Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О дополнении части первой Налогового кодекса Российской Федерации статьей 129.2 и внесении дополнений в главу 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Данный законопроект вносится в соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации. Настоящая пояснительная записка включает обоснование необходимости принятия предлагаемого законопроекта, его целей, основных положений, а также прогноза социально-экономических последствий.
Целью разработки данного законопроекта является упорядочение процесса администрирования единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации - далее НК РФ) путем введения свидетельства о применении системы налогообложения в виде единого налога и ответственности за нарушение срока подачи заявления о выдаче свидетельства - дополнение НК РФ статьями 346.28.1 и 129.2 соответственно.
1. Действующая глава 26.3 НК РФ не устанавливает систему контроля за осуществлением налогоплательщиками деятельности в течение налогового периода и контроля натуральных (физических) показателей предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход Положения новой системы налогообложения в виде единого налога таковы, что налогоплательщики, осуществлявшие в частности розничную нестационарную и разносную торговлю и автотранспортные услуги в том или ином налоговом периоде, и "не замеченные" налоговыми органами представляют декларации за 1 или 2 месяца из 3 (а так же# занижают физические показатели), "нулевые" декларации или вообще не отчитываются.
Бремя доказательства факта осуществления деятельности, количества физических показателей за каждый месяц налогового периода и вытекающей из этого обязанности налогоплательщика по уплате единого налога ложится на налоговые органы: ежемесячное (3 раза в квартал, 12 раз в год) осуществление "отлова и переписи" торгующих на ярмарках, рынках (как на организованных, так и стихийных), ведение ежемесячного учета всех частников - таксистов, маршрутных такси, водителей, осуществляющих грузоперевозки.
В этих условиях сокращается количество плательщиков и поступление единого налога в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. А проведение полного контроля за гражданами, осуществляющими деятельность, за ведением ими учета натуральных (физических) показателей трудно осуществимо и требует значительных трудовых затрат - не меньше, чем общее поступление единого налога в бюджеты всех уровней. Высокая трудоемкость оформления документов об обследовании предпринимательской деятельности, отсутствие ответственности, делает рейдовые мероприятия в целях выявления лиц (в частности индивидуальных предпринимателей), осуществляющих предпринимательскую деятельность и уклоняющихся от уплаты единого налога, малоэффективными, вследствие чего налоговыми органами они практически не проводятся.
По данным УМНС РФ по Курганской области количество учтенных в налоговых органах налогоплательщиков (представивших налоговые декларации), осуществляющих виды предпринимательской деятельности, облагаемые единым налогом, в 2003 году по сравнению с 2002 годом (по состоянию на 1 июля):
розничная торговля - количество плательщиков сократилось с 8380 до 7622 (- 9%), при этом количество организаций увеличилось на 58,5%, а индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 1013 человек или 12,7%.
оказание услуг общественного питания - количество плательщиков увеличилось с 203 до 221 (+ 8,9%), при этом количество организаций увеличилось на 47,2%, а индивидуальных предпринимателей уменьшилось на 12,2%.
оказание бытовых услуг - количество плательщиков увеличилось с 1194 до 1240 (+46 или 3,8%), при этом количество организаций увеличилось на 8,4%, а индивидуальных предпринимателей - на 3,2%.
оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств - количество плательщиков увеличилось с 248 до 293 (+45, в т.ч. 28 - организаций, или 18,15%).
оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов - количество плательщиков сократилось с 698 до 619 (-79, в т.ч. 78 - предприниматели, или 11,3%).
Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход, действовавшая до 1 января 2003 года (Федеральный закон от 31.07.1998 г. N 148-ФЗ) в этом плане, безусловно, имела значительное преимущество, предусматривая подачу налогоплательщиком в налоговый орган расчета, получение уведомления о переводе и свидетельства об уплате налога.
2. В целях повышения эффективности применения единого налога законопроектом предлагается установление документа в форме "Свидетельства о применении системы налогообложения в виде единого налога" - пункт 2 статьи 2 законопроекта (статья 346.28.1 НК РФ). Введение свидетельства направлено на совершенствование законодательства в сфере правового регулирования единого налога в части усиления контроля за налогоплательщиками, упорядочения процесса администрирования данного источника доходов бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов.
2.1. Статья 346.28.1 законопроекта состоит из восьми пунктов, определяющих:
- объекты и субъекты деятельности, на каждый из которых выдается свидетельство;
- реквизиты свидетельства;
- сроки подачи заявления о выдачи свидетельства (заявления об изменении физического показателя по объекту организации торговли или оказания услуг) для категорий налогоплательщиков различных по сроку начала осуществления деятельности, облагаемой единым налогом, реквизиты заявления;
- сроки выдачи и получения свидетельства;
- форму и порядок выдачи свидетельства - устанавливаются Министерством Российской Федерации по налогам и сборам;
- правила обращения со свидетельством;
- место хранения (нахождения) свидетельства при осуществлении деятельности, при прекращении (приостановлении) деятельности, порядок возврата при возобновлении ранее приостановленной деятельности;
- ответственность за нарушение налогоплательщиками срока подачи заявления о выдаче свидетельства - вводится статья 129.2 НК РФ.
2.2. Дополнение статьи 346.27 понятием "объекты организации торговли и оказания услуг" (территориально обособленные и преимущественно специально оборудованные места, в том числе стационарные здания или их части, строения, земельные участки, предназначенные для организации торговли и оказания услуг) связано с определением отдельной единицы, на каждую из которых будет выдаваться отдельное свидетельство.
2.3. Указание в свидетельстве (заявлении) особенностей ведения предпринимательской деятельности, в зависимости от которых по решению законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации устанавливаются значения корректирующего коэффициента К2 позволит более гибко учитывать при исчислении единого налога продолжительность работы налогоплательщиков в течение суток, недели, календарного месяца (при установлении понижающих значений К2) и с учетом даты прекращения (периода приостановления) деятельности.
Законопроект предусматривает упорядочение приостановки деятельности налогоплательщиков посредством уведомления - сдачи свидетельства и получения его обратно при ее возобновлении.
2.4. Положения пункта 9 статьи 346.29 дают возможность налогоплательщикам варьировать в течение месяца величиной физического показателя для целей налогообложения. Данный законопроект (абзац пятый пункта 4 статьи 346.28.1 НК РФ) предусматривает подачу налогоплательщиком заявления об изменении физического показателя по объекту организации торговли или оказания услуг либо заявление о выдаче свидетельства на каждое дополнительное транспортное средство, или работника, или объект организации деятельности, в срок не позднее пяти дней с даты изменения.
2.5. Свидетельство будет действовать в течение календарного года.
Содержащаяся в свидетельстве и заявлениях налогоплательщиков информация будет использоваться при проведении проверок (рейдовых, камеральных и выездных) деятельности налогоплательщиков по итогам и в течение налогового периода.
При проведении рейдовых мероприятий в целях выявления лиц (в частности индивидуальных предпринимателей), осуществляющих предпринимательскую деятельность и уклоняющихся от уплаты единого налога, или занижающих величины физических показателей, работникам налоговых органов (выдача свидетельств и проведение проверок зачастую осуществляются разными работниками) достаточно будет истребовать у налогоплательщика свидетельство и сверить фактическую и заявленную величину физического показателя, и только в случае его отсутствия или выявления несоответствия оформлять необходимые материалы. Это, безусловно, облегчит и работу налогоплательщиков с налоговыми органами при подобных проверках.
Через соответствующие соглашения с администрациями рынков и торговых центров, рекламораспространителями, органами местного самоуправления, другими контролирующими органами (в том числе ГИБДД, транспортной инспекцией) посредством истребования свидетельства (предъявления его налогоплательщиком) позволит оперативно реагировать налоговым органам по фактам выявления лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и не имеющих свидетельства, в целях привлечения их к налогообложению.
2.6. Введение свидетельства не увеличит налоговую нагрузку и даже снизит ее для отдельных налогоплательщиков, а также будет способствовать повышению культуры налогоплательщиков. Не изменятся общий и закрепленный статьей 346.32 НК РФ принцип "сперва заработал, затем заплатил", сроки подачи декларации и уплаты единого налога.
Обязанности налогоплательщиков, связанные с получением свидетельства, упрощены по сравнению с определенными ранее действовавшим федеральным законом от 31.07.1998 г. N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности".
