В краю болот
Налоговики рекомендуют
Работа на результат
"Птичку жалко..."
Основная помеха - кодекс
Позвоните завтра!
Борьба за воду
Химические будни
По легенде, слово "Пенза" означает "город на болотах". В то же время все пензенские земли, не занятые трясинами, очень плодородны. Поэтому власти региона большое внимание уделяют развитию сельского хозяйства. А вот фирмам, не занятым в этой отрасли, приходится выживать самим: для них не существует специальных льгот, зато есть бравые налоговики, бесконечные проверки и волшебное "приходите завтра!".
Пензенский край наполовину живет на дотации. Это не удивительно: промышленность представлена малыми и средними предприятиями, больших заводов и богатых природных месторождений здесь нет.
Одно время губернатор хотел найти нефть в болотистом краю. Пришлось довольствоваться саратовским месторождением. В его ответвлении, которое находится в Камешкирском районе Пензенской области, проделали двадцать "дырок" - и жизнь там сразу наладилась. По словам заместителя губернатора Пензенской области Михаила Косого, "зарплата у камешкирцев сразу повысилась с 3 до 8 тысяч рублей". В тех районах, которым с нефтью не повезло, зарплата такая же, как в среднем по России, - 3-4 тысячи рублей.
Налоговики рекомендуют
По приезде в Пензу я сразу направилась в УМНС, ведь именно его чиновники могут рассказать, чем живет область и с какими трудностями сталкиваются местные бухгалтеры. Руководитель УМНС по Пензенской области Александр Бирюков с удовольствием ответил на мои вопросы.
- По всей России бухгалтеры жалуются, что инспекторы требуют огромное количество документов при проведении камеральных проверок, - начала я беседу. - Они вынуждены делать многочисленные копии. В вашем регионе такая же ситуация?
- Требование документов при проверках обусловлено Налоговым кодексом. Известно, что сегодня существует несколько криминальных схем, которыми пользуются нечистоплотные фирмы. Например, лжеэкспорт. И наш регион не исключение. Помогает, правда, то, что мы получаем информацию о сомнительных фирмах через Управление международного сотрудничества МНС. И прежде всего мы проверяем те компании, которые требуют возмещения из бюджета "живых" денег.
- Почему должны страдать фирмы, которые требуют возмещения НДС? Получается, что налоговики отказывают из-за простых формальностей, например в том случае, если в счете-фактуре фирмы в графе "грузоотправитель" вместо полного наименования стоит "он же".
- Мы никогда не станем придираться по такому поводу к фирме, которая добросовестно платит налоги. Формальности будут интересовать нас, если мы уверены, что здесь нарушают закон.
- Все-таки согласитесь, что объемы требуемых инспекторами документов выходят за рамки разумного, - попыталась я вернуть г-на Бирюкова к первоначальной теме. - Даже в МНС с этим согласны.
- Пусть пишут качественные законы, которые нельзя будет истолковывать двояко. 2-3 поправками в кодекс можно решить проблему, о которой вы говорите.
- Но ведь законодательство и так меняется слишком часто.
- Согласен. Особенно часто вносят изменения в формы деклараций. Нам каждый раз приходится перенастраивать свои программы, так как отчетность несут на дискетах.
- Судя по агитационным плакатам и календарям, вы заставляете фирмы сдавать отчетность в электронном виде...
- Если вы будете более внимательной, - перебила меня заместитель начальника управления Валентина Попова, - то увидите, что на плакатах написано: "рекомендуем". Именно рекомендуем, а не "заставляем сдавать отчетность в электронном виде", как вы сказали. Если же налогоплательщики хотят сдать отчетность на бумаге, мы не будем их принуждать приносить дискеты.
Очень скоро после нашего разговора мне удалось проверить слова г-жи Поповой. Так, например, в октябрьской ИМНС Пензы даже не подозревают о позиции руководства. При мне предпринимателю, который пришел сдавать декларацию по налогу на доходы физлиц, отказали в приеме. Инспектор потребовала представить декларацию в электронном виде. "Пройдите в кабинет на первом этаже, - посоветовала она предпринимателю. - Там все сделают за 70 рублей".
Работа на результат
Во время моего пребывания в УМНС из разговора с г-ном Бирюковым выяснилось, что налоговые в области работают на результат. Основная их задача - собрать как можно больше налогов любыми способами.
