Проект федерального закона N 58666-4
"О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты о налогах и сборах"
Досье на проект федерального закона
См. пояснительную записку
финансово-экономическое обоснование
перечень законодательных актов для изменения
в первом чтении
Статья 1
Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст.3340; 2001, N 33, ст.3413; 2002, N 22, ст.2026; N 30, ст.3027; 2003, N 28, ст.2886) следующие изменения:
1) в пункте 3 статьи 214.1:
в абзаце втором слова "либо имущественными вычетами, принимаемыми в уменьшение доходов от сделки купли-продажи в порядке, предусмотренном настоящим пунктом" исключить;
в абзаце двадцатом слова "Имущественный налоговый вычет или" исключить;
абзацы девятнадцатый, двадцать первый и двадцать второй признать утратившими силу;
2) в подпункте 1 пункта 1 статьи 220:
в абзаце первом слова "доли (ее части) в уставном капитале организации" исключить, а слова "которые находились" заменить словом "находившегося";
абзац третий исключить;
3) в пункте 4 статьи 224 слова "6 процентов" заменить словами "9 процентов";
4) в абзаце третьем подпункта 2 - пункта 1 статьи 248 слова "первичных документов" заменить словами "первичных, учетных и других документов, подтверждающих полученные налогоплательщиком доходы,";
5) в статье 250:
пункт 11 после слов "валютных ценностей" дополнить словами "(за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте)";
в пункте 13 слова "подпунктом 19" заменить словами "подпунктом 18";
пункт 15 изложить в следующей редакции:
"15) в виде использованных не по целевому назначению предприятиями и организациями, в состав которых входят особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, средств, предназначенных для формирования резервов по обеспечению безопасности указанных производств и объектов на всех стадиях их жизненного цикла и развития в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии;";
в пункте 16 слова "подпунктом 18" заменить словами "подпунктом 17";
в пункте 18 слова "подпунктом 22" заменить словами "подпунктом 21";
в пункте 20 слова "товарно-материальных ценностей" заменить словами "материально-производственных запасов";
пункт 21 дополнить следующим предложением:
"Оценка стоимости указанной в настоящем пункте продукции производится в соответствии с порядком оценки остатков готовой продукции, установленным статьей 319 настоящего Кодекса.";
6) в статье 251:
в пункте 1:
в подпункте 5 слова "первоначального взноса" заменить словом "вклада";
в подпункте 14:
абзацы пятый и шестой изложить в следующей редакции:
"гранты предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами, а также некоммерческими организациями по перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации, иностранными и международными организациями и объединениями в порядке, аналогичном установленному подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи в отношении средств (имущества), полученных в виде безвозмездной помощи (содействия);
гранты предоставляются на осуществление конкретных программ в области образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления - СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию, детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и социально не защищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных научных исследований";
в абзаце тринадцатом слова "в форме некоммерческих организаций" исключить;
подпункт 21 после слова "налогоплательщика" дополнить словами "по уплате налогов и сборов";
в подпункте 1 пункта 2 слова "целевые взносы и отчисления в публично-правовые профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства" исключить;
дополнить пунктом 3 следующего содержания:
"3. В случае реорганизации организаций при определении налоговой базы не учитывается в составе доходов вновь созданных и реорганизованных организаций стоимость имущества, имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, и (или) обязательств, получаемых (передаваемых) в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц, которые были приобретены (созданы) реорганизуемыми организациями до даты завершения реорганизации.";
7) в статье 252:
абзац четвертый пункта 1 после слов "Российской Федерации" дополнить словами "либо документами, оформленными в соответствии с законодательством иностранных государств в отношении расходов, осуществленных на территории данных государств, если с такими государствами Российской Федерацией заключено международное соглашение об избежании двойного налогообложения";
в пункте 4 слово "расходы" заменить словом "затраты";
8) в статье 254:
подпункт 3 пункта 1 после слова "спецодежды" дополнить словами "и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации";
в пунктах 2, 3, 5, 6 и 7 слова "товарно-материальных ценностей" в соответствующем падеже заменить словами "материально-производственных запасов" в соответствующем падеже;
в пункте 2 слова в скобках изложить в следующей редакции:
"(без учета налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом)";
подпункт 3 пункта 7 изложить в следующей редакции:
"3) технологические потери при производстве и (или) транспортировке. Технологическими потерями признаются потери при производстве и (или) транспортировке товаров (работ, услуг), обусловленные технологическими особенностями производственного цикла и процесса транспортировки, а также физико-химическими характеристиками применяемого сырья;";
абзац пятый пункта 8 дополнить словами "в случае, если использование данного метода предусмотрено правилами ведения бухгалтерского учета";
9) в статье 255:
абзац первый перед словами "В расходы" дополнить цифрой "1.";
подпункт 5 изложить в следующей редакции:
"5) расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работником), остающихся в личном постоянном пользовании. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией самостоятельно форменной одежды, свидетельствующей о принадлежности работников к данной организации;";
дополнить пункт подпунктом 12.1 следующего содержания:
"12.1) стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не более 5 тонн на семью по фактическим расходам, но не выше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом работнику организации, расположенной в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (в случае отсутствия железной дороги указанные расходы принимаются в размере минимальной стоимости проезда на воздушном транспорте), и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора с работником по любым основаниям, в том числе в случае его смерти, за исключением увольнения за виновные действия;";
подпункт 13 после слова "налогоплательщика" дополнить словами "а также расходы на оплату проезда к месту учебы и обратно";
подпункт 16 изложить в следующей редакции:
"16) расходы в виде платежей (взносов) на обязательное и добровольное страхование работников в размере и порядке, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;";
дополнить статью пунктом 2 следующего содержания:
"2. К расходам на оплату труда относятся также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования, а также суммы платежей (взносов) работодателей по договорам добровольного страхования (договорам негосударственного пенсионного обеспечения), заключенным в пользу работников со страховыми организациями (негосударственными пенсионными фондами), имеющими выданные в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензии на ведение соответствующих видов деятельности в Российской Федерации.
В случае добровольного страхования (негосударственного пенсионного обеспечения) указанные суммы относятся к расходам на оплату труда по договорам:
долгосрочного страхования жизни, если они заключаются на срок не менее 5 лет и в течение этого срока не предусматривают страховых выплат, в том числе в виде рент и (или) аннуитетов (за исключением страховой выплаты, предусмотренной в случае наступления смерти застрахованного лица), в пользу застрахованного лица;
пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения при условии применения пенсионной схемы, предусматривающей учет пенсионных взносов на именных счетах участников негосударственных пенсионных фондов. При этом договоры пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения должны предусматривать выплату пенсий (пожизненно) только при достижении застрахованным лицом пенсионных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, дающих право на установление государственной пенсии;
добровольного личного страхования, если они заключаются на срок не менее одного года и предусматривают оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников;
добровольного личного страхования, если они заключаются исключительно на случай наступления смерти застрахованного лица или утраты застрахованным лицом трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Совокупная сумма платежей (взносов) работодателей, выплачиваемая по договорам долгосрочного страхования жизни работников, пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения работников, учитывается в целях налогообложения в размере, не превышающем 12 процентов суммы расходов на оплату труда.
В случае изменения существенных условий и (или) сокращения срока действия договора долгосрочного страхования жизни, договора пенсионного страхования и (или) негосударственного пенсионного обеспечения или их расторжения взносы работодателя по таким договорам, ранее включенные в состав расходов, признаются подлежащими налогообложению с момента изменения существенных условий указанных договоров и (или) сокращения сроков действия этих договоров или их расторжения (за исключением случая досрочного расторжения договора в связи с обстоятельствами непреодолимой силы).
Взносы по договорам добровольного личного страхования предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов застрахованных работников, включаются в состав расходов в размере, не превышающем 3 процентов суммы расходов на оплату труда.
Взносы по договорам добровольного личного страхования заключаемым исключительно на случай наступления смерти застрахованного работника или утраты застрахованным работником трудоспособности в связи с исполнением им трудовых обязанностей включаются в состав расходов в размере, не превышающем 10000 рублей в год на одного застрахованного работника.
При расчете предельных размеров платежей (взносов), исчисляемых в соответствии с настоящим пунктом, в расходы на оплату труда не включаются суммы платежей (взносов), предусмотренные настоящим пунктом.";
10) пункт 1 статьи 256 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Амортизируемым имуществом также признаются капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений при условии компенсации таких затрат арендодателем арендатору.";
11) в статье 257:
в абзаце втором пункта 1 слова "за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом" заменить словами "за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом";
в абзаце десятом пункта 3 слова "за исключением сумм налогов, учитываемых в составе расходов в соответствии с настоящим Кодексом" заменить словами "за исключением налога на добавленную стоимость и акцизов, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом";
12) пункт 1 статьи 258 дополнить абзацем следующего содержания:
"Капитальные вложения в предоставленные в аренду объекты основных средств в форме неотделимых улучшений амортизируются арендодателем в общеустановленном порядке.";
13) статью 259 дополнить пунктом 14 следующего содержания:
"14. Организация, получающая в виде вклада в уставный (складочный) капитал или в порядке правопреемства при реорганизации юридических лиц объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять срок их полезного использования как срок полезного использования, установленный предыдущим собственником этих основных средств, уменьшенный на количество лет (месяцев) эксплуатации данного имущества предыдущим собственником.";
14) в статье 261:
абзац третий пункта 2 дополнить словами "или, по выбору налогоплательщика, в течение 5 лет с даты начала промышленной добычи";
дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7. К расходам на освоение природных ресурсов в целях настоящей главы приравниваются расходы организаций - пользователей недр на ликвидацию и (или) консервацию горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами.
