Нижний Новгород |
|
16 августа 2024 г. |
Дело N А39-6834/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14.08.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 16.08.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бабаева С.В.,
судей Кислицына Е.Г., Чиха А.Н.,
без участия представителей сторон
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ответчика -
общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "СпецЖилСервис"
на решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.12.2023 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2024
по делу N А39-6834/2023
по иску администрации Ленинского района городского округа Саранск
(ИНН: 1326196304, ОГРН: 1061326010240)
к обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания "СпецЖилСервис"
(ИНН: 1326256539, ОГРН: 1211300000955)
об обязании содержать и поддерживать в надлежащем виде контейнерные площадки,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Ремондис Саранск" и казенное учреждение городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства",
и установил:
администрация Ленинского района городского округа Саранск (далее - Администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с иском к обществу с ограниченной ответственностью "СпецЖилСервис" (далее - Общество) об обязании содержать и постоянно поддерживать в надлежащем виде контейнерные площадки.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Ремондис Саранск" (далее - ООО "Ремондис Саранск") и казенное учреждение городского округа Саранск "Дирекция коммунального хозяйства и благоустройства".
Арбитражный суд Республики Мордовия решением от 27.12.2023, оставленным без изменения постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2024, удовлетворил исковое требование, обязав ответчика содержать и поддерживать в надлежащем виде контейнерные площадки, расположенные по адресам: г. Саранск, пр. 50 лет Октября, д. 8, ул. М.Расковой, д. 31, ул. Серадзская, д. 12, 13а и 24, ул. Попова, д. 69 и 61.
Не согласившись с названными судебными актами, Общество обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой, в которой попросило отменить принятые решение и постановление ввиду несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела и нарушения норм материального права.
Оспаривая законность обжалованных судебных актов, податель жалобы указывает на отсутствие доказательств вхождения спорных площадок накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) в состав общего имущества многоквартирных домов; суды не дали оценку природе возникновения расположенных на спорной контейнерной площадке отходов.
Представитель ООО "Ремондис Саранск" в отзыве на кассационную жалобу сослался на законность и обоснованность состоявшихся решения и постановления и попросил отказать в удовлетворении жалобы.
Окружной суд удовлетворил ходатайство ООО "Ремондис Саранск" о проведении судебного разбирательства по рассмотрению кассационной жалобы без участия его представителя.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, не направили представителей в судебное заседание, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Законность решения Арбитражного суда Республики Мордовия и постановления Первого арбитражного апелляционного суда, проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, предусмотренном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, применительно к доводам жалобы.
Изучив материалы дела и оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, окружной суд не нашел оснований для отмены принятых судебных актов в силу следующего.
Как усматривается из материалов дела и установили суды, Общество является управляющей организацией многоквартирных жилых домов по адресам: г. Саранск, пр. 50 лет Октября, д. 8; ул. М.Расковой, д. 31; ул. Серадзская, д. 12, 13а и 24; ул. Попова, д. 61 и 69.
Для жителей данных домов оборудованы контейнерные площадки для складирования ТКО, что подтверждается выписками из реестра мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Ленинского района г.о. Саранск.
Администрацией 10.07.2023 в адрес ответчика направлено письмо N уд2013, в котором сообщалось о складировании мусора в виде веток и строительного мусора на контейнерных площадках, предназначенных для обслуживания жителей указанных многоквартирных домов.
Ответчик в ответном письме от 20.07.2023 N 231 не согласился с требованиями Администрации, сославшись на то, что земельные участки не сформированы и в отношении них не проведен государственный кадастровый учет, являются собственностью муниципалитета, соответственно, не входят в состав общего имущества многоквартирных домов.
25.07.2023 сотрудниками Управления жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации было проведено повторное обследование контейнерных площадок, расположенных по адресам: г. Саранск, пр. 50 лет Октября, д. 8; ул. М.Расковой, д. 31; ул. Серадзская, д. 12, 13а и 24; ул. Попова д. 61 и 69, что отражено в акте осмотра мест (площадок) накопления ТКО от 25.07.2023.
На момент обследования на контейнерных площадках по адресам: г. Саранск, ул. М.Расковой д. 31; ул. Серадзская, д.12, 13а и 24; ул. Попова д.61 и 69, вновь было выявлено складирование мусора, не относящегося к ТКО.
Требование о приведении контейнерной площадки в надлежащее состояние оставлено без удовлетворения, что послужило основанием для обращения Администрации в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 161 (частей 1, 1.2 и 2.3) Жилищного кодекса Российской Федерации, управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирным домом.
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, порядок их оказания и выполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
При управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домах, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 кодекса, за обеспечение готовности инженерных систем.
На основании статьи 162 (части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 этого кодекса, обеспечить готовность инженерных систем, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирном доме деятельность.
Согласно пункту 2 (подпункту "е") Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), а также пункту 4 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации в состав общего имущества включается, в том числе земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства.
В силу пункта 11 (подпункта "д(2)") Правил N 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя и работы по содержанию мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с установленными требованиями. Указанные работы не включают только уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов. Аналогичное положение содержится и в пункте 26(1) минимального перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290.
На основании пункту 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе, установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории.
В соответствии с пунктами 3 и 4 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039, места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации обязанность по созданию места (площадки) накопления ТКО лежит на других лицах, такие лица согласовывают создание места (площадки) накопления ТКО с органом местного самоуправления на основании письменной заявки, форма которой устанавливается уполномоченным органом.
Из приведенных норм законодательства однозначно следует, что место (площадку) накопления твердых бытовых (коммунальных) отходов обязан создать именно ответчик, а не администрация. Такой подход соответствует и правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации (определение от 16.04.2020 N 307-ЭС20-3601).
Из системного толкования приведенных норм также следует, что содержание контейнерной площадки, определенной как место накопления ТКО для многоквартирного дома в подписанном с региональным оператором договоре либо на основании территориальной схемы обращения с отходами (либо муниципального реестра мест (площадок) накопления ТКО), является составной частью содержания общего имущества многоквартирного дома, что, в свою очередь, относится к обязанности управляющей организации.
В случае если место (площадка) накопления ТКО организовано для многоквартирного дома (нескольких многоквартирных домов) на земельном участке, находящемся в публичной собственности, ввиду невозможности его организации по санитарно-эпидемиологическим и иным требованиям на земельном участке, находящемся в долевой собственности владельцев помещений многоквартирного дома, расходы по содержанию такой контейнерной площадки относятся к обязательствам соответствующей управляющей компании или распределяются между управляющими организациями пропорционально общей площади помещений в многоквартирном доме (статья 249 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Спорные контейнерные площадки по адресам: г. Саранск, пр. 50 лет Октября, д. 8; ул. М.Расковой, д. 31; ул. Серадзская, д. 12, 13а и 24; ул. Попова д. 61 и 69, включены в реестр мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории Ленинского района г.о. Саранск. Площадки расположены на расстоянии соответствующем от многоквартирных домов как санитарным нормам и правилам (ранее и ныне действующим), так и правилам благоустройства, принятым в городе Саранск. Собственником места (площадки) накопления ТКО являются собственники помещений в многоквартирных домах.
Таким образом, вопреки доводам кассатора, судебные инстанции сделали правомерный вывод о наличии у ответчика обязанности по содержанию спорных контейнерных площадок независимо от размещения их на земельных участках, находящихся в публичной собственности.
В соответствии со статьей 308.3 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства (пункт 1). Защита кредитором своих прав в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не освобождает должника от ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства (пункт 2).
В пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" разъяснено, что согласно пункту 1 статьи 308.3 и статье 396 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено Гражданским кодексом Российской Федерации, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 Гражданского кодекса Российской Федерации должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства. При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным. Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения Гражданского кодекса Российской Федерации, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
Следовательно, ответчик обязан был после начала управления домами принять меры для устранения соответствующих нарушений, выявленных Администрацией, любыми законными способами, однако материалами дела подтверждено скопление около контейнеров отходов, бытового и строительного мусора, веток.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 8 Федерального закона Российской Федерации от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с ТКО относятся, в том числе, создание и содержание мест (площадок) накопления ТКО, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 N 641" (далее - Правила N 1156) крупногабаритными отходами признаются ТКО (мебель, бытовая техника, отходы, возникшие при текущем ремонте жилых помещений, и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах (пункт 2).
Пункт 3.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 56195-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги содержания придомовой территории, сбор и вывоз бытовых отходов. Общие требования", утвержденного приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.10.2014 N 1447-ст, определяят крупногабаритные отходы (далее - КГО) как отходы производства и потребления, являющиеся предметами, утратившими свои потребительские свойства (мебель, бытовая техника, велосипеды и другие крупные предметы), размеры которых превышают 0,5 метра в высоту, ширину или длину.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов (утвержден приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.05.2017 N 242) твердые коммунальные и строительные отходы разделены по классификации: "отходы (мусор) от строительных и ремонтных работ" (код 89000001724) и "лом строительного кирпича незагрязненный" (код 82310101215), входящие в состав блока "отходы строительства и ремонта" (код 80000000000).
В соответствии с ГОСТ Р 57678-2017 "Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Ликвидация строительных отходов" строительные отходы - это отходы, образующиеся в процессе сноса, разборки, реконструкции, ремонта (в 8 том числе капитального) или строительства зданий, сооружений, промышленных объектов, дорог, инженерных и других коммуникаций (пункт 3.2); вывоз строительных отходов с объектов образования строительных отходов и мест хранения строительных отходов осуществляется собственниками (владельцами) строительных отходов либо перевозчиками строительных отходов в соответствии с заключенными договорами (пункт 7.3).
Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242, КГО отнесены к ТКО.
В Федеральном классификационном каталоге отходов группа отходов "Отходы коммунальные, подобные коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению" (73000000000) включает в себя, в том числе, вид отходов "Растительные отходы при уходе за газонами, цветниками, древесно-кустарниковыми посадками, относящиеся к твердым коммунальным отходам" (73130000000), в который входят такие отходы, как "растительные отходы при уходе за газонами, цветниками" (73130001205) и "растительные отходы при уходе за древесно-кустарниковыми посадками" (73130002205).
Под древесно-кустарниковой растительностью понимаются деревья и кустарники, произрастающие совместно на одном земельном участке (пункт 3.5 ГОСТ Р 53052-2008 "Национальный стандарт Российской Федерации. Машины и орудия для подготовки вырубок к производству лесокультурных работ. Методы испытаний", утвержденный приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 17.12.2008 N 433-ст).
На основании пункта 3 Правил N 269 в состав отходов, подлежащих учету, относят отходы, образующиеся при уборке придомовой территории.
В силу пункта 11 Правил N 1156, в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с ТКО в местах (площадках) накопления ТКО складирование крупногабаритных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в бункеры, расположенные на контейнерных площадках; б) на специальных площадках для складирования крупногабаритных отходов.
При этом вывоз КГО обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации региональным оператором, в том числе по заявкам потребителей, либо самостоятельно потребителями путем доставки КГО на площадку для их складирования.
Места расположения таких площадок определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (пункт 12 Правил N 1156).
В пункте 15 Правил N 1156 предусмотрено, что потребителям запрещается осуществлять складирование ТКО в местах (площадках) накопления, не указанных в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО. Потребителям запрещается складировать ТКО вне контейнеров или в контейнеры, не предназначенные для таких видов отходов, за исключением случаев, установленных законодательством Российской Федерации.
На основании пункта 18 Правил N 1156 собственники земельного участка обязаны самостоятельно обеспечить ликвидацию мест несанкционированного размещения ТКО или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения ТКО с региональным оператором.
С учетом положений Правил N 1156 в части определения КГО, их складирования, а также Правил определения нормативов накопления ТКО, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2023 N 1390, в отношении проведения замеров с использованием бункеров (в которые складируются КГО), КГО должны быть учтены в составе ТКО при определении нормативов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В ходе судебного разбирательства установлено, что расположенные на спорных контейнерных площадках (вокруг контейнеров) отходы в виде веток, досок, иных отходов, складированных в мешки, фрагментов мебели оставлены на площадках жителями многоквартирных домов, находящимися в управлении ответчика. При этом ветки, растительный мусор, образовавшийся в результате уборки придомовых территорий, складированы самой управляющей организацией.
Специальные площадки для складирования КГО, в том числе путем установки специальных бункеров вблизи спорных многоквартирных домов не оборудованы.
Заявки о необходимости оборудования специальных площадок от управляющей организации в Администрацию не поступало. Информация о месте расположения специальных площадок для складирования КГО жильцам многоквартирных домов не предоставлена.
Отсутствие договорных отношений между ответчиком и региональным оператором на вывоз ТКО не освобождает общество от обязанности от содержания площадки.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об обоснованности заявленных Администрацией требований.
Оснований для иных выводов исходя из приведенных в кассационной жалобе доводов у суда округа не имеется, поскольку аргументы заявителя основаны на неверном толковании норм действующего законодательства в совокупности обстоятельств дела, не опровергают выводы судов, основанные на установленных по делу обстоятельствах, исследованных доказательствах и нормах права и не свидетельствует о наличии в принятых решении и постановлении нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход судебного разбирательства или приведших к допущению судебной ошибки.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судами первой и апелляционной инстанций на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц; изложенные в обжалованных судебных актах выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Несогласие подателя жалобы с результатами оценки судами имеющихся в материалах дела доказательств и выводами, сделанными на их основе, достаточным основанием для отмены состоявшихся по делу судебных актов являться не может, поскольку такая позиция кассатора по сути направлена на переоценку имеющихся в деле доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, что в силу положений статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в суде кассационной инстанции недопустимо.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
В соответствии со статьями 110 и 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине за рассмотрение кассационной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.12.2023 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 25.03.2024 по делу N А39-6834/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью Управляющая компания "СпецЖилСервис" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.В. Бабаев |
Судьи |
Е.Г. Кислицын |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил, что управляющая организация обязана содержать контейнерные площадки для твердых коммунальных отходов, расположенные на территории многоквартирных домов, даже если они находятся на земельных участках публичной собственности. Решение первой и апелляционной инстанций о наличии у ответчика обязанности по поддержанию площадок в надлежащем состоянии оставлено без изменения.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 16 августа 2024 г. N Ф01-3101/24 по делу N А39-6834/2023