Нижний Новгород |
|
15 августа 2024 г. |
Дело N А82-12509/2021 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.08.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Прытковой В.П.,
судей Белозеровой Ю.Б., Елисеевой Е.В.
в отсутствие представителей участвующих в деле лиц
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области
на определение Арбитражного суда Ярославской области от 23.02.2024 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2024
по делу N А82-12509/2021
по ходатайству финансового управляющего Шеина Андрея Юрьевича
о завершении процедуры реализации имущества
Муравьева Сергея Николаевича
и установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) Муравьева Сергея Николаевича финансовый управляющий его имуществом Шеин Андрей Юрьевич обратился в Арбитражный суд Ярославской области с ходатайством о завершении процедуры реализации имущества должника и его освобождении от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами.
Арбитражный суд Ярославской области определением от 23.02.2024, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2024, завершил процедуру реализации имущества Муравьева С.Н., применив к нему правило об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств перед кредиторами.
Не согласившись с состоявшимися судебными актами в части освобождения должника от дальнейшего исполнения обязательств, его кредитор Управление Федеральной налоговой службы по Ярославской области (далее - Управление) обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой просит их в указанной части отменить, не освобождать Муравьева С.Н. от исполнения обязательств перед налоговым органом.
В обоснование кассационной жалобы заявитель приводит следующие доводы.
Обязательства, включенные в реестр требований кредиторов должника, основаны на решении от 16.01.2020 N 31 о привлечении должника к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившегося в занижении налоговой базы по упрощенной системе налогообложения, повлекшей занижение суммы налога на 360 000 рублей. Муравьев С.Н. полностью признал свою вину. Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что при возникновении и исполнении обязательства, на котором основано требование уполномоченного органа, должник действовал незаконно, в том числе уклонился от уплаты налога. Кроме того, Муравьев С.Н. получил денежные средства от продажи недвижимого имущества, однако израсходовал их на иные, не связанные с уплатой налогов нужды, не предпринял мер по надлежащему исполнению обязательств перед Управлением. Таким образом, должник уклонился от уплаты налога, что в силу пункта 4 статьи 213.28 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) исключает возможность применения к нему правила об освобождении от исполнения обязательств перед налоговым органом.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, явку представителей в заседание суда округа не обеспечили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения жалобы в их отсутствие.
Как следует из материалов дела, Арбитражный суд Ярославской области решением от 10.10.2021 признал Муравьева С.Н. несостоятельным (банкротом), ввел в отношении него процедуру реализации имущества, Шеина Андрея Юрьевича.
Реестр требований кредиторов должника сформирован в сумме 4 452 727 рублей 84 копейки, в том числе требования Федеральной налоговой службы в размере 564 384 рубля 55 копеек, из которых задолженность на сумму 70 845 рублей 27 копеек включена во вторую очередь реестра требований кредиторов, на сумму 493 539 рублей 28 копеек - в третью очередь.
За счет реализации имущества Муравьева С.Н. требования кредиторов погашены на сумму 561 100 рублей 47 копеек.
Финансовый управляющий представил в суд первой инстанции ходатайство о завершении процедуры реализации имущества должника, а также отчет о результатах проведения процедуры, иные документы, предусмотренные Законом о банкротстве.
Управление ходатайствовало о неосвобождении Муравьева С.Н. от дальнейшего исполнения обязательств перед налоговым органом.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворив ходатайство финансового управляющего и завершив процедуру реализации имущества должника, исходили из того, что все необходимые мероприятия проведены, причин для её продления не имеется. Суды не установили обстоятельств, исключающих применение к Муравьеву С.Н. правила об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств.
Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не установил правовых оснований для их отмены.
В соответствии с пунктом 3 статьи 213.28 Закона о банкротстве после завершения расчетов с кредиторами гражданин, признанный банкротом, освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, в том числе требований кредиторов, не заявленных при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина (далее - освобождение гражданина от обязательств).
Закрепленные в законодательстве о несостоятельности граждан положения о неосвобождении от обязательств недобросовестных должников направлены на исключение возможности получения должником несправедливых преимуществ и обеспечение тем самым защиты интересов кредиторов. Возможность применения правила об освобождении должника от исполнения обязательств зависит от его добросовестности.
Обычным способом прекращения гражданско-правовых обязательств и публичных обязанностей является их надлежащее исполнение.
Институт банкротства граждан предусматривает иной - экстраординарный механизм освобождения лиц, попавших в тяжелое финансовое положение, от погашения требований кредиторов, - списание долгов. При этом целью института потребительского банкротства является социальная реабилитация гражданина - предоставление ему возможности заново выстроить экономические отношения, законно избавившись от необходимости отвечать по старым обязательствам, чем в определенной степени ущемляются права кредиторов, рассчитывавших на получение причитающегося им.
Вследствие этого к гражданину-должнику законодателем предъявляются повышенные требования в части добросовестности, подразумевающие, помимо прочего, честное сотрудничество с кредиторами.
