По новому графику заработали московские ИМНС. Но не все...
А почему?
Методичка приемного дня
Нагрузили...
Вот уже второй месяц столичные налоговики пребывают в состоянии недоумения. Ведь теперь им нужно принимать налогоплательщиков не два, а пять дней в неделю. Но как организовать этот сложный процесс, они пока еще не знают.
Согласно распоряжению столичного УМНС, с 17 ноября все налоговые инспекции города должны принимать налогоплательщиков ежедневно. Однако сделать это своевременно практически никто не смог. Впрочем, справедливости ради стоит отметить: в нескольких инспекциях Москвы бухгалтеров стали принимать с понедельника по пятницу раньше обозначенного в управлении срока. "У нас сотрудники отдела по работе с налогоплательщиками уже с начала ноября принимают ежедневно. Сейчас там работает не так уж много народу, всего шесть человек. Нагрузка, конечно, колоссальная, но ничего, думаю, мы справимся", - оптимистично заявила Надежда Кашицына, заместитель руководителя ИМНС N 37. "А мы никогда не ограничивали общение с бухгалтерами только приемными днями, - ответили нам в ИМНС N 17. - Если налогоплательщику что-то очень нужно узнать или проверить, он может зайти к нам в любой день. Мы его за дверь не выгоним". Что касается основной массы ИМНС, то там стали принимать посетителей ежедневно лишь к середине декабря прошлого года. Причем по собственноручно разработанным методикам. В ИМНС N 16 озвучили одну из них: "Можно приходить на прием к инспекторам в любой рабочий день. Но бухгалтеру или предпринимателю в любом случае нужно предварительно позвонить в необходимый ему отдел и записаться". Похожая ситуация сложилась во многих других налоговых инспекциях. В ИМНС N 20 по средам и пятницам принимают "проблемных" налогоплательщиков: споры, выяснения из разряда "откуда появились пени" и пр. "В принципе те, у кого вопросы не такие уж и серьезные, могут приходить в любой день. Только вот ждать в очередях им придется долго", - поделилась сотрудница этой инспекции.
В ИМНС N 5 обронили загадочную фразу: "Официально у нас приемные дни - ежедневно. Но советуем приходить все же по-старому: по вторникам и четвергам". В ИМНС N 2 и 3 тоже пока ждут бухгалтеров только в эти два дня рабочей недели.
Однако в столичное управление руководство всех без исключения городских ИМНС отрапортовало: принимаем налогоплательщиков ежедневно. "Поначалу к нам приходили жалобы от бухгалтеров. Мол, в такой-то инспекции не принимают. Мы выясняли причины, принимали меры: докладывали руководству. Кстати, самой распространенной в ИМНС на первых порах стала отговорка: "не получили вовремя документ". Сейчас, по нашим данным, ситуация стабилизировалась. Но все же напомним: по всем вопросам и жалобам, касающимся приема налогоплательщиков в налоговых инспекциях города Москвы, москвичи могут обратиться по телефону "горячей линии" управления: 957-62-07 ежедневно с 9.30 до 16.30, кроме субботы и воскресенья", - сообщили в пресс-службе столичного УМНС.
А почему?
Кстати, причиной, по которой в столичных ИМНС изменились правила приема посетителей, стал подписанный Геннадием Букаевым приказ. Согласно ему, налоговикам надлежит принимать своих налогоплательщиков ежедневно в течение всего рабочего времени.
Сотрудники ИМНС города до сих пор задают друг другу и вышестоящему руководству один и тот же вопрос: а когда же, собственно говоря, заниматься остальной работой? Однако руководству утешить своих подчиненных нечем, так что приходится отговариваться традиционным "партия сказала - надо, комсомол ответил - есть". "Боюсь, как бы у меня добрая половина сотрудников не разбежалась, - поведала нашим корреспондентам руководитель одной из московских ИМНС. - Вначале предполагалось, что мы начнем работать по новому графику только после того, как в министерстве разработают методические рекомендации, то есть через два месяца. А тут нежданно-негаданно приходит сообщение из управления: принимать каждый день с середины ноября! Мол, вы сначала поработайте так, а потом мы вам методичку разработаем. На основе накопленного опыта, так сказать".
Методичка приемного дня
Подумать над тем, как бы так организовать работу в налоговых инспекциях, чтобы времени хватало на все: и на аналитическую работу, и на общение с посетителями, и на обработку документов, Геннадий Букаев поручил сотрудникам управления организации работы с налогоплательщиками и СМИ центрального аппарата министерства.
