Когда списать услуги связи
Практически все фирмы пользуются услугами связи, будь то телефон, интернет, факс или электронная почта. В одном из писем Минфин решил разъяснить, когда эти расходы можно отражать в налоговом учете.
Ситуация, когда расходы фирмы относятся к одному отчетному периоду, а подтверждающие их первичные документы она получает в другом - не редкость. Именно так чаще всего происходит с услугами связи. В каком же периоде фирма может списать эти расходы? Чиновники из Минфина в письме от 12 февраля 2004 г. N 04-02-05/1/12 рассмотрели сразу две ситуации:
- фирма ведет учет методом начисления;
- фирма использует кассовый метод.
Услуги связи при методе начисления
Практически для всех услуг, в том числе и услуг связи, в Налоговом кодексе установлены три способа списания расходов (подп.3 п.7 ст.272 НК):
- в момент оплаты, предусмотренный в договоре;
- в момент предъявления расчетных документов;
- в последний день отчетного (налогового) периода.
В кодексе не сказано, когда надо использовать тот или иной способ. Это позволяет предположить, что право выбора предоставлено фирме. Однако Минфин считает иначе: фирма может учитывать расходы связи лишь в момент оплаты, который предусмотрен в договоре. Как правило, в договоре говорится, что фирма должна оплатить услуги в тот день, когда ей выставили счет. Поэтому датой признания расходов является дата выставления этого счета, что аналогично второму варианту списания затрат.
Способ, "рекомендованный" Минфином, лишает фирму возможности оптимизировать свои налоговые платежи. Он подойдет лишь в том случае, если вы получаете счета в том же месяце, за который платите. Однако так бывает очень редко. Как правило, счета приходят уже в следующем месяце.
Фирмам, которые пользуются абонентскими услугами, но получают счета на их оплату с опозданием, лучше списывать расходы третьим способом. Это означает, что вы отражаете расходы в налоговом учете в последний день отчетного периода, к которому они относятся. При этом дата выставления счета значения не имеет, из него должно быть лишь видно, за какой месяц оказаны услуги.
Пример
ООО "Пассив" пользуется услугами сотовой связи ООО "Мобильная связь". "Пассив" определяет доходы и расходы методом начисления и платит налог ежемесячно от фактической прибыли.
"Мобильная связь" 20 апреля 2004 года выставила "Пассиву" счет на оплату услуг связи за март. Сумма счета - 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). К этой дате бухгалтер фирмы сформировал налогооблагаемую прибыль за I квартал в сумме 20 000 руб. Сумма налога на прибыль - 4800 руб. (20 000 руб. x 24%).
Предположим, что "Пассив" решил списывать услуги связи в последний день месяца. Поэтому бухгалтер включил услуги связи в состав расходов за март. В этом случае прибыль за январь-март уменьшится до 10 000 руб. (20 000 - (11 800 - 1800)), а размер налога - до 2400 руб. (10 000 руб. x 24%). Таким образом, фирма сохранит часть своих денег в обороте.
Услуги связи при кассовом методе
Разъясняя, как списать услуги связи при методе начисления, чиновники фактически лишили фирму права выбора. Однако они предоставили это право тем компаниям, которые ведут учет кассовым методом.
В пункте 3 статьи 273 Налогового кодекса сказано, что при кассовом методе расходы уменьшают налогооблагаемую прибыль после их фактической оплаты. И фирмы, и налоговики трактовали эту норму буквально: расходы нужно списать сразу после того, как были перечислены деньги.
Чиновники Минфина считают, что фирма может самостоятельно определить дату учета расходов и списать их в любой день после оплаты счета. То есть вы можете отразить свои затраты в другом месяце и даже квартале. Безусловно, это очень удобно фирмам, у которых прибыль из месяца в месяц чередуется с убытком.
Ю. Савицкая,
эксперт "Расчета"
"Расчет", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru