Началось!
Налоговики выходят на тропу войны
Проверкой больше
Маловато будет
Вся надежда на "камералку"
Что нас ждет
А может, налог отменить?
Расчет налога на наследство
Налоговики выходят на тропу войны
В предыдущих статьях мы рассказали вам о том, как проводятся камеральные и выездные проверки и как избежать штрафов, ради которых эти проверки и затеваются. Однако на 2004 год у Министерства РФ по налогам и сборам планы куда более грандиозные: как-никак налоги - основный источник доходов бюджета. Так что не исключено, что в этом году все будет совсем по-другому...
Сразу оговоримся, что дальше речь пойдет об одном из законопроектов, а также об общих планах МНС России. Следовательно, пока ничего не произошло, и паниковать не стоит. Но задуматься о предложениях налоговиков будет не лишним. Дело в том, что все эти предложения отражают общую тенденцию развития событий, и просто так от них чиновники не отступятся.
Итак, поправки касаются в первую очередь тех вопросов, о которых шла речь ранее, - проверок и ответственности.
Проверкой больше
В скором времени к предприятию, которое использует ККМ (а кто ее сейчас не использует?), могут прийти с оперативной проверкой. В МНС России это объясняют низким уровнем "налогового контроля в сфере наличного денежного обращения". Мол, чтобы справиться с такой напастью, камеральная или выездная проверка не подойдет: уровень не тот. Правда, чем конкретно будет отличаться новый вид проверок от уже существующих, пока не понятно. Назначить оперативную проверку может руководитель ИМНС или его заместитель. В ходе проверки разрешено проводить осмотр любых помещений, инвентаризацию имущества, опрос свидетелей, выемку документов и предметов, истребовать документы (предоставить их нужно немедленно). Срок проверки, видимо, установить забыли, поэтому по времени она никак не ограничена. Это, пожалуй, и есть единственное отличие от выездных проверок. Соответственно возникает вопрос: зачем вообще все это понадобилось? А еще говорят, что в инспекциях кадров не хватает!.. Ведь какие-то кадры все это придумывают?! А еще каким-то придется эти проверки проводить.
Маловато будет
Теперь о том, что может произойти с уже существующими проверками. Сейчас провести выездную проверку можно за трехлетний период. Налоговикам этого катастрофически не хватает. По их мнению, если бы на все отводилось пять лет, дело бы пошло гораздо лучше. Заодно они предлагают увеличить срок хранения документов, связанных с бухгалтерией и налогами, с четырех до шести лет.
Раз увеличивается временной период, который можно проверить, следует усовершенствовать и методы работы. Есть, к примеру, в Налоговом кодексе такая замечательная статья 92 "Осмотр". Сейчас она касается только выездных проверок. В МНС предлагают проводить осмотр при любых проверках. Камеральные и встречные, естественно, не исключение. Эти предложения налоговиков позвольте оставить без комментариев, последствия тут очевидны.
Еще налоговикам надоело судиться - результаты не устраивают: ходишь, ходишь в суд, а налогоплательщик как был невиновен, так и остался. Предложение у них, как все гениальное, очень простое. Сейчас дело обстоит так: мало того, что бизнесмены всячески уходят от налогов, так они еще и штрафы платить отказываются. Приходится бедным ИМНС самим обращаться суд. Одним словом - беспредел. А ведь все можно сделать проще. Вручить налогоплательщику требование об уплате штрафа и подождать. Если у него не хватит смелости в течение 30 дней обратиться в суд или не дай Бог - в УМНС, можно смело списывать со счета причитающиеся суммы.
И, наконец, последнее нововведение. Оно касается тех несчастных, кто еще не ощутил всех прелестей наличия у себя в офисе так называемого налогового поста. Отчаиваться не стоит - в скором времени он может появиться у любого из нас. Для этого достаточно будет иметь трехмесячную задолженность и благословение руководителя ИМНС. Напомним, что сегодня на такую "привилегию" могут рассчитывать только предприятия, которые производят и реализуют нефтепродукты. Кстати, в предлагаемой статье 105 "Налоговый пост" Налогового кодекса сказано, что налоговый пост могут создать и "у других налогоплательщиков в случаях, предусмотренных настоящим кодексом".
Вся надежда на "камералку"
Несмотря на такое обилие нововведений, основные надежды налоговиков связаны с камеральными проверками. Но и здесь без новаций не обошлось.
Например, по результатам камеральной проверки в течение десяти дней инспекторы планируют составлять акт.
Главное направление работы - проверить, соответствуют ли полученные доходы понесенным расходам. Причем основное внимание налоговики будут уделять пресловутым "внешним источникам", в качестве которых выступят данные о затраченной электроэнергии, воде, газе. Также в МНС России рассчитывают на поддержку таможни и МВД. Как сообщило РИА "Новости", работники Федеральной службы по экономическим и налоговым преступлениям уже договорились с налоговиками "об усилении борьбы с нарушителями налогового законодательства".
Правда, налоговики заверяют, что они вовсе не придерживаются мнения о недобросовестности всех налогоплательщиков, однако при этом чиновники признают: все легальные схемы ухода от налогов нужно закрывать. Фактически такой подход отражает сегодняшнюю позицию государства, призывающую бизнесменов честно платить налоги, не используя лазейки в законодательстве, и в то же время нацеленную на борьбу с уклонистами. В частности, министр финансов Алексей Кудрин в интервью французской La Tribune сказал, что: "Первоочередная задача - положить конец уклонениям от уплаты налогов"*(1).
Технология, по которой инспектор будет проверять обоснованность затрат, пока не разработана. Таким образом, совершенно не понятно, как налоговики будут определять, действительно ли предприятию потребовалось столько-то воды, газа и электричества. Ведь нормативов затрат пока не существует. В Министерстве РФ по налогам и сборам поставили задачу максимум: сделать из инспекторов аналитиков. Но заработает ли такая система? Сомнительно. Дело в том, что сегодня мало кто из налоговых инспекторов сможет провести реальный анализ деятельности организации. Для этого нужны специальные навыки, которыми может похвастать далеко не каждый работник налоговых органов. В результате все это может вылиться в элементарное изобретательство, а предприятие будет вынуждено обращаться в суд.
В заключение еще раз подчеркнем, что все сказанное - пока всего лишь планы. Так что вся надежда на новую Думу...
Что нас ждет
Появится новый вид проверок - оперативные
Период, за который можно проводить выездную проверку, увеличится с 3 до 5 лет
Хранить документы нужно будет не 4, а 6 лет
В рамках встречной и камеральной проверок налоговики смогут не только запрашивать документы, но и осматривать помещения
Налоговики смогут списывать деньги со счета фирмы без суда При проведении камеральных проверок инспекторы будут уделять особое внимание "внешним" источникам информации
А может, налог отменить?
Тимофей Шарапов, адвокат:
- Налог на наследство и дарение вообще нужно отменить. Что толку в том, что пытаются снизить ставки? Ведь за то имущество, которое люди оставляют своим детям, налоги уже давным-давно заплатили! Во всем мире затраты на сбор этого налога обходятся слишком дорого, а результат оставляет желать лучшего. Тем более что наш народ, не желая расставаться с деньгами, весьма успешно дарит друг другу украшения и антиквариат вообще без всякого оформления, а автомобили - по генеральной доверенности. То есть налог на наследство и дарение касается в основном только недвижимости, которую нельзя подарить без оформления.
Например, по официальным данным, сборы в казну от этого налога в нашей стране - менее 500 миллионов рублей. Вполне вероятно, что затраты казны на получение этих денег как раз и равняются этой сумме. Не слишком ли велика плата за столь ничтожные поступления в бюджет?
Расчет налога на наследство
По действующему закону налог на наследование и дарение платится с сумм, превышающих 850 МРОТ (85 тыс. руб.). Новый же законопроект предусматривает вычет в 200 тысяч рублей. Давайте подсчитаем, какой налог на наследство придется заплатить за квартиру оценочной стоимостью 300 тысяч рублей по старому закону и по новому законопроекту.
Наследники | Действующий закон от 12.12.91 |
Законопроект | Разница |
Переживший супруг | 0 | 0 | 0 |
По завещанию: | |||
Дети, родители, внуки |
60 500 руб. (42 500 руб. + 40% х (300 000 руб. - 255 000 руб.)) - 200 000 руб. х 5% |
5 000 руб. ((300 000 руб. - 200 000 руб.) х 5%) |
55 500 руб. |
Дедушки, бабушки, братья, сестры, внуки, племянницы и племянники |
60 500 руб. (42 500 руб. + 40% х (300 000 руб. - 255 000 руб.)) |
9 000 руб. ((300 000 руб. - 200 000 руб.) х 9%) |
51 500 руб. |
Другие наследники | 60 500 руб. (42 500 руб. + 40% х (300 000 руб. - 255 000 руб.)) |
13 000 руб. ((300 000 руб. - 200 000 руб.) х 13%) |
47 500 руб. |
По закону: | |||
Дети, родители, внуки |
19 500 руб. (12 750 руб. + 15% х (300 000 руб. - 255 000 руб.)) |
5 000 руб. ((300 000 руб. - 200 000 руб.) х 5%) |
14 500 руб. |
Дедушки, бабушки, братья, сестры, внуки, племянницы и племянники |
39 000 руб. (25 500 руб. + 30% х (300 000 руб. - 255 000 руб.)) |
9 000 руб. ((300 000 руб - 200 000 руб. х 9%) |
30 000 руб. |
Другие наследники | 60 500 руб. (42 500 руб. + 40% х (300 000 руб. - 255 000 руб.)) |
13 000 руб. ((300 000 руб. - 200 000 руб.) х 13%) |
47 500 руб. |
"Московский бухгалтер", N 1, январь 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) По информации Прайм-ТАСС.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007