"Методичка должна получиться довольно объемной, - рассказывает Нина Новоженина, руководитель отдела по связи с региональными подразделениями МНС. - Она будет касаться правил работы отделов по работе с налогоплательщиками. Ведь именно сотрудники этого отдела должны вести прием посетителей. Они да еще инспекторы, занимающиеся вопросами госрегистрации. В остальных отделах налоговых инспекций станут заниматься исключительно аналитической работой. Например, мы хотим прописать, сколько часов каждый налоговый инспектор будет работать с посетителями, сколько - заниматься обработкой документации и пр. Да, надо отметить, что наши методические разработки будут носить рекомендательный характер. То есть в каждой конкретной ИМНС они могут подвергаться некоторой корректировке с учетом специфики работы каждой ИМНС".
Нагрузили...
Пока же в ожидании спасительных разъяснений из МНС столичные налоговики тяжко вздыхают и думают о том, какие еще сюрпризы преподнесет им реорганизация системы налоговых органов. Их очень беспокоит настойчивое желание министерских чиновников возложить на отделы по работе с налогоплательщиками всю тяжесть общения с посетителями. Например, поручить сотрудникам этих отделов принимать налоговые декларации, обеспечивать налогоплательщиков программными продуктами и пр. (см. схему).
Маловероятно, что отделы по работе с налогоплательщиками, среднестатистическая численность которых не больше трех-четырех человек, потянут хотя бы половину намеченной в МНС работы. "Нагрузка на один отдел может оказаться просто непомерной. На первых порах поступим проще: выделим по одному дежурному из каждого отдела - пусть принимают, а остальные занимаются своей непосредственной работой. Дежурных, само собой, будем каждый день менять", - предположили в одной из ИМНС Центрального округа столицы.
Работа налоговых инспекций с гражданами и организациями
/-------------\ /-------------\ /-----------\ /----------\ /------------\
|Прием налого-| |Прием заявле-| |Выдача или| |Обеспече- | |Выдача нало-|
|вых деклара-| |ний о регист-| |отказ в вы-| |ние нало-| |гоплательщи-|
|ций и иных| |рации копий| |даче сче-| |гоплатель-| |кам справок |
|документов | |счетов-фактур| |тов-фактур | |щиков | |и документов|
| | | | |с отметкой| |програм- | |по их запро-|
| | | | |ИМНС | |мными про-| |сам |
| | | | | | |дуктами | | |
\-------------/ \-------------/ \-----------/ \----------/ \------------/
/-----------------\ |
| | /-----------------------------\
/-----------\ /-----------\ /--------\ /-------\
|В электрон-| |На бумажном| |Публично| |Индиви-|
|ном виде | |носителе | | | |дуально|
\-----------/ \-----------/ \--------/ \-------/
/-----------------------------------------------------------\ \---------------\
| | | | | | | | |
/---\ /--------\ /---------\ /-------\ /--------\ /-------\ /--------\ /-----\ /-----\
|СМИ| |Web-сер-| |Печатная | |Инфор- | |Наружная| |Изго- | |Семина- | |Устно| |Пись-|
| | |веры МНС| |продукция| |мацион-| |реклама | |товле- | |ры с на-| | | |менно|
| | |России и| |(плакаты,| |ные | | | |ние ау-| |логопла-| | | | |
| | |УМНС по| |листовки | |стенды | | | |дио-, | |тельщи- | | | | |
| | |г. Моск-| |и др.) | | | | | |видео- | |ками | | | | |
| | |ве | | | | | | | |роликов| | | | | | |
\---/ \--------/ \---------/ \-------/ \--------/ \-------/ \--------/ \-----/ \-----/
\-------------\ /--------------/ |
| | | | |
/-------\ /----------\ /-------\ /-------\ /------\
|Пресс- | |Подготовка| |Ответы | |Ответы | |Подго-|
|конфе- | |и размеще-| |на воп-| |на воп-| |товка |
|ренции,| |ние собст-| |росы по| |росы на| |отве- |
|брифин-| |венных ма-| |телефо-| |приеме | |тов в |
|ги и | |териалов | |ну | | | |пись- |
|др. | | | | | | | |менном|
\-------/ \----------/ | | | | |виде |
\-------/ \-------/ \------/
С.Ромашкина
"Московский бухгалтер", N 1, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007