- Сейчас нас очень беспокоит, что третья межрегиональная инспекция "отняла" у Пензенской области крупнейшего налогоплательщика, - поделился своими проблемами руководитель УМНС. - Теперь выполнять план будет сложнее. Кроме того, недавно передали регионам транспортный налог, а ГАИ не торопится делать с нами выверку по автовладельцам. Или возьмем налог на землю. Создали земельные комитеты и кадастровые палаты, которые ни за что не отвечают. А кто, как не они, должны предоставлять информацию для обложения земель налогом?
- Как же вы собираетесь выполнять план?
- Думаю, справимся. У нас есть свой козырь. Результативность налоговых проверок в области сейчас составляет 79 процентов. Это значит, что из 100 проверок в 79 случаях были обнаружены нарушения. По сравнению с 2002 годом этот показатель вырос в 2 раза!
- Значит, для вас главное - найти побольше ошибок? - удивилась я.
- Главное - контроль за соблюдением налогового законодательства. И пополнение бюджета. А для этого мы должны проводить проверки.
"Птичку жалко..."
Из головного офиса налоговиков я отправилась по "филиалам". Первой инспекцией на моем пути стала ИМНС по Первомайскому району Пензы. Ее руководитель Мария Лапшина встретила меня заученной фразой: "Основным направлением нашей деятельности является улучшение работы с налогоплательщиками. Создаем максимум удобств для посетителей".
Эти удобства я оценила сразу при входе. В здании инспекции уже полтора года идет ремонт. В коридорах из-за старой мебели очень тесно. Но инспекторы стойко переносят временные трудности. Зато бухгалтеры приходят отчитываться в уже отремонтированное помещение.
- Наша гордость - два операционных зала, - устроила мне экскурсию по первому этажу г-жа Лапшина. - В одном принимают отчеты юридических лиц, в другом - физических. Очередей стало меньше. Если я вижу, что появилась очередь, направляю сюда дополнительно сотрудников.
Инспекторы за окнами сидят в форме синего цвета. Что ни говори, а женщина в форме смотрится очень эффектно: сразу понимаешь - ты в государственном учреждении, и настраиваешься на серьезный лад. Правда, одна дама работает в обычной одежде. Когда я спросила, почему, женщина рассмеялась: "Размерчика нужного не нашлось".
После непродолжительной экскурсии Мария Лапшина рассказала о ежедневной работе инспекции.
- Я считаю, что общение бухгалтеров между собой очень эффективно. Оно важнее, чем просто наставления инспекторов. Поэтому мы стараемся чаще устраивать семинары. Убиваем сразу двух зайцев: участники и нас послушают, и между собой пообщаются. Кстати, наши семинары не стоят фирмам ни копейки.
- Неужели все так у вас замечательно? Никаких проблем нет?
- Ну почему же! Нам бы хотелось, чтобы штат увеличили. Недавно регистрацию, которую делали три фонда, нам передали, а численность сотрудников осталась прежней.
Прощаясь со мной, г-жа Лапшина поведала о "неофициальной" жизни инспекции. Несколько месяцев назад сотрудники взяли на прокорм двух фазанов, живущих в зоопарке по соседству. Скинулись, кто сколько мог, - теперь птицы не умрут голодной смертью. А говорят, чиновники - черствый народ...
Основная помеха - кодекс
В следующей инспекции к моему приходу подготовились. Начальник ИМНС по Мокшанскому району Петр Частухин на мой вопрос, в какие дни инспекция принимает посетителей, с готовностью ответил: "Ежедневно". Только в спешке сотрудники инспекции забыли снять старое объявление, которое гласит, что приемные дни в инспекции - вторник и пятница. В другом объявлении было написано: "Регистрация фирм проходит ежедневно, до часу дня". Понять что-либо из столь разнообразной информации сложно, и, видимо, поэтому коридоры инспекции в четверг после обеда были пустынны.
В холле инспекции красовался "скворечник" с надписью "ККМ". Оказалось, это - своеобразный способ сбора информации. Добросовестные граждане бросают в этот ящик кассовые чеки, когда они подозревают продавцов в обмане.
- А на вашу работу налогоплательщики не жалуются? - поинтересовалась я.
- И такое бывает. Порой и до суда доходит. Нам мешает пункт Налогового кодекса, в котором сказано, что все неустранимые сомнения трактуются в пользу налогоплательщика. По существу, мы часто бываем правы, и если бы не этот пункт...