Расходы на выполнение работ по ликвидации и (или) консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, организации - пользователи недр могут учитывать в следующем порядке:
1) за счет резерва на выполнение работ по ликвидации и (или) консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами (далее в настоящей статье - резерв), создаваемого по каждому участку или объекту. Расходы на формирование резерва подлежат включению в состав прочих расходов в соответствии с настоящей главой.
Налогоплательщик, принявший решение о создании резерва, отражает порядок его формирования в учетной политике для целей налогообложения.
Размер резерва по каждому участку или объекту должен быть подтвержден соответствующим технико-экономическим обоснованием или проектно-сметной документацией на разработку ресурсов недр, предусматривающими объем указанных работ.
Отчисления в резерв производятся по истечении 3 лет с даты начала промышленной добычи и заканчиваются за 3 года до планируемого срока окончания эксплуатации участка (объекта) и принимаются в составе расходов ежемесячно равными долями до достижения его размера, определенного в технико-экономическом обосновании или проектно-сметной документации по каждому участку или объекту.
Средства, накапливаемые в резерве, должны быть размещены в качестве долгосрочных финансовых вложений в облигации, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, в соответствии с правилами создания резерва, использования и размещения его средств, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
В случае если фактические расходы на выполнение работ по ликвидации и (или) консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, превышают созданный резерв, сумма превышения признается расходом налогоплательщика равномерно в течение 5 лет по завершению работ.
В случае если суммы резерва использованы налогоплательщиком не по целевому назначению в период эксплуатации месторождения или проведения работ по ликвидации и (или) консервации горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, вся сумма резерва подлежит увеличению исходя из двойной ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату учета суммы резерва в составе прочих расходов за период времени с этой даты до даты окончания отчетного (налогового) периода, в котором произошло нецелевое использование, и включаются в состав внереализационных доходов при определении налоговой базы за указанный отчетный (налоговый) период. Аналогичный порядок применяется в отношении остатка резерва в случае, если фактические расходы на ликвидацию и (или) консервацию горных выработок и иных сооружений, связанных с пользованием недрами, окажутся меньше фактически созданного резерва;
2) равномерно в течение 5 лет начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором завершены указанные работы.";
15) в статье 264:
в пункте 1:
подпункт 30 после слов "взносы, уплачиваемые международным организациям" дополнить словами "и организациям, предоставляющим платежные системы и электронные системы передачи информации,";
в подпункте 38:
абзац первый после слов "обеспечивающие социальную защиту инвалидов," дополнить словами "работающих в этой организации,";
абзац второй заменить текстом следующего содержания:
"Целями социальной защиты инвалидов в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов признаются:
улучшение условий труда инвалидов (в том числе охрана труда);
создание и сохранение рабочих мест для инвалидов (закупка и монтаж оборудования, в том числе организация труда рабочих-надомников);
обучение (в том числе новым профессиям и приемам труда) и трудоустройство инвалидов;
изготовление и ремонт ортопедических изделий;
приобретение и обслуживание технических средств реабилитации (включая приобретение собак-проводников);
санаторно-курортное обслуживание инвалидов, а также лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов;
защита прав и законных интересов инвалидов;
мероприятия по интеграции инвалидов в общество (включая культурные, спортивные и иные подобные мероприятия);
обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей (включая транспортное обслуживание лиц, сопровождающих инвалидов I группы и детей-инвалидов);
приобретение и распространение среди инвалидов печатных изданий общественных организаций инвалидов;
приобретение и распространение среди инвалидов видеоматериалов с субтитрами.
К целям социальной защиты инвалидов относятся также взносы, направленные указанными организациями общественным организациям инвалидов на содержание инвалидов.";
дополнить подпунктом 39.2 следующего содержания:
"39.2) расходы на формирование в порядке, установленном статьей 267.1 настоящего Кодекса, резервов предстоящих расходов в целях социальной защиты инвалидов, предусмотренных подпунктом 38 пункта 1 настоящей статьи, осуществленные налогоплательщиком - общественной организацией инвалидов и налогоплательщиком - организацией, использующей труд инвалидов, если от общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее 50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату труда составляет не менее 25 процентов;";
подпункт 48 дополнить словами "если подобные расходы не учитываются в соответствии со статьей 275.1 настоящего Кодекса;";
в абзаце четвертом пункта 4 слова "работах и услугах, выполняемых и оказываемых организацией," заменить словами "реализуемых товарах, выполняемых работах, оказываемых услугах, товарных знаках и знаках обслуживания,";
16) в пункте 1 статьи 265;
в абзаце втором подпункта 2 слова "доходности, установленной эмитентом (ссудодателем)" заменить словами "первоначальной доходностью, установленной эмитентом (ссудодателем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической";
подпункт 5 после слов "валютных ценностей" дополнить словами "(за исключением ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте)";
в подпункте 14 слова "товарно-материальным ценностям" заменить словами "материально-производственным запасам";
подпункт 19 изложить в следующей редакции:
"19) расходы в виде отчислений организаций, входящих в структуру РОСТО, для аккумулирования и перераспределения средств организациям, входящим в структуру РОСТО, в целях обеспечения подготовки в соответствии с законодательством Российской Федерации граждан по военно-учетным специальностям, военно-патриотического воспитания молодежи, развития авиационных, технических и военно-прикладных видов спорта.";
дополнить подпунктом 19.1 следующего содержания:
"19.1) расходы в виде премии, выплаченной продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности, объема покупок;";
17) абзац первый пункта 1 статьи 266 после слов "перед налогоплательщиком" дополнить словами "возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг,";
18) дополнить статьей 267.1 следующего содержания:
"Статья 267.1. Расходы на формирование резервов предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.
1. Налогоплательщики - общественные организации инвалидов и организации, указанные в абзаце первом подпункта 38 пункта 1 статьи 264 настоящего Кодекса, могут создавать резерв предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов.
2. Налогоплательщик на основании программ, разработанных и утвержденных в установленном порядке, самостоятельно принимает решение о создании резерва, указанного в пункте 1 настоящей статьи, что отражается в учетной политике для целей налогообложения. При этом расходы, осуществленные налогоплательщиком в виде средств, направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, производятся за счет резерва, указанного в пункте 1 настоящей статьи.
3. Предельный размер отчислений в резерв, указанный в пункте 1 настоящей статьи, не может превышать 20 процентов полученной в отчетном (налоговом) периоде налогооблагаемой прибыли, исчисленной без учета указанных резервов.
4. Сумма резерва, указанного в пункте 1 настоящей статьи, не полностью использованная налогоплательщиком в налоговом периоде на проведение социальных, реабилитационных и других мероприятий (программ), может быть перенесена им на следующий налоговый период. При этом сумма вновь создаваемого в следующем налоговом периоде резерва должна быть скорректирована с учетом остатка резерва предыдущего налогового периода. В случае если сумма вновь создаваемого резерва меньше суммы остатка резерва, созданного в предыдущем налоговом периоде, разница между ними подлежит включению в состав внереализационных доходов налогоплательщика текущего налогового периода.
5. Налогоплательщики, формирующие резервы предстоящих расходов, направляемых на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, обязаны представлять отчет в налоговые органы о целевом использовании резерва по окончании налогового периода.
При нецелевом использовании указанных средств они подлежат включению в налоговую базу того налогового периода, в котором было произведено нецелевое использование.";
19) в пункте 1 статьи 268:
подпункт 2 после слов "на цену приобретения" дополнить словом "(создания)";
абзац третий подпункта 3 дополнить словами "в случае, если использование данного метода предусмотрено правилами ведения бухгалтерского учета";
20) в статье 269:
абзац четвертый пункта 1 изложить в следующей редакции:
"При отсутствии долговых обязательств перед российскими организациями, выданных в том же квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых расходом, принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей на дату признания расхода, увеличенной в 1,1 раза, - при оформлении долгового обязательства в рублях, и равной 13 процентам - по долговым обязательствам в иностранной валюте.";
абзац первый пункта 2 изложить в следующей редакции:
"2. Если налогоплательщик - российская организация имеет непогашенную задолженность по долговому обязательству перед иностранной организацией, прямо или косвенно владеющей более 20 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) этой российской организации, либо по долговому обязательству перед российской организацией, признаваемой в соответствии с законодательством Российской Федерации аффилированным лицом для указанной иностранной организации, а также по долговому обязательству, в отношении которого такое аффилированное лицо и (или) непосредственно эта иностранная организация выступает поручителем, гарантом или иным образом обязуется обеспечить исполнение долгового обязательства российской организации (далее в настоящей статье - контролируемая задолженность перед иностранной организацией), и если размер контролируемой задолженности перед иностранной организацией более чем в 3 раза (для банков, а также для организаций, занимающихся исключительно лизинговой деятельностью, - более чем в 12,5 раза) превышает разницу между суммой активов и величиной обязательств налогоплательщика - российской организации (далее в целях применения настоящего пункта - собственный капитал) на последний день отчетного (налогового) периода, при определении предельного размера процентов, подлежащих включению в состав расходов, с учетом положений пункта 1 настоящей статьи применяются следующие правила.";
пункт 4 изложить в следующей редакции:
"4. Положительная разница между начисленными процентами и предельными процентами, исчисленными в соответствии с порядком, установленным пунктами 1 и 2 настоящей статьи, приравнивается в целях налогообложения к дивидендам, уплаченным иностранной организации, в отношении которой существует контролируемая задолженность, и облагается налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 284 настоящего Кодекса.";
21) в статье 270:
в пункте 1 слова "распределяемого дохода" заменить словами "прибыли после налогообложения";
пункт 5 дополнить словами "а также расходов, осуществленных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения объектов основных средств и по иным аналогичным основаниям.";
22) пункт 4 статьи 273 дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае заключения договора доверительного управления имуществом и (или) договора простого товарищества участники указанных договоров, определяющие доходы и расходы по кассовому методу, обязаны перейти на определение доходов и расходов по методу начисления с начала налогового периода, в котором был заключен такой договор";
23) в статье 275.1:
в абзацах первом и пятом слово "обособленные" в соответствующем падеже исключить;
абзац второй после слов "осуществляющие реализацию" дополнить словами "товаров, работ,";
в абзаце шестом слова "если стоимость услуг, оказываемых" заменить словами "если стоимость товаров, работ, услуг, реализуемых";
абзац восьмой изложить в следующей редакции:
"если условия оказания услуг, выполнения работ налогоплательщиком существенно не отличаются от условий оказания услуг, выполнения работ специализированными организациями, для которых эта деятельность является основной.";
в абзаце девятом слова "деятельности, связанной" заменить словами "соответствующих видов деятельности, связанных", а слова "указанных видов деятельности" заменить словами "этого вида деятельности";
24) в статье 276:
абзац второй пункта 2 изложить в следующей редакции:
"Доверительный управляющий обязан определять ежемесячно нарастающим итогом доходы и расходы по доверительному управлению имуществом и представлять учредителю управления (выгодоприобретателю) сведения о полученных доходах и расходах для их учета учредителем управления (выгодоприобретателем) при определении налоговой базы в соответствии с настоящей главой. При доверительном управлении ценными бумагами доверительный управляющий определяет доходы и расходы в порядке, предусмотренном статьей 280 настоящего Кодекса.";
абзац первый пункта 3 после слов "включаются в состав его" дополнить словами "выручки или", а после слов "внереализационных доходов" дополнить словами "в зависимости от полученного вида дохода";
абзац второй пункта 3 после слова "признаются" дополнить словами "расходами, связанными с производством или", а после слов "учредителя управления" дополнить словами "в зависимости от вида осуществленных расходов";
в абзаце третьем пункта 4 после слова "учредителя" включить слово "(выгодоприобретателя)", а слова "но признаются убытком в целях налогообложения у выгодоприобретателя" исключить;
25) в статье 277:
наименование статьи изложить в следующей редакции:
"Статья 277. Особенности определения налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества, имущественных прав в уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда)";
в пункте 1:
абзац второй подпункта 2 после слов "имущественных прав" дополнить словами "или неимущественных прав, имеющих денежную оценку (далее в настоящей статье - имущественные права)";
дополнить абзацем следующего содержания:
"При этом имущество (имущественные права), полученное в виде взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал организации, в целях налогообложения прибыли принимается по стоимости (остаточной стоимости) полученного в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал имущества (имущественных прав). Стоимость (остаточная стоимость) определяется по данным налогового учета у передающей стороны на дату перехода права собственности на указанное имущество (имущественные права) с учетом дополнительных расходов, которые при таком внесении (вкладе) осуществляются передающей стороной при условии, что эти расходы определены в качестве взноса (вклада) в уставный (складочный) капитал. Если получающая сторона не может документально подтвердить стоимость вносимого имущества (имущественного права) или какой-либо его части, то стоимость этого имущества (имущественных прав) либо его части признается равной нулю. При внесении (вкладе) имущества (имущественного права) физическими лицами и иностранными организациями его стоимостью (остаточной стоимостью) признаются документально подтвержденные расходы на его приобретение (создание) с учетом амортизации (износа), начисленной в целях налогообложения прибыли (дохода) в государстве, налоговым резидентом которого является передающая сторона, но не выше рыночной стоимости этого имущества (имущественных прав), подтвержденной независимым оценщиком, действующим в соответствии с законодательством указанного государства.";
дополнить пунктами 4-6 следующего содержания:
"4. При реорганизации, предусматривающей конвертацию акций реорганизуемой организации в акции создаваемых организаций или реорганизованной организации, к которой осуществлено присоединение (из которой произведено выделение), стоимость приобретения акций создаваемых организаций или организации, к которой осуществлено присоединение (из которой произведено выделение), полученных акционерами реорганизуемой организации, признается равной стоимости конвертированных акций реорганизуемой организации по данным налогового учета акционера на дату завершения реорганизации. В аналогичном порядке осуществляется оценка стоимости приобретения долей, паев, полученных в результате реорганизации взамен долей, прав реорганизуемой организации.
5. При реорганизации организации, предусматривающей распределение акций вновь создаваемых организаций среди акционеров реорганизуемой организации, стоимость приобретения полученных акционером в результате реорганизации акций каждой из созданных (реорганизованной) организаций признается равной части стоимости принадлежавших акционеру акций реорганизуемой организации, пропорциональной отношению стоимости чистых активов каждой из созданных (реорганизованной) с участием акционеров организаций к общей стоимости чистых активов созданных (реорганизованной) организаций, в которых доля акций принадлежит этому акционеру. Такое соотношение определяется по данным разделительного баланса (передаточного акта). В аналогичном порядке осуществляется оценка стоимости приобретения долей, паев, полученных в результате реорганизации, предусматривающей распределение долей, паев вновь создаваемых организаций между участниками, пайщиками реорганизуемой организации.
Под реорганизуемой организацией в целях применения настоящего пункта понимается организация, реорганизация которой осуществляется в форме выделения.
6. При реорганизации (независимо от формы реорганизации) стоимость (первоначальная стоимость) имущества (имущественных прав), получаемого организациями-правопреемниками, признается в целях применения настоящей главы равной стоимости (первоначальной стоимости) указанного имущества (имущественных прав), определяемой по данным налогового учета передающей стороны на дату завершения реорганизации. При этом дополнительные расходы, связанные с передачей (получением) имущества (имущественных прав) при реорганизации, в целях налогообложения учитываются в порядке, установленном настоящей главой.
Указанный порядок признания стоимости (первоначальной стоимости) имущества (имущественных прав) не распространяется на убытки реорганизованных организаций, полученные до момента реорганизации и признаваемые таковыми в соответствии со статьями 268, 272, 275.1, 280, 304, 346.38 настоящего Кодекса и пунктом 71 статьи 10 Федерального закона от 6 августа 2001 года N 110-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных актов (положений актов) - законодательства Российской Федерации о налогах и сборах", которые в целях налогообложения у организации-правопреемника при определении налоговой базы не учитываются.";
26) в пункте 3 статьи 278 слово "доход" заменить словом "прибыль", а слова "в доходе" заменить словами "в прибыли";
27) в статье 280:
после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
"Доходы налогоплательщика от операций по реализации или иного выбытия ценных бумаг (в том числе погашения), номинированных в иностранной валюте, определяются по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на дату перехода права собственности либо на дату погашения.";
дополнить абзацем следующего содержания:
"При определении расходов по реализации (или ином выбытии) ценных бумаг цена приобретения ценной бумаги, номинированной в иностранной валюте (включая расходы на ее приобретение), определяется по курсу Центрального банка Российской Федерации, действовавшему на момент принятия указанной ценной бумаги к учету. Текущая переоценка ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте, не производится.";
пункт 3 дополнить абзацем следующего содержания:
"В целях настоящего пункта под национальным законодательством понимается законодательство того государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги, в том числе и вне организованного рынка ценных бумаг).";
пункт 5 после абзаца первого дополнить абзацем следующего содержания:
"В случае совершения сделки через организатора торговли под датой совершения сделки следует понимать дату проведения торгов, на которых соответствующая сделка с ценной бумагой была заключена. В случае реализации вне организованного рынка ценной бумаги, обращающейся на организованном рынке ценных бумаг, датой совершения сделки считается дата перехода права собственности на эту ценную бумагу.";
в пункте 6 слова "рыночная величина ставки ссудного процента на соответствующий срок в соответствующей валюте" заменить словами "ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации";
подпункт 2 пункта 9 дополнить словами "в случае, если использование данного метода предусмотрено правилами ведения бухгалтерского учета";
28) абзац второй статьи 281 после слов "(купонного) дохода," дополнить словами "который облагается по ставке иной, чем предусмотрена пунктом 1 статьи 284 настоящего Кодекса,";
29) пункт 5 статьи 283 изложить в следующей редакции:
"5. В случае прекращения налогоплательщиком деятельности по причине реорганизации налогоплательщик-правопреемник не вправе уменьшать налоговую базу на сумму убытков, полученных реорганизуемыми организациями до момента реорганизации.";
30) в статье 284:
в подпункте 1 пункта 3 слова "6 процентов" заменить словами "9 процентов";
в пункте 4:
подпункт 1 после слов "настоящего пункта" дополнить словами "и процентного дохода, полученного российскими организациями по государственным ценным бумагам Российской Федерации и муниципальным ценным бумагам, размещаемым за пределами Российской Федерации";
дополнить подпунктом 3 следующего содержания:
"3) 15 процентов - по доходу в виде процентов по ипотечным ценным бумагам, выпуск и размещение которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 11 ноября 2003 года N 152-ФЗ "Об ипотечных ценных бумагах" и по которым предусмотрено получение дохода в виде процентов.";
31) подпункт 2 пункта 5 статьи 286 дополнить абзацем следующего содержания:
"При реализации (выбытии) государственных и муниципальных ценных бумаг, при обращении которых не предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода), налогоплательщик - получатель дохода самостоятельно осуществляет начисление и уплату налога с таких доходов, облагаемых по ставке, установленной пунктом 1 статьи 284, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.";
32) в абзаце втором пункта 4 статьи 287 слова "из цены сделки исключается накопленный купонный (процентный) доход" заменить словами "предусмотрено признание доходом, полученным продавцом в виде процентов, сумм накопленного процентного дохода (накопленного купонного дохода)", а слова "месяца, в котором получен доход" заменить словами "соответствующего месяца отчетного (налогового) периода, в котором получен доход, исходя из дат, признаваемых датами получения дохода в соответствии со статьями 271 и 273 настоящего Кодекса.";
33) в пункте 2 статьи 288:
после абзаца первого дополнить текстом следующего содержания:
"Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного муниципального образования, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет этого муниципального образования, в таком случае определяется исходя из доли прибыли, исчисленной из совокупности показателей обособленных подразделений, находящихся на территории муниципального образования. При этом налогоплательщик самостоятельно выбирает то обособленное подразделение, через которое осуществляется уплата налога в бюджет этого муниципального образования.
