Нижний Новгород |
|
19 августа 2024 г. |
Дело N А29-5347/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15.08.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.08.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Бердникова О.Е.,
судей Соколовой Л.В., Шутиковой Т.В.,
при участии представителя
от ответчика: Полякова В.А. (доверенность от 07.08.2024),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Хозторг"
на решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.12.2023 и
на постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024
по делу N А29-5347/2023
по иску общества с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (ИНН: 1102055018, ОГРН: 1071102001695)
к обществу с ограниченной ответственностью "Хозторг"
(ИНН:1105013231, ОГРН: 1021100874508)
о взыскании задолженности и неустойки,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - общество с ограниченной ответственностью "Санбытсервис Плюс",
и установил:
общество с ограниченной ответственностью "Региональный оператор Севера" (далее -Региональный оператор) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском, уточненным в порядке, установленном в статье 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Хозторг" (далее - ООО "Хозторг", Общество) о взыскании 1 095 184 рубля 26 копеек задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) по договору от 11.01.2021 N 7340/РО-П/2021 за период с 01.01.2021 по 28.02.2023, 311 457 рублей 48 копеек неустойки за период с 11.10.2021 по 28.11.2023 и до дня фактической оплаты суммы задолженности, а также 79 рублей 80 копеек почтовых расходов.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 02.12.2023 иск удовлетворен.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024 решение суда оставлено без изменения.
ООО "Хозторг" не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды нарушили нормы материального и процессуального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По его мнению, суды неправомерно распространили действие договора от 11.01.2021 N 7340/РО-П/2021 на период с 01.01.2021, поскольку между сторонами был заключен и исполнялся договор от 09.01.2019 N 233/РОП/2019. Общество настаивает, что Региональным оператором не доказан объем вывозимых ТКО и неверно произведен расчет задолженности за оказанные услуги.
Подробно позиция заявителя приведена в кассационной жалобе и поддержана представителем в судебном заседании.
Региональный оператор в отзыве на кассационную жалобу отклонил доводы Общества; надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, явку представителя в судебное заседание не обеспечил.
Законность решения Арбитражного суда Республики Коми и постановления Второго арбитражного апелляционного суда проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Региональный оператор 24.09.2021 направил Обществу проект договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 N 7340/РО-П/2021, в соответствии с которым учет объема и (или) массы принимаемых ТКО в отношении объектов потребителя, расположенных по адресам: г. Печора, ул. Воркутинская, д. 4а и г. Усинск, ул. Магистральная, д. 1а, рассчитан исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема и составил 494,66136 м3 в год.
Общество не согласилось с предложенным Региональным оператором расчетом объема принимаемых ТКО и, соответственно, редакцией пункта 12 и приложений N 1 и 2 к договору, в связи с чем 11.10.2021 направило в адрес ответчика протокол разногласий, в котором настаивало на расчете объема принимаемых ТКО исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО.
Отказ Регионального оператора от заключения договора на предложенных Обществом условиях послужил основанием для обращения последнего в арбитражный суд.
Вступившим в законную силу постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 17.01.2023 по делу N А29-2597/2022 урегулированы разногласия, возникшие между Обществом и Региональным оператором при заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 N 7340/РО-П/2021; пункт 12 договора изложен в следующей редакции: "Стороны согласились производить учет объема и (или) массы ТКО в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 03 июня 2016 года N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы ТКО", следующим способом: исходя из количества и объема контейнеров для складирования твердых коммунальных отходов (наименование объекта - магазин "Хозторг", Республика Коми, муниципальный район Печора, городское поселение Печора, город Печора, ул. Воркутинская, 4а, место накопления твердых коммунальных отходов - контейнерная площадка город Печора, ул. Воркутинская, 4а, два контейнера объемом 0,75 м3, периодичность вывоза - в соответствии с пунктом 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19 и пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21; наименование объекта - магазин "Хозторг", Республика Коми, городской округ Усинск, город Усинск, ул. Магистральная, 1а, место накопления твердых коммунальных отходов - контейнерная площадка город Усинск, ул. Магистральная, 1, два контейнера объемом 0,75 м3, периодичность вывоза - в соответствии с пунктом 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19 и пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21) с применением соответствующих тарифов".
В соответствии с пунктом 4 договора от 11.01.2021 N 7340/РО-П/2021 дата начала оказания услуг согласована сторонами с 01.01.2021.
В период с 01.01.2021 по 28.02.2023 Региональный оператор оказал Обществу услуги по обращению с ТКО и выставил ему счета на оплату.