В обоснование позиции об отсутствии оснований для освобождения Муравьева С.Н. от исполнения обязательств перед Управлением, последнее ссылается на то, что должник привлечен к ответственности за совершение налогового правонарушения, выразившееся в уменьшении налоговой базы. По мнению налогового органа, указанное свидетельствует об уклонении Муравьева С.Н. от уплаты налогов.
Проанализировав в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства применительно к аргументам Управления, суды двух инстанций пришли к выводу, что с учетом конкретных фактических обстоятельств настоящего спора оснований для неприменения к Муравьеву С.Н. правила об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств перед кредитором не имеется.
Из материалов дела следует, что в период с 02.02.2017 по 25.10.2019 должник осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя с применением упрощенной системы налогообложения. Основным видом деятельности Муравьева С.Н. являлся ОКВЭД 68.10 "Покупка и продажа собственного недвижимого имущества".
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России N 2 по Ярославской области провела в отношении Муравьева С.Н. камеральную налоговую проверку, в ходе которой установлено, что должник на основании договора купли-продажи от 21.09.2018 реализовал за 6 000 000 рублей нежилое здание (торговый комплекс) общей площадью 159,8 квадратного метра с кадастровым номером 76:19:010225:54, расположенный по адресу Ярославская область, город Ростов, Соборная площадь, дом 7.
Налоговый орган установил, что получение дохода в связи с заключением указанного договора не отражено Муравьевым С.Н. в налоговой декларации по УСН за 2018 год, вследствие чего занижена налоговая база, не уплачен налог на сумму 360 000 рублей.
По результатам налоговой проверки уполномоченный орган решением от 16.01.2020 N 31 привлек должника к ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислил ему налог в размере 360 000 рублей, пени в размере 39 378 рублей и 4500 рублей штрафа.
Освобождение гражданина от обязательств не допускается, если доказано, что при возникновении (исполнении) обязательства, на котором конкурсный кредитор (уполномоченный орган) основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, скрыл или умышленно уничтожил имущество (пункт 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве).
Диспозиция указанного пункта предполагает, что не только уклонение от уплаты налога, но и иные незаконные действия гражданина при возникновении и исполнении им обязанностей налогоплательщика могут быть препятствием для применения правил об освобождении от требования налогового органа.
В пункте 14 Обзора судебной практики разрешения споров о несостоятельности (банкротстве) за 2023 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 15.05.2024, разъяснено, что раскрывая предусмотренные в четвертом абзаце пункта 4 статьи 213.28 Закона о банкротстве виды незаконного поведения, законодатель приводит исключительно случаи, относящиеся к совершению должником умышленных действий.
Таким образом, привлечение гражданина к ответственности за совершение налогового правонарушения может быть препятствием для освобождения должника от исполнения обязательств перед налоговым органом в случае, если такое правонарушение совершено умышленно.
Оценив обстоятельства совершения должником налогового правонарушения, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что в рассматриваемом случае Муравьев С.Н. не совершил умышленных и недобросовестных действий, направленных на уклонение от уплаты налогов.
Суды исходили из того, что должник привлечен к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в то время как ответственность за умышленную неуплату налогов предусмотрена в пункте 3 указанной нормы.
В решении налогового органа от 16.01.2020 N 31 установлено, что правонарушение совершено Муравьевым С.Н. по неосторожности. Уполномоченный орган принял во внимание, что налогоплательщик привлечен к ответственности впервые, не имеет иной задолженности по налогам и сборам, находится в тяжелом финансовом положении.
Судебные инстанции установили, что денежные средства, вырученные должником от продажи имущества, израсходованы на погашение ранее возникших обязательств перед кредиторами. В подтверждение данного факта в материалы дела представлены соответствующие платежные документы. Указанные операции в рамках дела о банкротстве не оспорены, недействительными сделками не признаны.
С учетом изложенного вывод судов об отсутствии в действиях Муравьева С.Н. признаков умышленного уклонения от уплаты налогов и, соответственно, о возможности применения к нему правила об освобождении от дальнейшего исполнения обязательств перед Управлением является правильным.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не опровергают выводы судов, основанные на исследованных доказательствах, установленных обстоятельствах и нормах права, и не свидетельствуют о наличии в принятых судебных актах нарушений норм материального или процессуального права, приведших к допущению судебной ошибки.
Несогласие заявителя с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены определения и постановления являться не может, поскольку такая позиция Управления по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебных актов, судом округа не выявлено.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Ярославской области от 23.02.2024 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 24.05.2024 по делу N А82-12509/2021 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федеральной налоговой службы по Ярославской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.П. Прыткова |
Судьи |
Ю.Б. Белозерова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность освобождения должника от исполнения обязательств перед кредитором, несмотря на наличие налогового правонарушения. Арбитражный суд установил, что действия должника не были умышленными, а налоговая ответственность возникла по неосторожности. Кассационная жалоба кредитора отклонена, так как не выявлено оснований для отмены предыдущих судебных актов.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 15 августа 2024 г. N Ф01-3744/24 по делу N А82-12509/2021