В аналогичном порядке могут исчисляться и уплачиваться суммы налога, подлежащие зачислению в доходную часть бюджета субъекта Российской Федерации.";
в абзаце четвертом слова "на конец отчетного периода" заменить словами "за отчетный (налоговый) период";
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "абзаце четвертом" следует читать "абзаце втором"
34) в подпункте 9 пункта 2 статьи 293 слово "брокера" исключить;
35) в подпункте 3 пункта 2 статьи 294 после слов "переданным в перестрахование" дополнить словами "перестраховщикам - страховым организациям (резидентам и нерезидентам Российской Федерации), имеющим лицензию соответствующего органа страхового надзора", а слова "и брокерами" исключить;
36) в абзаце втором пункта 2 статьи 295 слова "при условии размещения указанных средств по пенсионным счетам" заменить словами "Данный порядок применяется в случае разнесения средств полученного дохода от размещения пенсионных резервов по именным пенсионным счетам до окончания соответствующего отчетного (налогового) периода";
37) абзац первый статьи 300 дополнить словами "и фактически осуществляют такую деятельность.";
38) пункт 3 статьи 307 после слов "третьих лиц," дополнить словами "а также иную деятельность";
39) подпункт 5 пункта 2 статьи 315 исключить;
40) в статье 318:
в пункте 1:
в абзаце пятом слово "относятся" заменить словами "могут быть отнесены, в частности";
в абзаце седьмом слово "начисленного" заменить словами "и расходы на обязательное пенсионное страхование, идущие на финансирование страховой и накопительной части трудовой пенсии, начисленные";
дополнить пункт абзацем следующего содержания:
"Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с производством товаров (работ, услуг)";
в пункте 2:
абзац первый дополнить следующим предложением:
"В аналогичном порядке включаются в расходы текущего периода внереализационные расходы.";
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Прямые расходы относятся к расходам текущего отчетного (налогового) периода по мере реализации продукции (работ, услуг), в стоимости которых они учтены в соответствии со статьей 319 настоящего Кодекса.";
41) в пункте 1 статьи 319:
абзацы третий - пятый изложить в следующей редакции:
"Налогоплательщик самостоятельно определяет порядок распределения прямых расходов на НЗП и на изготовленную в текущем месяце продукцию (выполненные работы, оказанные услуги) с учетом соответствия осуществленных расходов изготовленной продукции (выполненным работам, оказанным услугам).
Указанный порядок распределения прямых расходов (формирования стоимости НЗП) устанавливается налогоплательщиком в учетной политике и подлежит применению в течение не менее двух налоговых периодов.
В случае когда невозможно отнести прямые расходы к конкретному производственному процессу по изготовлению данного вида продукции (работ, услуг), налогоплательщик в своей учетной политике самостоятельно определяет механизм распределения указанных расходов с применением экономически обоснованных показателей.";
в абзаце шестом слово "материальных" заменить словом "прямых";
42) статью 320 изложить в следующей редакции:
"Статья 320. Порядок определения расходов по торговым операциям
Налогоплательщики, осуществляющие оптовую, мелкооптовую и розничную торговлю, формируют расходы на реализацию (далее в настоящей статье - издержки обращения) с учетом следующих особенностей.
В течение текущего месяца издержки обращения формируются в соответствии с настоящей главой. При этом в сумму издержек обращения включаются также расходы налогоплательщика - покупателя товаров на доставку этих товаров, складские расходы и иные расходы текущего месяца, связанные с приобретением, если они не учтены в стоимости приобретения товаров, и реализацией этих товаров. К издержкам обращения не относится стоимость приобретения товаров по цене, установленной условиями договора. При этом налогоплательщик имеет право сформировать стоимость приобретения товаров с учетом расходов, связанных с приобретением этих товаров. Указанная стоимость товаров учитывается при их реализации в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 268 настоящего Кодекса. Стоимость приобретения товаров, отгруженных, но не реализованных на конец месяца, не включается налогоплательщиком в состав расходов, связанных с производством и реализацией, до момента их реализации. Порядок формирования стоимости приобретения товаров определяется налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения и применяется в течение не менее двух налоговых периодов.
