскано 265 023 рубля 04 копейки долга, с Комитета - 831 902 рубля 48 копеек.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами, Комитет обратился в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции от 22.01.2024 и постановление суда второй инстанции от 09.04.2024 в части удовлетворения иска к Комитету и принять судебный акт об отказе в удовлетворении иска в данной части.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на то, что спорный объект капитального строительства был передан ГБУ РК "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" по договору от 23.12.2022 N Б-2144-12/2022 в безвозмездное пользование, поэтому на нем, как на ссудополучателе, лежит обязанность несения всех расходов, связанных с содержанием этого объекта.
Поскольку право оперативного управления у Учреждения возникло с даты принятия собственником соответствующего решения, отсутствие государственной регистрации такого права при фактическом владении имуществом не освобождает владельца от внесения обязательных платежей. Заявитель жалобы отмечает, что спорный объект в казну Республики Коми после его приемки не поступил, а остался в оперативном управлении Учреждения, что подтверждается договором N Б-2144-12/2022, по которому Комитет выступал как балансодержатель объекта в силу действовавшего в указанный период законодательства Республики Коми.
Комитет считает, что судами не дана надлежащая правовая оценка имеющимся в материалах дела документам, в соответствии с которыми у спорного объекта были пользователи, которые потребляли тепловую энергию в спорный период, но должным образом не производили оплату, поэтому возложение обязанности по ее оплате на Комитет является необоснованным.
Подробно доводы Комитета изложены в кассационной жалобе и поддержаны представителем в судебном заседании.
ПАО "Т Плюс" и Учреждение в отзывах и представитель ПАО "Т Плюс" в судебном заседании просили отказать в удовлетворении кассационной жалобы и оставить оспариваемые судебные акты в силе.
Акционерное общество "ПромМонтажСтрой" в отзыве оставило рассмотрение кассационной жалобы на усмотрение суда.
Законность обжалованных судебных актов проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе.
Как следует из материалов дела и установили суды первой и апелляционной инстанций, между Учреждением (заказчик) и АО "ПромМонтажСтрой" (подрядчик) заключен контракт от 29.06.2020 N 41/20 на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства "Расширение республиканского Тентюковского дома-интерната для престарелых и инвалидов на 90 мест в г. Сыктывкаре" (Р3) (далее - контракт), которому после окончания строительства и ввода в эксплуатацию был присвоен адрес город Сыктывкар, улица Тентюковская, дом 138/1.
На основании разрешения администрации муниципального образования городского округа "Сыктывкар" от 15.12.2022 спорный объект введен в эксплуатацию.
Между Комитетом (ссудодатель), Учреждением (балансодержатель) и ГБУ РК "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (ссудополучатель) заключен договор безвозмездного пользования государственным движимым и недвижимым имуществом Республики Коми от 23.12.2022 N Б-2144-12/2022 (далее - договор), согласно пункту 1.1 которого Комитет совместно с Учреждением передал, а ГБУ РК "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" приняло в безвозмездное пользование государственное движимое и недвижимое имущество Республики Коми в составе согласно приложению N 1.
Согласно приложению N 1 к договору ссудополучатель принимает недвижимое имущество - объект завершенного строительством "Расширение республиканского Тентюковского дома-интерната для престарелых и инвалидов на 90 мест в г. Сыктывкаре".
Между Обществом и АО "ПромМонтажСтрой" заключен договор от 17.12.2021 N СРВР - 0000022, в соответствии с пунктом 1.1 которого исполнитель обязался в целях осуществления пусконаладочных работ и проверки готовности внутриплощадочных и внутридомовых сетей (оборудования) подать на объект заявителя тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель, а заявитель - оплатить стоимость полученных энергоресурсов и обеспечивать техническую готовность и исправность находящегося в его ведении оборудования, а также безопасность производства работ.
Объектом, на который подается тепловая энергия и (или) теплоноситель, является спорный объект.
АО "ПромМонтажСтрой" направило Обществу уведомление о расторжении договора от 17.12.2021 N СРВР - 0000022 в связи с исполнением контракта.
Соглашением от 29.03.2023 Общество и АО "ПромМонтажСтрой" расторгли договорные отношения с 14.12.2022.
ГБУ РК "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" направило Обществу письмо от 13.01.2023, в котором просило ресурсоснабжающую компанию заключить договор теплоснабжения с 01.01.2023 в отношении спорного объекта.
Соглашением о внесении изменений в государственный (муниципальный) контракт (снабжение тепловой энергией и теплоносителем, в том числе как горячей водой на нужды горячего водоснабжения) от 22.05.2023 N СРТГ-7002275 в связи с получением 17.04.2023 разрешения Печорского управления Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию теплопотребляющей установки спорного объекта с 17.04.2023 он включен в договор энергоснабжения с ГБУ РК "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов".
Истец произвел расчет тепловой энергии, потребленной на спорном объекте за период с декабря 2022 года по 16 апреля 2023 года, на общую сумму 1 096 925 рублей 52 копейки и выставил на оплату счета, которые ответчиками не оплачены, что послужило основанием для обращения истца в Арбитражный суд Республики Коми с иском.
Изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзывов, заслушав доводы представителей сторон, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
По договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии (пункт 1 статьи 539 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Судами установлен и сторонами не оспаривается факт поставки в спорный период тепловой энергии и теплоносителя на спорный объект, их объем и стоимость.
Несогласие заявителя жалобы сводится к тому, что, по его мнению, обязательство по оплате потребленного ресурса должно быть возложено на лиц, являвшихся фактическими потребителями тепловой энергии, а именно на Учреждение (в связи с закреплением объекта на праве оперативного управления 19.02.2020) и ГБУ РК "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" (в связи с передачей в безвозмездное пользование).
В силу пункта 3 (абзац второй) статьи 308 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство может создавать права для третьих лиц в отношении одной или обеих его сторон только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2015), утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 26.06.2015 (вопрос N 5), обязанность ссудополучателя поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (695 Гражданского кодекса Российской Федерации) установлена в отношениях с ссудополучателем, а не исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, которые не являются стороной договора ссуды.
Исполнитель коммунальных услуг (ресурсоснабжающая организация) в отсутствие заключенного с ним договора не имеет возможности осуществлять контроль за тем, какое лицо фактически пользуется нежилым помещением, в том числе на основании договора безвозмездного пользования.
Поэтому в отсутствие договора между ссудополучателем нежилого помещения и исполнителем коммунальных услуг (ресурсоснабжающей организацией), заключенного в соответствии с действующим законодательством и условиями договора ссуды, обязанность по оплате таких услуг лежит на собственнике (арендодателе, ссудодателе) нежилого помещения.
Судами установлено, что отношения по теплоснабжению спорного объекта урегулированы ГБУ РК "Республиканский Тентюковский дом-интернат для престарелых и инвалидов" путем включения его в договор теплоснабжения от 01.02.2023 N СРТГ-7002275 с 17.04.2023.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 2 (абзац десятый) информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" и учитывая правовую позицию, изложенную в определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 17.09.2020 N 305-ЭС19-28087, суды пришли к верному выводу о том, что до 17.04.2023 обязанность оплатить поставленный ресурс лежит на собственнике спорного объекта.
Утверждение Комитета, что обязанность по внесению платы за тепловую энергию лежит на Учреждении, поскольку решением от 19.02.2020 N 152 спорный объект передан ему в оперативное управление, судом округа основано на неверном толковании норм материального права.
Согласно пункту 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с пунктом 1 статьи 299 Гражданского кодекса Российской Федерации право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом или иными правовыми актами или решением собственника.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании пункта 2 статьи 8.1 Гражданского кодекса Российской Федерации права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
Исходя из смысла норм статей 210, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации и правовой позиции, изложенной в пункте 5 (абзац второй) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" право оперативного управления имеет вещный характер и не только предоставляет его субъектам правомочия по владению и пользованию имуществом, но и возлагает на них обязанности по содержанию имущества. На лиц, владеющих имуществом на праве оперативного управления, распространяются требования части 3 статьи 30, частей 1, 2, 3 статьи 153 Жилищного кодекса по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и внесению платы на жилое помещение и коммунальные услуги.
В силу пункта 1 (абзац пятый) статьи 216 Гражданского кодекса Российской Федерации право хозяйственного ведения и право оперативного управления относятся к вещным правам лиц, не являющихся собственниками.
Таким образом, право хозяйственного ведения и право оперативного управления на недвижимое имущество возникают с момента их государственной регистрации.
Судами установлено, что на спорный объект зарегистрировано право собственности Республики Коми; сведения регистрации права оперативного управления за Учреждением в реестре отсутствуют.
На основании изложенного суды пришли к правильному выводу о том, что в период с 29.12.2022 по 16.04.2023 обязанным лицом по оплате тепловой энергии и теплоносителя, поставленных на спорный объект, являлся собственник, от лица которого выступает Комитет.
Участие Учреждения в заключении договора безвозмездного пользования государственным имуществом от 23.12.2022 в качестве балансодержателя, вопреки доводам заявителя, доказательством возникновения права оперативного управления Учреждения на спорный объект не является.
Оснований для иных выводов суд округа не усмотрел.
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены принятых судебных актов являться не может, поскольку направлено на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств, а выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального права.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов по приведенным в кассационной жалобе доводам у суда кассационной инстанции не имеется.
Суды не допустили нарушений норм процессуального права, являющихся в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы не рассматривался, так как заявитель освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 286, 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 22.01.2024 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024 по делу N А29-9247/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Комитета Республики Коми имущественных и жилищных отношений - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Ю. Трубникова |
Судьи |
О.Н. Голубева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил законность взыскания задолженности за поставленную тепловую энергию с ответчиков, указав, что обязанность по оплате лежит на собственнике объекта, поскольку право оперативного управления не было зарегистрировано. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 14 августа 2024 г. N Ф01-3590/24 по делу N А29-9247/2023