В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона "О районных коэффициентах к заработной плате" с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Представленным законопроектом устанавливаются минимальные размеры и порядок выплаты районных коэффициентов к заработной плате работников, осуществляющих трудовую деятельность на предприятиях, учреждениях, организациях независимо от вида собственности на территориях 49 субъектов Российской Федерации.
В соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации (статья 316) федеральным законом размер районного коэффициента и порядок его выплаты устанавливаются для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Как следует из представленного законопроекта, предлагается федеральным законом установить районные коэффициенты не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в других районах, на территории которых в настоящее время применяются районные коэффициенты, а также в ряде пустынных, безводных и высокогорных местностей. При этом размер районного коэффициента устанавливается единым для производственных и непроизводственных отраслей.
В 24 субъектах Российской Федерации районные коэффициенты предлагается установить в размерах, превышающих установленные органами государственной власти бывшего Союза ССР для работников непроизводственных отраслей или решениями федеральных органов государственной власти Российской Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации, перечисленных в пункте 2 указанного законопроекта, предлагается закрепить на федеральном уровне размеры районных коэффициентов, повышенных органами государственной власти субъектов Российской Федерации на основании пункта 13 постановления Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 г. N 76 "О некоторых мерах по социально-экономическому развитию районов Севера".
Следует отметить, что в представленном законопроекте размеры районных коэффициентов приведены без научного обоснования, не основываясь на районировании Севера России.
Принятие законопроекта потребует дополнительного расходования средств бюджетов всех уровней.
В соответствии со статьей 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случае принятия федерального закона или иного правового акта, предусматривающего увеличение финансирования по существующим видам расходов или введение новых видов расходов бюджетов, которые до принятия законодательных актов не финансировались ни одним бюджетом, указанный правовой акт должен содержать нормы, определяющие источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачу финансовых ресурсов на новые виды расходов в бюджеты других уровней.
В предложенном финансово-экономическом обосновании к данному законопроекту информация об источниках и порядке финансирования новых расходов бюджетов отсутствует.
Принятие вышеуказанного законопроекта в представленном варианте повлечет дополнительные затраты средств федерального бюджета, связанные в частности, с увеличением денежного содержания федеральных государственных служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, аппаратов федеральных судов и органов прокуратуры Российской Федерации, заработной платы работников организаций, финансируемых из федерального бюджета.
Кроме того, с принятием представленного законопроекта потребуются дополнительные ассигнования на выплату пособий и иных платежей из средств обязательного социального страхования и обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению.
Пунктом 2 статьи 3 указанного законопроекта предусмотрено, что размер районного коэффициента может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, а также средств работодателей.
Однако на территории субъекта Российской Федерации могут находиться организации, финансируемые за счет средств федерального бюджета, деятельность которых не регулируется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Кроме того, финансирование базовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социального налога (взноса), зачисляемого в федеральный бюджет (статья 9 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"). В связи с этим предоставление права увеличения размера коэффициента субъектам Российской Федерации также приведет к дополнительным расходам средств федерального бюджета.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие данного законопроекта.
Заместитель Председателя |
Г.Карелова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 27 февраля 2004 г. N 1169п-П12 "Заключение по проекту федерального закона "О районных коэффициентах к заработной плате", вносимому в Государственную Думу Думой Ханты-Мансийского автономного округа-Югры"
Текст письма официально опубликован не был