Развивающийся бухгалтер
О витаминах и козьем молоке
Советник Лужкова
Ежедневные проблемы...
...и общие трудности
Будущее России
У бухгалтера фирмы, которая только налаживает производство, совсем другие проблемы, чем у главбуха давно работающей компании. Ему приходится составлять бизнес-планы и просчитывать будущие налоги.
О витаминах и козьем молоке
В девять часов утра я по договоренности стояла около старинного здания, которое затерялось в переулках центра Москвы. Бдительная вахтерша записала мою фамилию в журнал и поведала, что СГУП "Моссельхоз" находится на втором этаже.
На лестнице меня встретила приветливая молодая девушка.
- Здравствуйте, я Ирина Левина, главный бухгалтер "Моссельхоза". Увидела вас в окно и решила встретить: коридоры в этом здании как лабиринт. Кстати, сюда еще Пушкин ездил к какой-то мадам. Мы все время удивляемся, как он успевал стихи писать с такой-то любвеобильностью...
- Что-то вы рано на работу приезжаете. Наверное, живете близко? - поинтересовалась я, когда мы зашли в кабинет.
- Наоборот, я добираюсь до работы около часа. Это аксиома: чем дальше живет человек, тем раньше он приезжает на работу. Обычно в половине девятого утра в офисе только я и директор.
- Что мы будем делать?
- Ждать опоздавших. Когда все придут, будет "летучка". А пока я могу рассказать, что у нас за предприятие.
Ирина разлила кофе, а я приготовилась слушать.
- Наша фирма еще совсем молодая. Занимаемся производством продуктов питания по научной технологии. Задача глобальная: обеспечить жителей столицы экологически чистыми и витаминизированными продуктами.
Ученые разрабатывают нужный состав сырья, обогащают его витаминами, а потом мы делаем из него продукты, которые идут в продажу. Сейчас мы сотрудничаем с несколькими научными институтами. Но потом, как сами раскрутимся, возьмем на баланс свою научную лабораторию. Специалисты уже готовы идти к нам, осталось только обеспечить им условия.
Тут раздался телефонный звонок: нас пригласили на общее собрание.
Советник Лужкова
В просторном зале за большим столом сидело человек двадцать сотрудников. Стены комнаты были увешаны видами Москвы и портретами ее мэра Юрия Лужкова.
- Не удивляйтесь, - шепнула мне Ирина. - Во-первых, наш директор давно дружит с мэром, является его советником по сельскому хозяйству, а во-вторых, с этого кабинета Лужков когда-то начинал свою карьеру.
- Что хочу вам сказать, - бодро начал руководитель, - встречался вчера с замом Лужкова, он целиком за наше начинание. Поэтому скоро правительство Москвы возьмет на баланс несколько колхозов из ближайших областей, и мы будем с ними работать.
Пора запускать проект по сое. Ее будем выращивать на специальном грунте, обработанном червями. Наши научные сотрудники говорят: в мире аналогов такой почвы нет. Потом я хочу выращивать на такой почве и овощи, и корм для животных. Прошу экономический отдел все заранее рассчитать.
Еще директор порадовал, что бумаги на передачу здания в ведение фирмы уже в процессе оформления.
Ежедневные проблемы...
- Здание разве не ваше? - спросила я Ирину по дороге в кабинет.
- В том-то и дело, что пока нет. Давно есть разрешение мэра на передачу этого строения нам, однако чиновники тянут с бумагами и подписями. Вы не представляете, сколько это создает неудобств! В другом конце здания расположен наш производственный корпус: пельменный, молочный, полуфабрикатный цеха. Недавно там был пожар, и сейчас мы по-новому все восстанавливаем. Естественно, на это уходят большие деньги, но я не могу их отнести на расходы, потому что здание не принадлежит нашей фирме. Вот и получаются убытки.
- А зачем вам присутствовать на собрании? - поинтересовалась я.
- Конечно, на стабильно работающем предприятии, может, это и не входило бы в мои обязанности. Но, когда бизнес только развивается, моя задача - просчитать все с финансовой точки зрения. Еще я должна составить расчеты по налогам, которые мы будем платить. А то менеджер напланирует золотые горы, не думая, что с них надо платить государству определенный процент. Поэтому на начальном этапе работаем сообща.
- Алло, это банк? Девушка, посмотрите, пожалуйста, поступило ли нам что-то на счет? - проговорила Ирина заученную фразу в трубку.
Потом, закрыв ее ладонью, добавила:
- Сейчас будет смотреть полчаса. Банк нам попался не ахти. Раньше полдесятого утра его двери не открываются никогда, хотя по расписанию работать он должен с девяти. И операционистка нам "интересная" попалась: внешность как у модели, только вот может запросто платежку не заметить. Подъезда к банку нет, кассиру приходится от дороги идти с деньгами пешком и трястись от страха. Но пока деваться некуда: у нас есть бюджетные деньги, поэтому выбирать банк мы не имеем права.
- У вас все средства из бюджета?