Дополнительные обязанности налоговых органов не потребуют дополнительных трудовых затрат, ввиду сокращения трудоемкости контрольных мероприятий (рейдовых, выездных и камеральных налоговых проверок плательщиков единого налога).
3. Дополнение НК РФ статьей 129.2 связано с необходимостью введения ответственности за нарушение налогоплательщиками срока подачи заявления о выдаче свидетельства как способа обеспечения своевременного исполнения их обязанностей (в сроки, установленные пунктом 3 статьи 346.28.1 НК РФ):
за нарушение срока подачи заявления о выдаче свидетельства на срок до 90 дней предлагается взыскание штрафа в размере 500 рублей;
за нарушение срока подачи заявления о выдаче свидетельства на срок более 90 дней или за повторное в течение календарного года нарушение установленного срока предлагается взыскание штрафа в размере 1000 рублей.
Предусмотренные налоговые санкции могут быть использованы как источник компенсации расходов бюджетов на изготовление свидетельств и проведение контрольных мероприятий федеральным органом исполнительной власти - налоговыми органами.
4. Введение свидетельства позволит упорядочить процесс администрирования единого налога и увеличить поступления в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды за счет:
- увеличения количества налогоплательщиков;
- повышения эффективности контрольных мероприятий (рейдовых, выездных и камеральных налоговых проверок);
- упорядочения приостановки деятельности налогоплательщиков (посредством уведомления - сдачи свидетельства) и изменения в течение налогового периода у налогоплательщиков физических показателей (посредством подачи соответствующего заявления), что будет способствовать увеличению количества месяцев работы налогоплательщиков в течение налогового периода и количества физических показателей, отражаемых в декларациях;
- поступления налоговых санкций.
Принятие предлагаемого законопроекта будет способствовать повышению эффективности системы налогообложения в виде единого налога и повысит поступления в бюджетную систему без увеличения налоговой нагрузки.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О дополнении части первой Налогового кодекса Российской Федерации статьей 129.2 и внесении дополнений в главу 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта потребует расходование бюджетных средств на изготовление "Свидетельство# о применении системы налогообложения в виде единого налога".
По Курганской области расходы в год:
1. Количество плательщиков - не менее 10,5 тысяч (с учетом увеличения).
2. Количество объектов организации торговли и оказания услуг, транспортных средств и работников, осуществляющих разносную торговлю, - не менее 12,5 тысяч (с учетом увеличения).
3. Стоимость изготовления 1000 свидетельств (формат А5) - 435 руб. (с информацией для налогоплательщиков с обратной стороны свидетельства - 520 руб.).
4. Стоимость изготовления 12,5 тысяч свидетельств - 5,4 тыс.руб. (с информацией для налогоплательщиков с обратной стороны свидетельства - 6,5 тыс.руб.).
Расходы на изготовление свидетельств покроются дополнительными поступлениями единого налога (за счет увеличения количества плательщиков, применения налоговых санкций за нарушение налогоплательщиками срока подачи заявлений о выдаче свидетельства по предусмотренной законопроектом статье 129.2 части первой Налогового кодекса РФ, повышение эффективности контрольных мероприятий (рейдовых, выездных и камеральных налоговых проверок) при снижении их трудоемкости, упорядочения приостановки деятельности налогоплательщиков посредством уведомления - сдачи свидетельства), кроме того, возрастут и взносы на обязательное пенсионное страхование.
Дополнительные обязанности налоговых органов не потребуют дополнительных трудовых затрат, в виду# сокращения трудоемкости контрольных мероприятий (рейдовых, выездных и камеральных налоговых проверок плательщиков единого налога).
Справка
о состоянии федерального законодательства в данной сфере правового регулирования
В сфере правового регулирования проекта федерального закона "О дополнении части первой Налогового кодекса Российской Федерации статьей 129.2 и внесении дополнений в главу 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" действует глава 26.3. "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности" части второй Налогового кодекса Российской Федерации (введена Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными законами от 31.12.2002 N 190-ФЗ, от 31.12.2002 N 1-91-ФЗ, от 07.07.2003 N 117-ФЗ).
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О дополнении части первой Налогового кодекса Российской Федерации статьей 129.2 и внесении дополнений в главу 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие данного законопроекта не потребует отмены, внесения дополнений и изменений в действующие законы области и другие нормативные, правовые акты, а также принятие других нормативных правовых актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.