Будь готов!
Как пережить выездную проверку
Оказывается, не так сложно. Просто нужно знать свои права и соблюдать определенные правила и законы, гласные и негласные. На семинаре, организованном Консалтинговой группой "Зеркало"*(1), своим опытом делилась Юлия Гладышева. Несмотря на то что налоговики плавно переходят на камеральные проверки, совсем отказываться от выездных они не обираются. Стало быть, расслабляться не стоит. Поэтому Юлия Гладышева подробно рассказала о том, как вести себя с незваными гостями.
Итак, самое первое, что нужно сделать, - это внимательно просмотреть решение о проведении проверки. Этот документ налоговики предъявляют руководству фирмы в момент начала проверки. Правда, напрямую Налоговый кодекс не обязывает инспектора показывать решение руководителю или главному бухгалтеру компании. Тем не менее в самой форме решения*(2) предусмотрен такой реквизит, как подпись налогоплательщика. Необходимо выяснить, что пришли проверять, а именно какой период, какой налог, какие вопросы. Соответственно давать документы и устные объяснения нужно только по этим вопросам. Здесь лучше руководствоваться принципом: "чем меньше знает налоговый инспектор, тем лучше".
Однако отдавать все документы сразу (даже если они касаются определенного вопроса) не стоит. Лучше представлять данные по требованию. Так у вас появляется возможность контролировать ход проверки. Самым неудачным вариантом будет посадить инспектора в отдельную комнату и отдать все документы - контроль будет потерян.
Передавать документы нужно тоже с умом. Даже если все папки хранятся на холодильнике или под столом главного бухгалтера, нужно сделать вид, что у вас строгий архив и все бумаги выдаются только под расписку. Так вы получаете возможность для маневра и демонстрируете свое ответственное отношение к документообороту. Тут главное не переборщить, заставлять инспектора по три часа ждать одной бумаги не стоит.
Передавать налоговикам лучше копии, оригиналы вам еще пригодятся.
Многие считают, что, если инспектор найдет ошибку, дальше он не пойдет. Как показывает практика, это не всегда так. Поэтому не стоит сразу "выкладывать" ошибки в надежде на то, что проверяющие на этом остановятся.
Разместить проверяющих лучше всего в отдельном помещении. Во-первых, это опять же позволит контролировать ход проверки. Во-вторых, если инспектор сидит со всеми, вероятность того, что он услышит что-то не то (к примеру, "а где там наш мешочек с печатями?!") резко повышается. Согласитесь, лишние проблемы никому не нужны.
В большинстве случаев лучше присутствовать при проведении проверки. Попросту говоря, надо сидеть рядом. Однако здесь нужно быть особенно аккуратным: все зависит от инспектора, он может быть и против такого общения.
Юлия Гладышева затронула и довольно деликатные вопросы, предупредив бухгалтеров: "Если налоговый инспектор жалуется на жизнь, это не значит, что от вас хотят денег и к чаю нужно подавать конвертик с деньгами".
По завершении проверки нужно обязательно выяснить, что инспектор написал в акте. Иногда проверяющие могут умышленно приукрасить информацию. Такую ситуацию нужно постараться исправить и переубедить инспектора. Иногда это удается.
Выездная проверка как она есть
Мероприятие | Срок | Действия | Документы | Основание (статья Налого- вого кодекса) |
Начало про- верки |
ИМНС выносит решение о про- верке |
Решение о проведении выездной на- логовой про- верки |
Часть 1 статьи 89 НК РФ |
|
Представление документов |
5 дней | Налогоплатель- щик должен представить затребованные документы |
Требование о представлении документов, копия реестра с отметкой о получении документов ИМНС |
Статья 93 НК РФ |
Мероприятия проверки |
2 месяца (3 месяца по специально- му решению) |
Проверка доку- ментов, инвен- таризация, ос- мотр, опрос свидетелей, вы- емка докумен- тов, встречные проверки |
Справка о проведении выездной на- логовой про- верки |
Статьи 90-95 НК РФ |
Подписание акта проверки |
2 месяца со дня выдачи справки |
Подготовка акта проверки, озна- комление нало- гоплательшика с актом |
Акт налоговой проверки |
Статья 100 НК РФ |
Представление возражений по акту |
2 недели со дня подпи- сания акта |
Налогоплатель- щик может от- править в ин- спекцию возра- жения по почте заказным пись- мом либо сдать в канцелярию ИМНС |
Возражения с отметкой ИМНС об их получе- ении |
Пункт 5 статьи 100 НК РФ |
Согласование акта проверки с руковод- ством ИМНС |
2 недели с момента по- лучения возражений |
Налогоплатель- щик и ИМНС сог- ласовывают акт и подписывают решение |
Решение по проверке |
Пункт 2 статьи 101 НК РФ |
Обжалования акта и реше- ния в выше- стоящей ин- станции |
3 месяца с момента по- лучения ре- шения |
Налогоплатель- щик готовит жалобу |
Ответ на жа- лобу из выше- стоящей ин- инстанции |
Статья 39 НК РФ |
Что выгоднее для предприятия: камеральная проверка или выездная?
Выездная проверка | Камеральная проверка |
Плюсы | Минусы |
легче контактировать с инспектором по-человечески |
контакта нет |
есть возможность отслеживать ход проверки |
отследить ход проверки невозможно |
инспектор все решает сам, есть вероятность того, что он проверит только то, в чем он силен |
по сложным вопросам налоговики могут проконсультироваться у коллег, зна- комых |
можно заниматься саботажем, напри- например не сразу приносить доку- кументы |
оформляется требование, где фиксиру- ется состав документов, если доку- менты не все, штраф - 50 руб. за до- кумент |
Минусы | Плюсы |
инспектор находится на предприя- тии, а значит, может увидеть то, что вы не хотели бы показывать |
налоговики получают только ту инфор- мацию, которую они затребовали, узнать что-то случайно они не могут |
не всегда есть где разместить | инспектор работает в ИМНС, ему не нужно отдельное помещение или рабо- чее место |
сроки проверки отсчитываются по фактическому нахождению инспектора на предприятии, налоговики могут этим злоупотреблять |
как только вы отдали документы, по- шел срок, неважно, сколько налогови- ки будут проверять ваши документы |
А. Тулякова,
(telena@berator.ru)
"Московский бухгалтер", N 1, январь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) www.a-class.ru.
*(2) Приказ МНС России от 8 октября 1999 г. N АП-3-16/318.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007