- Частично. Есть программа питания, разработанная правительством Москвы, оттуда нам идут деньги на научные разработки. А вот магазин и производство - это уже коммерческая деятельность. Сейчас на науку прожить сложно, приходится крутиться.
- Спасибо, - ответила Ирина в трубку. - Опять ничего нет.
Бухгалтер набирает новый номер телефона...
- Валентина Петровна, так же нельзя. Я только что звонила в банк - там ничего нет. Замечательно: значит, от вас деньги ушли, а в банке их все еще нет! Да уж, пожалуйста, разберитесь.
- Вот так каждое утро "заводят", - вздохнула Ирина и погрузилась в документы.
Через 15 минут идиллия была нарушена.
- Опять то же самое, - обратилась ко мне бухгалтер. - Подойдите, взгляните, на что похожа эта накладная.
Действительно, по виду документа сложно было понять, для чего он предназначен.
- И эту накладную прислала уважаемая фирма! Я понимаю, когда монастырь, в котором мы мебель заказывали, прислал своеобразные документы. Но торговая фирма должна следить за своими бумагами! Я не могу в таком виде принять документ. Если накладная не по форме, то любая проверка меня сразу зацепит. Придется переделывать.
- А может, лучше вернуть им?
- Так проблем будет еще больше, опять что-то не так сделают. Проще самой переделать и отвезти на утверждение. У нас, кстати, недавно аудиторская проверка была. Пока все хорошо. Зато теперь по совету наших аудиторов веду налоговый учет не так, как все: сближаю его с бухгалтерским почти до полной идентичности. А если налоговый и бухгалтерский учеты совпадают, то первый можно не вести вовсе.
...и общие трудности
- А как с налоговой? Все годовой отчет сдают, а вы, смотрю, о нем вообще не вспоминаете...
- У меня период релаксации - только вчера закончила отчет. Дело в том, что я в "Моссельхозе" недавно. Наследство от предыдущего главбуха осталось плачевное: пришлось больше месяца потратить на восстановление учета. Потом сводила баланс. Вот сегодня бывший главбух повез отчет в налоговую - пусть сам в очереди стоит. Меня от очередей уже дрожь берет. Последний подвиг - персонифицированный отчет. Два дня с семи утра в тесных коридорах Пенсионного фонда толкалась. Жуткая давка, толпа народа: воспоминания не из приятных.
А в налоговой у нас вообще бардак. Инспекторы переезжают из одних кабинетов в другие, причем этот переезд длится уже полгода. Пройти сверку по документам невозможно. Сейчас, когда все годовой баланс сдают, даже не представляю, что там творится.
- Может, что-то изменится? МНС же расформировали, налоговиков вернули на "родину" - в Минфин...
- Да мне кажется, все это без толку. Единственный плюс: может, документы будут выпускать единые, а не кто во что горазд. А в остальном, я думаю, ничего не изменится.
К обеду выяснилось, что обеда не будет.
- Это самое лучшее время для работы, - сказала Ирина. - Как раз приходит народ с документами: это заполни, то объясни. Но сегодня есть возможность вырваться и сходить в перепелиный цех. Его мы совсем недавно открыли: это наш эксклюзив. Я там еще не была, но мне нужно все посмотреть, поговорить с работниками, проверить, соблюдают ли они нормативные требования.
Будущее России
Перепелиный цех оказался комнатой, разделенной на две половины. В одной живут птицы, в другой складывается их "продукция" - яйца.
"Начальник перепелок" Юрий тут же решил ввести меня в курс дела.
- Вот видите этих птичек? Они чуть больше воробья, но это "живое золото". У перепелок такая особенность: их организм выбирает из пищи самое лучшее и полезное и трансформирует все это в яйца. Поэтому мы разрабатываем для наших птичек витаминизированный корм, чтобы их "продукция" была поистине целебной.
В комнате этажом выше тоже оказался своеобразный цех. Здесь разводят... червей. Причем люди, которые этим занимаются, рассказывали о своих подопечных с большим энтузиазмом.
- Хочу вам сказать: вы находитесь в центре будущего России. Вот сейчас червячки едят рыбью голову, а завтра они сделают из почвы драгоценность, - с упоением рассказывал нам бородатый мужчина.
- Это все замечательно, но только не забывайте брать товарные чеки на корм для ваших червячков. Иначе я просто не смогу учесть эти расходы, - с улыбкой добавила Ирина.
- Вы видите, какие люди тут работают? - спросила моя собеседница, когда мы покинули научных сотрудников. - Они готовы день и ночь сидеть на работе, лишь бы только со своими червячками возиться. Хорошо, что есть такие люди. Но им зачастую очень сложно объяснить, что есть нормы расхода кормов, что есть готовая продукция и все нужно правильно оформить.
Расстались мы с Ириной у метро: остаток дня она собиралась провести в мэрии.
- Я там не часто бываю, но если туда попадешь, то надолго. После общения с чиновниками - сразу домой.
О. Пережогина
"Расчет", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru