Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Данный законопроект направлен на защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в опасном для их жизни и здоровья состоянии, а также на профилактику беспризорности, безнадзорности, антиобщественных действий и правонарушений несовершеннолетних.
Федеральным законом от 24 июня 1999 г. N 120 "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел, принимавшие, в том числе, детей-беспризорников, были превращены, по сути, в пенитенциарные учреждения органов юстиции. Даже само название центров, содержащих слово "изоляция", прямо указывает на это.
Эти учреждения, функционирующие как приемники-распределители, были переименованы еще в 1993 году Указом Президента России, когда пенитенциарная система еще находилась в ведении МВД России. Но и после переименования функции центров, как профилактических учреждений, направленных на оказание помощи несовершеннолетним, выявлявших причины и условия беспризорности, безнадзорности несовершеннолетних, их противоправной деятельности не изменились. Центры обеспечивали временное пребывание несовершеннолетних, принимая меры по возвращению в семью в соответствующие учреждения.
В настоящее время функции центров, как подразделений милиции, не корреспондируются с Законом Российской Федерации "О милиции", где в статье 2 в качестве приоритетной задачи обозначено предупреждение преступлений. Беспризорность, безнадзорность несовершеннолетних - предпосылка их преступности.
Кроме того, в соответствии со статьей 10 милиция обязана оказывать помощь всем гражданам, находящимся в опасном для их жизни и здоровья состоянии. Беспризорный, безнадзорный несовершеннолетний - из этой категории.
В соответствии с базовым Федеральным законом в центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел не подлежат направлению указанные категории несовершеннолетних. По действующим нормам Закона одни должны быть помещены в учреждения социального обслуживания.
С 1993 года (с момента передачи функций по предупреждению беспризорности и безнадзорности органам социальной защиты населения) до настоящего времени сеть учреждений социального обслуживания, отвечающая потребностям, в России не создана. Не устраняются причины и условия беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних. Органы социальной защиты, не имея административных рычагов воздействия, не смогли решить эти вопросы. В результате значительное количество безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних остается на улицах. Рост указанной категории подростков способствует осложнению криминогенной ситуации, прежде всего, в крупных городах России.
Так, например, в Москве до 2000 года в центре временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей (далее - ЦВИНП) ежегодно содержалось более 6000 несовершеннолетних, в том числе безнадзорных и беспризорных. А после принятия Закона, например, в 2001 году было принято только 1913 правонарушителей. При этом количество лиц, содержащихся в специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, практически, не изменилось. Это означает, что оставшаяся часть несовершеннолетних осталась на улицах.
Принимая во внимание рекомендации ст.46 Руководящих принципов ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Руководящие принципы, принятые в Эр-Рияде), на учреждения органов внутренних дел дополнительно возлагаются функции приема беспризорных, безнадзорных несовершеннолетних, а также находящихся в социально опасном положении (обозначенных в статье 1 базового Федерального закона), личность которых не установлена.
Одновременно центры временной изоляции для несовершеннолетних правонарушителей переименовываются в центры временного содержания для несовершеннолетних профилактической направленности.
Принятие данного законопроекта не потребует дополнительных средств из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию, в связи с принятием данного закона "О внесении изменений в Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" не потребует признания утратившими силу, приостановлению или принятию других законодательных актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
В случае принятия рассматриваемого федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" не потребует дополнительных и иных затрат из федерального бюджета Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.