Неисполнение ответчиком обязательства по оплате оказанных услуг послужило основанием для обращения Регионального оператора в арбитражный суд с настоящим иском.
Руководствуясь статьями 310, 330, 779, 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьями 30, 154, 155, 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 24.6, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Правилами обращения с твёрдыми коммунальными отходами, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156, Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505, Арбитражный суд Республики Коми признал доказанным факт оказания Региональным оператором ответчику услуг по обращению с ТКО на спорную сумму, в связи с чем удовлетворил иск.
Второй арбитражный апелляционный суд оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел правовых оснований для ее удовлетворения.
Согласно пунктам 1, 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации; договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора. Собственники ТКО обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с ТКО с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.
Договор на оказание услуг по обращению с ТКО заключается в соответствии с типовым договором, утвержденным Правительством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО может быть дополнен по соглашению сторон иными не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями (пункт 5 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ).
На основании пункта 1 статьи 24.10 Закона N 89-ФЗ определение объема и (или) массы твердых коммунальных отходов осуществляется в целях расчетов по договорам в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Правила учета ТКО утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 (далее - Правила N 505), а Правила обращения с ТКО и форма Типового договора - постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156).
В соответствии с подпунктами "б" и "в" пункта 25 Правил N 1156 существенным условием договора на оказание услуг по транспортированию ТКО является планируемый объем и (или) масса транспортируемых твердых коммунальных отходов, состав таких отходов, а также периодичность и время вывоза ТКО.
В силу пункта 6 Правил N 505 в целях осуществления расчетов с собственниками ТКО коммерческий учет ТКО осуществляется в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 настоящих Правил.
В подпункте "а" пункта 5 Правил N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.
При этом при заключении с региональным оператором договора на оказание услуг по обращению с ТКО собственник ТКО вправе выбрать один из двух способов коммерческого учета: исходя из нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема, либо исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО (определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 27.04.2021 N 305-ЭС21-54).
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Факт оказания Региональным оператором услуг по обращению с ТКО Общество не оспаривает, однако выражает несогласие с объемом оказанных услуг.
Суды установили и материалами дела подтверждается, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО от 11.01.2021 N 7340/РО-П/2021 действует в редакции, установленной Вторым арбитражным апелляционным судом в постановлении от 17.01.2023 по делу N А29-2597/2022.
Согласно установленной судом редакции договора учет объема и (или) массы ТКО производится исходя из количества и объема контейнеров для складирования ТКО (по два контейнера объемом 0,75 м3 на каждом объекте Общества); периодичность вывоза ТКО определена в соответствии с пунктом 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19 и пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21.
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 04.08.2023 по делу N А29-2597/2022, постановление суда апелляционной инстанции от 17.01.2023 оставлено без изменения; определением Верховного Суда Российской Федерации от 20.11.2023 N 301-ЭС23-22302 Обществу отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации.
При таких обстоятельствах суды обоснованно признали правомерным произведенный Региональным оператором расчет задолженности исходя из количества, объема контейнеров и периодичности их вывоза в соответствии с пунктом 2.12 СанПиН 2.1.7.3550-19 и пунктом 11 СанПиН 2.1.3684-21.
Расчет задолженности судами проверен и признан верным.
Доказательств оплаты спорной суммы долга материалы дела не содержат.
Доказательств ненадлежащего оказания Региональным оператором услуг в спорном периоде ответчик не представил.
Довод Общества о неправомерном распространении действия договора от 11.01.2021 N 7340/РО-П/2021 на правоотношения, возникшие с 01.01.2021, суды правомерно отклонили, поскольку в рамках рассмотрения дела N А29-2597/2022 пункт 4 договора, в котором установлено условие о дате начала оказания услуг (с 01.01.2021), не оспаривался, следовательно, стороны распространили его действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2021.
На основании изложенного суды правомерно удовлетворили иск Регионального оператора.
Оснований для отмены обжалованных судебных актов по приведенным в кассационных жалобах доводам у суда округа не имеется.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Коми от 02.12.2023 и постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 09.04.2024 по делу N А29-5347/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Хозторг" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины, связанной с рассмотрением кассационной жалобы, отнести на общество с ограниченной ответственностью "Хозторг".
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
О.Е. Бердников |
Судьи |
Л.В. Соколова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность взыскания задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, установив, что договор действовал с 01.01.2021. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, так как доводы ответчика о неправильном расчете объема услуг и применении договора не нашли подтверждения. Кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 19 августа 2024 г. N Ф01-3390/24 по делу N А29-5347/2023