Все служебные поездки я осуществляю на личном автомобиле. Недавно попал в аварию. Подскажите, пожалуйста, могу ли я отнести на расходы суммы, потраченные на ремонт автомобиля?
Стоит сразу сказать, что списать такие расходы можно. Однако в Налоговом кодексе это прямо не указано. Все будет зависеть от выбранной системы налогообложения. Конечно, об индивидуалах, которые применяют УСН и выбрали в качестве объекта налогообложения "доходы", а так же о предпринимателях, которые переведены на уплату ЕНВД (в том числе в Московской области), речь не идет. Они вообще никаких расходов не учитывают.
Мы рассматриваем две категории ПБОЮЛ: применяющих традиционную систему налогообложения и применяющих УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Порядок признания расходов при любой из этих систем одинаковый. Иначе говоря, расходы должны отвечать требованиям статьи 252 Налогового кодекса - быть документально подтвержденными и экономически оправданными. На первый взгляд кажется, что вопроса-то никакого и нет. Предприниматель на автомобиле совершает служебную поездку и попадает в аварию. Поскольку поездка была служебной, то все связанные с ней расходы можно списать. Однако не все так просто.
Доказуемо!
Как доказать, что авария произошла именно во время служебной поездки? Ведь индивидуал сам владеет автомобилем - это его личный транспорт. На нем он может ездить за товаром, а может и семью на дачу везти. Поэтому без соответствующих документов налоговики эти расходы не примут. Возникает ситуация, когда предприниматель должен доказывать именно производственный характер расходов. А для того, чтобы отстоять свои интересы, необходимо вооружиться рядом документов.
Прежде всего это первичная документация, которую индивидуал получает в автосервисе или в магазине автозапчастей. При этом нужно удостовериться, что все расходные документы выписаны именно на предпринимателя, скажем на "ПБОЮЛ Иванова А.А.", а не просто на "Иванова А.А.".
Затем документы, которые подтверждают то, что поездка действительно была служебной. Во-первых, это журнал разъездов, где регистрируется каждая поездка. Журнал - это требование налоговиков. Он ведется в свободной форме, и в нем необходимо указывать данные путевых листов. В общем, единственная его цель - это облегчить жизнь инспектору, который проверяет предпринимателя. В некоторых инспекциях города требуют, чтобы такая тетрадь была заверена в ИМНС. Другим достаточно того, что она прошита, пронумерована и скреплена подписью индивидуала. Стоит отметить, что за отсутствие этого документа штрафовать налоговики не могут.
Во-вторых, помимо тетрадки необходимо оформлять путевые листы на каждую поездку (типовая межотраслевая форма N 3 утверждена постановлением Госкомстата России от 28 ноября 1997 г. N 78). Довольно парадоксально звучит, но предприниматель должен выписывать путевой лист сам себе.
Помимо прочего в протоколе, который составляет инспектор ГИБДД при каждом дорожно-транспортном происшествии, не лишним будет отметить, что поездка была именно служебной.
К. Артемьев
1 января 2004 г.
"Московский бухгалтер", N 1, январь 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007