Нижний Новгород |
|
24 сентября 2024 г. |
Дело N А43-34720/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23.09.2024.
Постановление изготовлено в полном объеме 24.09.2024.
Арбитражный суд Волго-Вятского округа в составе:
председательствующего Шутиковой Т.В.,
судей Когута Д.В., Соколовой Л.В.
при участии представителя
от заинтересованного лица: Молоствова М.Г. (доверенность от 30.11.2022),
рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу
Управления Федерального казначейства по Нижегородской области
на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2024 и
на постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024
по делу N А43-34720/2023
по заявлению закрытого акционерного общества "Дробмаш"
(ИНН: 5260171078, ОГРН: 1065260097429)
о признании незаконным в части представления Управления Федерального казначейства по Нижегородской области от 06.10.2023 N 32-20-15/20-10117,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерство промышленности и торговли Российской Федерации
(ИНН: 7705596339, ОГРН: 1047796323123),
и установил:
закрытое акционерное общество "Дробмаш" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании незаконным в части представления Управления Федерального казначейства по Нижегородской области (далее - Управление) от 06.10.2023 N 32-20-15/20-10117.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечено Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Министерство).
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2024 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Управление не согласилось с принятыми судебными актами и обратилось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа с кассационной жалобой.
Заявитель жалобы считает, что суды первой и апелляционной инстанций неправильно применили нормы материального права и сделали выводы, не соответствующие фактическим обстоятельствам дела. По мнению Управления, заключив Соглашение от 27.12.2020 N 020-11-2020-2092 о предоставлении из федерального бюджета субсидии российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов (далее - Соглашение), стороны взяли на себя обязательства соблюдать не только условия Соглашения, но и положения Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) и Правил предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на финансовое обеспечение затрат на проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по современным технологиям в рамках реализации такими организациями инновационных проектов и о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2019 N 1649 (далее - Правила N 1649), в соответствии с которыми оно заключается.
Отношения, связанные с заключением и исполнением Соглашения, не входят в сферу применения гражданского законодательства, а регулируются бюджетным законодательством.
Управление полагает, что Правилами N 1649 установлена императивная обязанность уплаты пени получателем субсидии при нарушении сроков представления отчетности, и эта обязанность возникает со дня нарушения таких сроков на основании положений законодательства Российской Федерации и не зависит от воли сторон Соглашения, в том числе Министерства.
Управление поясняет, что оно не осуществляло начисление пеней, а в пределах своей компетенции выявило нарушение получателем субсидии (Обществом) сроков предоставления отчетности, установленных пунктом 4.3.10.2 Соглашения, а также связанное с ним нарушение пункта 4.3.16.10 Соглашения и пункта 25 Правил N 1649, выразившееся в невыполнении обязанности по оплате пени, и направило требование об устранении данного нарушения.
Подробно доводы заявителя изложены в кассационной жалобе и поддержаны его представителем в судебном заседании.
Общество в отзыве не согласилось с доводами кассационной жалобы, посчитав обжалуемые судебные акты законными и обоснованными; заявило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
Министерство отзыв на кассационную жалобу не представило; извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, представителей в суд не направило. Кассационная жалоба рассмотрена без его участия.
Законность принятых Арбитражным судом Нижегородской области и Первым арбитражным апелляционным судом решения и постановления проверена Арбитражным судом Волго-Вятского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установили суды, Управление на основании приказов от 27.06.2023 N 417, от 20.07.2023 N 467, от 04.08.2023 N 518 в период с 13.07.2023 по 25.08.2023 провело плановую выездную проверку осуществления расходов федерального бюджета на реализацию мероприятий по импортозамещению в отдельных гражданских отраслях промышленности (станкоинструментальная промышленность, лесопромышленный комплекс) и установило, что Министерство и Общество заключили Соглашение от 27.12.2020 N 020-11-2020-2092 в соответствии с Правилами N 1649.
При проведении проверки Управление установило нарушение Обществом пункта 4.3.10.2 Соглашения от 27.12.2020 N 020-11-2020-2092, что выразилось в нарушение срока предоставления в Министерство отчета о достижении результата предоставления субсидии за январь - июнь 2021 года.
По результатам проверки Управление 25.08.2023 составило акт проверки и вынесло представление от 06.10.2023 N 32-20-15/20-10117, в соответствии с пунктом 2 которого возложило на Общество обязанность уплатить пени за несвоевременное предоставление отчета о достижении результата предоставления субсидии в сумме 1 287 637 рублей 16 копеек в срок до 22.12.2023 включительно.
Общество не согласилось с представлением Управления от 06.10.2023 N 32-20-15/20-10117 в части требования уплаты пеней и обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Руководствуясь статьями 65, 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 265, 266.1, 267.1, 269.2 БК РФ, Правилами N 1649, Арбитражный суд Нижегородской области пришел к выводу о том, что представление в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства, нарушает права и законные интересы Общества, и удовлетворил заявленное требование.
Первый арбитражный апелляционный суд согласился с выводом суда первой инстанции и оставил решение без изменения.
Рассмотрев кассационную жалобу, Арбитражный суд Волго-Вятского округа не нашел оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации действия, решения органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны незаконными, если они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 1 статьи 265 БК РФ государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в целях обеспечения соблюдения положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также соблюдения условий государственных (муниципальных) контрактов, договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета.
Внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль является контрольной деятельностью Федерального казначейства, органов государственного (муниципального) финансового контроля, являющихся исполнительными органами субъектов Российской Федерации (органами местных администраций) (далее - органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля) (пункт 3 статьи 265 БК РФ).
Объектами государственного (муниципального) финансового контроля (далее - объекты контроля) являются, в том числе, юридические лица, получающие средства из соответствующего бюджета на основании договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета и (или) государственных (муниципальных) контрактов, кредиты, обеспеченные государственными и муниципальными гарантиями (пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ).
В пункте 2.1 статьи 266.1 БК РФ установлено, что государственный финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из федерального бюджета (бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации) межбюджетных субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, бюджетных кредитов, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты на финансовое обеспечение реализации инфраструктурных проектов, осуществляется Счетной палатой Российской Федерации и Федеральным казначейством, в том числе, в отношении юридических и физических лиц, индивидуальных предпринимателей (с учетом положений пункта 2 настоящей статьи), которым предоставлены средства из бюджетов субъектов Российской Федерации (местных бюджетов).
В силу пункта 1 статьи 269.2 БК РФ к полномочиям органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля по осуществлению внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля относятся:
- контроль за соблюдением положений правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, в том числе устанавливающих требования к бухгалтерскому учету и составлению и представлению бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных (муниципальных) учреждений;
- контроль за соблюдением положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства и обязательства по иным выплатам физическим лицам из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, формирование доходов и осуществление расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации при управлении и распоряжении государственным (муниципальным) имуществом и (или) его использовании, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из соответствующего бюджета, государственных (муниципальных) контрактов;
- контроль за соблюдением условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, условий договоров (соглашений), заключенных в целях исполнения государственных (муниципальных) контрактов;
- контроль за достоверностью отчетов о результатах предоставления и (или) использования бюджетных средств (средств, предоставленных из бюджета), в том числе отчетов о реализации государственных (муниципальных) программ, отчетов об исполнении государственных (муниципальных) заданий, отчетов о достижении значений показателей результативности предоставления средств из бюджета;
- контроль в сфере закупок, предусмотренный законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Согласно пункту 2 статьи 269.2 БК РФ при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; направляются финансовым органам (органам управления государственными внебюджетными фондами) уведомления о применении бюджетных мер принуждения; осуществляется производство по делам об административных правонарушениях в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях; назначается (организуется) проведение экспертиз, необходимых для проведения проверок, ревизий и обследований; получается необходимый для осуществления внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне; направляются в суд иски о признании осуществленных закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд недействительными в соответствии с ГК РФ.
