Муниципальное учреждение является некоммерческой организацией и образовано для выполнения муниципального заказа по благоустройству города. Согласно уставу за счет целевых средств местного бюджета, выделяемых администрацией муниципального образования - нашим собственником (учредителем), учреждение осуществляет: механизированную уборку дорог и площадей города; откачку паводковых вод; ямочный ремонт городских дорог и т. д. Что будет являться основанием для налоговой инспекции, чтобы не платить с этих средств НДС и налог на прибыль?
Исходя из содержания ст.146, 153 и 162 НК РФ НДС облагаются только те средства, поступление которых связано с осуществлением расчетов за реализованные товары (работы, услуги), следовательно, целевые средства, полученные НКО от собственника на свое содержание и ведение уставной деятельности, не являются объектом обложения НДС.
Прямо об этом сказано в п.32.1 Методических рекомендаций по НДС: денежные средства в виде целевых поступлений на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, поступившие в качестве финансовой помощи от других организаций и (или) физических лиц, не связанные с оплатой реализованных товаров (работ, услуг), и использованные указанными получателями по назначению при определении налоговой базы, не учитываются.
К целевым поступлениям на содержание НКО и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся и суммы финансирования из местных бюджетов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческими организациями.
При определении налоговой базы плательщиками налога на прибыль не учитываются следующие доходы (ст.251 НК РФ):
- имущество, полученное налогоплательщиками в рамках целевого финансирования;
- целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров).
К целевым поступлениям в соответствии с п.2 ст.251 НК РФ, в частности, относятся суммы финансирования из местных бюджетов, выделяемые на осуществление уставной деятельности некоммерческих организаций и использованные по целевому назначению поступления от собственников созданным ими учреждениям.
Таким образом, суммы целевого финансирования из местного бюджета, выделяемые на осуществление уставной деятельности муниципального учреждения его собственником, обложению НДС и налогом на прибыль не подлежат. При этом:
- учет получения и расходования целевых поступлений в денежной форме следует осуществлять отдельно от иной деятельности организации, то есть вести раздельный учет, поскольку при его отсутствии указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения;
- средства целевого финансирования относятся к доходам, не учитываемым в целях налогообложения прибыли, только при условии, что они расходуются исключительно по целевому назначению - на содержание НКО и ведение ею уставной деятельности, поскольку средства, использованные не по своему целевому назначению, включаются в состав внереализационных доходов с даты их нецелевого использования.
Для выполнения целевых программ НКО следует иметь смету, рассчитанную на определенный период времени, что предусмотрено в п.1 ст.3 Федерального закона РФ от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
Чтобы обобщить информацию о движении средств, предназначенных для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и т. п., то есть для учета целевых доходов и расходов, НКО используется счет 86 "Целевое финансирование".
Документами, подтверждающими поступление тех или иных средств в НКО, обычно являются выписки банка, платежные поручения, приходные кассовые ордера, акты приема-передачи имущества и т. п.
Особое внимание следует уделять назначению платежа при оформлении расчетно-платежных и первичных документов. При получении целевых средств нужно использовать следующие формулировки (причем в расчетно-платежных документах обязательна запись "НДС не облагается"):
- целевое финансирование;
- целевой взнос на уставные цели и т. п.
При использовании полученных средств также необходимы безупречные в налоговом отношении формулировки с учетом названия целевой программы, статьи сметы и т. п.
Таким образом, основанием для признания средств, получаемых муниципальным учреждением, целевыми и соответственно не подлежащими налогообложению будут:
- корректные формулировки всех документов, касающихся получения и расходования целевых средств, в частности назначение платежа при оформлении расчетно-платежных и первичных документов;
- наличие сметы;
- отражение средств на счете 86 "Целевое финансирование";
- расход средств исключительно по целевому назначению (по смете);
- ведение раздельного учета.
Г. Кузьмин,
ведущий эксперт "БП"
1 апреля 2004 г.
Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь", выпуск 13, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Предлагаемый материал содержится в еженедельнике "Бухгалтерское приложение к газете "Экономика и жизнь". Газета зарегистрирована в Министерстве печати и массовой информации РФ, регистрационный N 1065. E-mail редакции "Бухгалтерского приложения" - buhgalt@akdi.ru.