Расходы текущего месяца разделяются на прямые и косвенные. К прямым расходам относятся стоимость приобретения товаров, реализованных в данном отчетном (налоговом) периоде, и суммы расходов на доставку (транспортные расходы) покупных товаров до склада налогоплательщика - покупателя товаров в случае, если эти расходы не включены в цену приобретения указанных товаров. Все остальные расходы, за исключением внереализационных расходов, определяемых в соответствии со статьей 265 настоящего Кодекса, осуществленные в текущем месяце, признаются косвенными расходами и уменьшают доходы от реализации текущего месяца. Сумма прямых расходов в части транспортных расходов, относящаяся к остаткам нереализованных товаров, определяется по среднему проценту за текущий месяц с учетом переходящего остатка на начало месяца в следующем порядке:
1) определяется сумма прямых расходов, приходящихся на остаток нереализованных товаров на начало месяца и осуществленных в текущем месяце;
2) определяется стоимость приобретения товаров, реализованных в текущем месяце, и стоимость приобретения остатка нереализованных товаров на конец месяца;
3) рассчитывается средний процент как отношение суммы прямых расходов (пункт 1 настоящей статьи) к стоимости товаров (пункт 2 настоящей статьи);
4) определяется сумма прямых расходов, относящаяся к остатку нереализованных товаров, как произведение среднего процента на стоимость остатка товаров на конец месяца.";
43) в абзаце первом статьи 321 слова "федеральная служба почтовой связи" заменить словами "Агентство по страхованию вкладов";
44) пункт 3 статьи 321.1:
после слова "персонала" дополнить словами "расходов по всем видам ремонта основных средств";
после первого предложения дополнить следующим предложением:
"Если в сметах доходов и расходов бюджетного учреждения не предусмотрено финансирование расходов на ремонт основных средств, приобретенных (созданных) за счет бюджетных средств, то указанные расходы учитываются при определении налоговой базы по предпринимательской деятельности при условии, что эксплуатация указанных основных средств связана с ведением такой предпринимательской деятельности.";
45) в пунктах 5-7 статьи 328 слова "обращающихся на организованном рынке ценных бумаг" в соответствующем падеже исключить;
46) абзац третий статьи 329 после слова "ЛИФО" дополнить словами "в случае, если использование данного метода предусмотрено правилами ведения бухгалтерского учета,".
Статья 2
При исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций организациями, являющимися первичными владельцами облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа IV и V серий (далее - ОВГВЗ IV и V серий), налогооблагаемая прибыль уменьшается на:
всю сумму положительных курсовых разниц, образовавшихся в результате изменения курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам, возникших с момента поступления иностранной валюты на счет организации и до момента принятия ОВГВЗ IV и V серий на баланс организации при их реализации (погашении или прочем выбытии, за исключением новации);
суммы курсовой разницы, возникшей в период с 5 декабря 1994 года по 31 декабря 1994 года;
разницу, образовавшуюся в связи с изменением курса рубля по отношению к котируемым Центральным банком Российской Федерации иностранным валютам, исчисленную как разница между номинальной стоимостью ОВГВЗ IV и V серий по курсу начиная с 1 января 1995 года по 21 января 1997 года.
Курсовые разницы по валютным счетам и операциям в иностранной валюте, образовавшиеся с 1 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года, независимо от применяемой учетной политики отражения этих курсовых разниц на счетах бухгалтерского учета учитываются для целей налогообложения в следующем порядке:
если у организаций, включая кредитные организации, при сопоставлении суммы положительных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц возникает превышение суммы положительных курсовых разниц над суммой отрицательных курсовых разниц, налогооблагаемая база для исчисления налога уменьшается на сумму указанного превышения;
если у организаций, включая кредитные организации, при сопоставлении суммы положительных курсовых разниц и суммы отрицательных курсовых разниц возникает превышение суммы отрицательных курсовых разниц над суммой положительных курсовых разниц, налогооблагаемая база для исчисления налога определяется в общем порядке без дополнительной корректировки, а указанное превышение признается убытком по курсовым разницам.
Статья 3
Статью 2 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 178-ФЗ "О внесении изменений в статьи 251 и 291 Налогового кодекса Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации", 2003, N 52, ст. 5030) изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.".
Статья 4
Статью 2 Федерального закона от 23 декабря 2003 года N 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Закона Российской Федерации "О налоге на операции с ценными бумагами" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 52, ст. 5035) изложить в следующей редакции:
"Статья 2. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
Действие настоящего Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2004 года.".
Статья 5
1. Настоящий Федеральный закон, за исключением статей 2-4, вступает в силу с 1 января 2005 года, но не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.
2. Статья 2 настоящего Федерального закона вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
3. Статьи 3 и 4 настоящего Федерального закона вступают в силу со дня его официального опубликования.
Президент Российской Федерации |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.