Согласно пункту 2 статьи 267.1 БК РФ под проверкой в целях осуществления государственного (муниципального) финансового контроля понимается совершение контрольных действий по документальному и фактическому изучению законности отдельных финансовых и хозяйственных операций, достоверности бюджетного (бухгалтерского) учета и бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности в отношении деятельности объекта контроля за определенный период.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 24 Правил N 1649 для получения субсидии организация, с которой заключено соглашение о предоставлении субсидии, представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящих Правил, не позднее чем за 30 календарных дней (в случае первичного предоставления субсидии - не позднее чем за три календарных дня) до очередной даты предоставления субсидии, установленной соглашением о предоставлении субсидии, отчетность, предусмотренная соглашением о предоставлении субсидии в соответствии с подпунктами "е" и "ж" пункта 23 настоящих Правил (начиная с представления отчетов за первый этап реализации проекта, установленный планом мероприятий).
В соглашении о предоставлении субсидии предусматриваются в том числе обязательство организации - получателя субсидии по представлению ежеквартально по итогам I, II и III кварталов, не позднее 25-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом, а по итогам года - не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным годом, отчетов в соответствии с подпунктом "е" настоящего пункта, отчетности о достижении значений результата предоставления субсидии и характеристик (показателей), необходимых для достижения результата предоставления субсидии, и об осуществлении расходов, источником финансового обеспечения которых является субсидия, представляемой по формам, установленным типовой формой соглашения, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, в том числе обязательство по внесению актуальных данных, представляемых в указанные сроки, в электронные формы отчетности государственной информационной системы промышленности в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящих Правил (подпункт "ж" пункта 23 Правил N 1649).
Согласно пункту 25 Правил N 1649 Министерство рассматривает указанные в пункте 24 настоящих Правил документы в течение 20 рабочих дней и принимает решение о предоставлении субсидии или об отказе в предоставлении субсидии.
В случае непредставления отчетности в соответствии с подпунктами "б" или "б (1)" пункта 24 настоящих Правил в сроки, установленные соглашением о предоставлении субсидии, в том числе путем внесения отчетности в электронные формы отчетности государственной информационной системы промышленности в порядке, предусмотренном пунктом 12 настоящих Правил, и (или) в случае недостижения контрольных событий очередного этапа реализации проекта, установленных планом мероприятий, и (или) недостижения значений характеристик (показателей) очередного этапа реализации проекта, установленных планом мероприятий, необходимых для достижения результата предоставления субсидии, организация уплачивает пени в размере одной трехсотой ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, предоставленной организации суммы субсидии за каждый день просрочки до представления соответствующей отчетности и (или) до достижения контрольных событий очередного этапа реализации проекта, установленных планом мероприятий, и (или) характеристик (показателей), необходимых для достижения значения результата предоставления субсидии, или до дня расторжения соглашения о предоставлении субсидии.
Согласно пунктам 4.1.7.1.2 и 4.1.7.1.3 Соглашения Министерство обязуется осуществлять контроль за соблюдением Получателем порядка, целей и условий предоставления субсидии, установленных Правилами предоставления субсидии и настоящим Соглашением, путем проведения плановых и (или) внеплановых проверок: по месту нахождения Министерства на основании:
- отчета о достижении результата предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии по форме, установленной в приложении N 3 к настоящему Соглашению, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения, представленного в соответствии с пунктами 4.3.10.2 и 4.3.16.7 настоящего Соглашения;
- отчета о выполнении условий предоставлении субсидии и о выполнении плана мероприятий по разработке современных технологий, производству и реализации на их основе инновационной продукции по форме, установленной в приложении N 9 к настоящему соглашению, являющимся неотъемлемой частью настоящего Соглашения (далее - отчет о выполнении плана мероприятий).
В соответствии с пунктом 4.1.10.1 Соглашения Министерство обязуется в случаях, предусмотренных пунктом 4.3.16.10 настоящего Соглашения, начислять получателю соответствующие пени, с обязательным уведомлением получателя в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанного решения.
В пункте 4.3.10.2 Соглашения указано, что получатель обязуется представлять в Министерство: отчет о достижении значений результата предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии в соответствии с пунктом 4.1.7.1.2 настоящего Соглашения и отчет о выполнении плана мероприятий в соответствии с пунктом 4.1.7.1.3 настоящего Соглашения не позднее 30-го рабочего дня, следующего за отчетным периодом, при этом устанавливается следующая периодичность представления указанного отчета.
Согласно пункту 4.3.16.10 Соглашения получатель обязуется выполнять иные обязательства в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и Правилами предоставления субсидии, в том числе в случае непредставления документов в установленный срок согласно пунктам 4.3.10.1, 4.3.10.2 настоящего Соглашения, уплачивать пени, размер которой составляет одну трехсотую ключевой ставки, установленной Центральным банком Российской Федерации, суммы Субсидии за каждый день просрочки до представления соответствующей отчетности и (или) до достижения контрольных событий очередного этапа реализации Проекта, установленных Планом-графиком реализации инновационного проекта и (или) показателями, необходимыми для достижения результата предоставления субсидии, или до даты расторжения настоящего Соглашения.
Из совокупного толкования норм Правил N 1649 и условий Соглашения суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что пени, предусмотренные Правилами N 1649 и пунктом 4.3.16.10 Соглашения, представляют собой меру гражданско-правовой ответственности за ненадлежащее исполнение получателем субсидии обязательства по Соглашению в виде соблюдения срока представления отчета о достижении результата предоставления субсидии и показателей, необходимых для достижения результата предоставления субсидии. При этом начисление пени относится к полномочиям Министерства, реализуемым в рамках контроля за соблюдением получателем субсидии порядка, целей и условий ее предоставления субсидии, установленных Правилами и Соглашением. Обязанность по уплате пени возникает у получателя субсидии в связи с получением уведомления Министерства о принятом решении об их начислении.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимной связи, суды установили, что несмотря на допущенное Обществом нарушение срока представления отчета о достижении результата предоставления субсидии за январь - июнь 2021 года, Министерство не начислило Обществу пени и не уведомило его в порядке пункта 4.1.10.1 Соглашения, и пришли к верному выводу об отсутствии у Общества обязанности по уплате пеней.
Управление, которое не являлось стороной Соглашения, установив в ходе проведения проверки Общества нарушение срока представления отчета о достижении результата предоставления субсидии, не имело правовых оснований подменять собой Министерство и начислять пени.
С учетом изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к верному выводу о том, что представлением Управления в оспоренной части нарушаются права и законные интересы Общества, и удовлетворили заявленное требование.
Установленные судами фактические обстоятельства и сделанные на их основе выводы соответствуют материалам дела, им не противоречат и не подлежат переоценке судом кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, не опровергают сделанные судами выводы и направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции. Данные доводы были предметом рассмотрения судов и получили надлежащую правовую оценку.
Нормы материального права применены судами первой и апелляционной инстанций правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основанием для отмены принятых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
Кассационная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы Управления не рассматривался, так как на основании пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управление освобождено от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 287 (пункт 1 части 1) и 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Волго-Вятского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 02.04.2024 и постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2024 по делу N А43-34720/2023 оставить без изменения, кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Нижегородской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном в статье 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.В. Шутикова |
Судьи |
Д.В. Когут |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд установил, что управление не имело правовых оснований для начисления пеней за несвоевременное предоставление отчетности, поскольку не уведомило общество о принятом решении об их начислении. Суд первой инстанции и апелляционный суд признали действия управления незаконными, что подтвердил кассационный суд, оставив предыдущие решения без изменения.
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 24 сентября 2024 г. N Ф01-4479/24 по делу N А43-34720/2023