Вообще в кодексе много неясностей. Вот сейчас мы ждем комментариев по сельхозналогу, ведь 38 предприятий у нас уже перешли на специальный налоговый режим. Кроме этого по земельному налогу много вопросов. Землю в основном отдали пайщикам, а ведут деятельность на ней кооперативы. Вот и не знаем, кому теперь предъявлять налог к уплате. Пока платят кооперативы, но многие из них - потенциальные банкроты. На их место придут фирмы - и налог собирать станет не с кого. Мы уже столкнулись с такими случаями и хотим, чтобы налог платили пайщики. Допустим, предъявим мы к уплате налог пайщице Марии Николаевне, 1927 года рождения, которая владеет участком земли. Она пойдет к фирме, работающей на ее участке, и договорится, кто и что будет платить.
- Неужели вы думаете, что 80-летняя старушка пойдет требовать у бизнесменов уплаты налога в надежде на их отзывчивость? Она ведь может даже не догадываться, что владеет землей и где эта земля находится!
- Правильно, может и не знать. А что делать? Практику-то судебную по земельному налогу нарабатывать надо.
Позвоните завтра!
Выйдя из инспекции, я заглянула в магазин с манящим названием "Эдем", чтобы купить знаменитого местного печенья "Виктория", и разговорилась с управляющим Александром.
- С налоговой дружите?
- Да ну их! - махнул он рукой. - О чем ни спросишь - отсылают: придите попозже или позвоните завтра. Быстрее узнаешь обо всем у знакомых.
- А с компьютером вы общаетесь на "ты"? Ведь сейчас отчетность надо сдавать на дискетах.
- Приходится успевать за прогрессом. Метод "по старинке" уже не подходит. Вот в Пенсионном фонде дали программу и через несколько дней обязали сдать индивидуальные сведения о работниках. Пришлось ночами работать. Ведь штрафы платить никому не хочется.
Недовольство работой Пенсионного фонда высказали мне бухгалтеры разных пензенских фирм. Например, бухгалтер фирмы "Система-Квант" Наталья Даньшина была возмущена поведением сотрудницы октябрьского отделения фонда. Когда Наталья пришла к ней сдавать отчет, той что-то не понравилось: чиновница бросила документы и не стала ничего объяснять.
- Индивидуальные сведения я начала сдавать с 27 января, - рассказывает Наталья. - Сдала их в начале февраля, и за это короткое время сменилось три версии программы! Я три раза переделывала формы.
- Еще ежеквартально вносят изменения в отчетность, - поддержал сотрудницу директор фирмы Евгений Пякшев. - Бумаг много, а дела нет. Вот, например, справку о доходах из программы, которую нам дали в фонде, распечатать не можем. Целый день вчера пытались, а к концу дня появилось сообщение: "У вас нет регистрационного номера, за него нужно заплатить, для этого позвоните по телефону..." В Пенсионном фонде мы зарегистрированы, номер соответственно есть. Что они еще от нас хотят? Думали вам показать это "чудо", да, как назло, электричество отключили.
- А вы не пробовали обратиться за советом куда-нибудь? - поинтересовалась я. - Говорят, при муниципалитетах работают агентства, которые отвечают на вопросы, связанные с бухучетом...
- Ни о каких агентствах мы знать не знаем. Слышали только, что власти компенсируют фирмам расходы по банковским процентам за кредиты в каком-то размере (2/3 ставки рефинансирования - прим. ред.). Но это нас не касается. Это только по инвестиционным проектам, которые направлены на развитие сельских районов области.
Борьба за воду
Предположив, что заботы мелких, средних и крупных фирм отличаются друг от друга, я запланировала встречи на двух более крупных предприятиях Пензы. Первое - старейший в Поволжье завод по производству минеральных вод и безалкогольных напитков "Исток". Второе - завод Пензхиммаш.
На "Истоке" выпускают природные минеральные воды, обладающие лечебно-профилактическими свойствами, которые не раз отмечали медалями на престижных выставках и конкурсах. Но, несмотря на завоеванную репутацию, фирма все чаще сталкивается с происками конкурентов.
- Пензенский рынок заполонили ввозимые воды, - сразу пожаловалась мне заместитель директора завода Ольга Латынова. - Цена у них ниже, так как при производстве этих вод используют некачественные виды сырья. А мы даже на основе лечебных трав напитки делаем. Чтобы уменьшить затраты на производство, пришлось купить собственный транспорт. Это выгоднее, чем пользоваться услугами транспортных компаний. На нашу цену все конкуренты ориентируются. Выше никогда не сделают. Вот и приходится сдерживать ее рост всеми силами.
- Как ваши бухгалтеры справляются с учетом, ведь технология приготовления воды подразумевает разнообразные затраты?
- Это вы у них самих спросите, - и Ольга проводила меня в уютную светлую комнату со множеством цветов. - Тут обитает наша бухгалтерия.
На мой вопрос главбух "Истока" Оксана Неелова рассмеялась:
- Как же без проблем - они есть у всех! Нас, конечно, больше всего беспокоит налог на добычу полезных ископаемых. Нам приходится его платить, ведь мы сами добываем воду из скважин, которые находятся на территории завода.
Еще одна напасть - сезонность производства воды. Зимой спрос на товары "Истока" резко сокращается, а летом - возрастает.
- Вот, казалось бы, сугубо наша задача - производство кваса, - вступил в разговор директор "Истока" Виктор Беззубцев. - Мы начинаем его делать в апреле и заканчиваем в сентябре. Так вот, апрель и сентябрь можно считать для нас потерянными. Предприниматели не хотят связываться с продажей кваса в эти месяцы: жара, а значит, спрос не гарантированы, а налог по вмененке им заплатить надо. И хотели бы пензяки попить этого вкусного исконно русского напитка, а нет его.
- Из-за сезонности производства нам даже пришлось заняться продажей рыбы, - добавила Ольга Латынова. - Закупаем ее в Санкт-Петербурге и продаем. На территории завода есть магазин. Но прибыль от продажи рыбы у нас небольшая, основные деньги приносит вода.
- Жара - наш партнер, - засмеялись стоявшие рядом с нами работники завода.
- А зарплату вы в любое время года получаете или тоже сезонно?
- Вовремя, - хором ответили мне.
Химические будни
На следующий день я посетила одно из крупнейших предприятий области - завод Пензхиммаш. Тут производят машины и оборудование для химической промышленности. По пензенским меркам эту компанию можно считать крупной - там работает свыше двух тысяч человек. Для своего района это один из основных плательщиков налогов. В 2003 году бюджеты всех уровней получили от завода 107 миллионов рублей. Главбух предприятия Наталья Стафоркина любезно согласилась со мной побеседовать.
- Предприятие большое, и проблемы у вас, наверное, немаленькие? - поинтересовалась я.
- Наши проблемы специфические. Пензхиммаш производит в основном нестандартное оборудование по разовым заказам, так называемое индивидуальное машиностроение. С введением 25-й главы Налогового кодекса появились вопросы при расчете налогооблагаемой прибыли в части определения остатков по незавершенке. Химическое оборудование, которое мы производим, несравнимо между собой. Изготавливают его из стали разных марок. Поэтому выбрать в качестве критерия оценки для определения незавершенного производства один вид сырья невозможно. Методические рекомендации по исчислению прибыли содержат очень обобщенные инструкции. Хотелось бы, чтобы 25-й главой учитывались отраслевые особенности. Или вот еще сложность: когда один химический аппарат изготавливают непрерывно в разные налоговые периоды.
- Налоговая часто требует документы на проверку? Раз оборудование сложное, наверное, и бумаг у вас много...
- У нас море первички. А требуют документы часто - мы ведь и на экспорт поставляем продукцию. Приходится копировать все приходные накладные. Номенклатура материалов и запчастей огромная. При этом материалы по одной накладной могут идти на разные заказы. Сами инспекторы говорят, что для Химмаша нужно заводить отдельный шкаф.
- Уживаются у вас бухгалтерский и налоговый учет?
- Как сказать... Возьмем, к примеру, налог на прибыль. Как вести налоговый учет - особенно в части расчета незавершенки - не знают ни инспекторы, ни аудиторы. Вопросов по нему много. В бухгалтерском учете у нас прибыль, а в налоговом убыток, соответственно - нет налога на прибыль.
- С налоговой часто судитесь?
- Бывает, - рассмеялась главбух. - Если видим, что закон на нашей стороне, отстаиваем свои права.
Е. Давыдова
"Расчет", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru