Код причины проблем
Без вины виноватые
Раз бумажка, два бумажка
"Черная дыра"...
...не такая уж и черная
Закон на нашей стороне
Даже если вы честно перечисляете все налоги, чиновники могут обвинить вас в неплатежах, как это случилось с одной из московских фирм. Недоразумение возникло из-за ошибки в свидетельстве о постановке на учет, где был указан неверный КПП.
Без вины виноватые
Жила-была маленькая московская фирма. Зарегистрировалась она в мае прошлого года, аккуратно платила все налоги и сборы и знать не знала, какая черная туча тем временем над ней собирается. Гром грянул в начале февраля нынешнего года. В бухгалтерию фирмы позвонили из Пенсионного фонда и спросили:
- А что это вы нам взносы не платите?
- Как не платим? - У бухгалтера душа провалилась куда-то под стол. - Все взносы перечисляем исправно, без задержек.
- У нас нет ваших платежей за несколько последних месяцев, - отрезали в Пенсионном фонде.
Куда первым делом бежит перепуганный бухгалтер, которого обвиняют в том, что его фирма - злостный неплательщик? Правильно, в родную налоговую инспекцию, чтобы выяснить, куда ушли деньги. В данном случае это оказалась инспекция N 25 по г.Москве. Когда стали сверять платежи, выяснилось, что организация с таким кодом на учете в инспекции не состоит. А есть фирма с тем же названием, ИНН и с очень похожим КПП. Только вот в ее коде на одну цифру меньше.
Раз бумажка, два бумажка
Бухгалтер не думала сдаваться и вернулась на фирму за свидетельством, где значится пресловутый код. В налоговой признали, что допустили в свидетельстве ошибку, и выдали другое. Причем под обоими документами стояла одна и та же дата. Получается, что второе свидетельство оформили задним числом. Фирме объяснили, что при постановке на учет в программу все данные ввели верно, а при ручном наборе номера для свидетельства сотрудница ошиблась. Извиниться за это никто не подумал.
Почуяв неладное, бухгалтер принялась проверять, дошли ли до адресатов другие платежи. Оказалось, что почти половина из них потерялась, и на них уже капали пени. При этом обнаружить какую-то систему в том, какие платежи пропали, а какие дошли до получателей, ей не удалось.
Налоговики посоветовали бухгалтеру поднять все платежи за год и написать им письмо, в котором следует изложить проблему.
"Черная дыра"...
Неугомонная бухгалтер дозвонилась в Московское казначейство и спросила чиновников:
- Какое вообще отношение имеет КПП к тому, как распределяются платежи?
На что ей ответили:
- Никакого. Для этого имеет значение ИНН, но никак не код причины постановки на учет.
Того же мнения были и в самой налоговой.
- Мы присваиваем эти коды для собственных нужд, чтобы знать, с кем имеем дело: с фирмой, филиалом или компанией, у которой на подведомственной нам территории находится недвижимость, - сказали там. - Впрочем, на КПП может обратить внимание Управление федерального казначейства по Москве.
Но в этом ведомстве тоже открестились от такого предположения, сказав, что программа настроена таким образом, что платежи "раскидываются" исходя из ИНН, учет ведется по КБК, а код причины постановки на учет тут совершенно ни при чем. Создалось впечатление, что налоги не дошли в бюджет "по собственному желанию", и бухгалтер решила подождать, какой ответ даст налоговая на ее письмо.
...не такая уж и черная
Дальше за дело взялась редакция нашего журнала. Исходить пришлось из того, что раз налоговая все-таки попросила написать письмо, а не отмахнулась от проблемы, то она косвенно признала: ошибка в КПП может стать причиной того, что платежи где-то потерялись. Поэтому мы позвонили в организационно-методический отдел Пенсионного фонда по г.Москве. Начальник отдела Александра Моталина хотя и не подтвердила, что код может иметь в данном случае значение, но, по крайней мере, дала дельный совет:
- Если деньги у фирмы по каким-то причинам не зачли, то обращаться ей следует в наш отдел. Если вы мне назовете сумму и сроки, в которые деньги были переведены, то я могу посмотреть платеж в списке неопознанных. Случается, что деньги приходят с неполной информацией по плательщику. Ведь допустить ошибку в заполнении документов мог и сам бухгалтер, и операционист.
Закон на нашей стороне
Но что делать, если в неопознанных платежах деньги найти не удалось? Ответ на этот вопрос дал Иван Хаменушко, партнер юридической фирмы "Пепеляев, Гольцблат и партнеры". Он сразу признал, что описанная нами ситуация вполне реальна и с ней может столкнуться любая фирма.
- Человек, вбивающий данные в программу, мог сверять их по-разному. Бывает, фирму идентифицируют по ИНН, а бывает, и по КПП. И, увидев, что последний не совпадает с названием организации, служащий, возможно, бросил деньги в разряд "невыясненных платежей". Ошибку мог сделать сотрудник казначейства или самого Пенсионного фонда, в который поступали деньги.
В данном случае важным становится тот факт, прислала ли инспекция требования об уплате недоимки или нет, - отметил Иван Хаменушко. - Если да - нужно обращаться в суд. Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса, фирма признается выполнившей обязательство по уплате налогов, если она отправила платежное поручение в банк. В вашем случае данные о получателе денег указаны верно, а ошибка касается только информации, и то второстепенной, о самой компании. Да и эта ошибка произошла по вине налоговиков.
Если требования еще не присланы, можно провести с налоговой сверку платежей, которая установит сумму расхождений. Чтобы подтвердить, что банк списал деньги, надо получить выписки по счетам. Нелишним будет направить письма в фонды, налоговикам и сослаться на вышеупомянутую статью Налогового кодекса.
Кстати, без требования в суде делать нечего. Высший Арбитражный Суд считает, что лицевой счет - это внутренний учетный документ налоговой инспекции (постановление президиума ВАС от 18 марта 2003 г. N 8156/02). И если пени проходят только по нему, доказать что-либо в суде будет сложно.
Но можно запросить в налоговой справку о состоянии расчетов с бюджетом, например для получения лицензии или кредита. И вот эту справку, в которой обязательно будет указана недоимка, можно смело оспаривать в суде. Если платежки "хорошие", то есть в них четко указано назначение платежа, и у банка нормальная репутация, то шанс выиграть дело равен 100 процентам.
В. Громская
"Расчет", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru