Комментарии к нормативным документам
Комментарий к новым документам в области налогообложения, а также к изменениям в уголовном законодательстве в данном номере журнала приводятся отдельно.
1. Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 160-ФЗ "О внесении изменения в статью 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ".
Федеральный закон регистрации в Минюсте РФ не подлежит.
Опубликован в "Российской газете" за 16 декабря 2003 г. N 252.
Вступает в силу с 1 января 2004 года.
Дата окончания процесса обязательного переоформления земельных участков организаций в собственность или аренду перенесена с 1 января 2004 г. на 1 января 2006 года.
Как-то странно получилось, что из всех статей Закона в установленные сроки и в полной мере начали работать только те, которые регулируют земельные отношения в части, относящейся к их использованию в целях, не связанных с сельским хозяйством, промышленным производством или торговлей.
2. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Федеральный закон регистрации в Минюсте РФ не подлежит.
Опубликован в "Российской газете" за 16 декабря 2003 г. N 252.
Вступает в силу по истечении шести месяцев со дня официального опубликования - 15 июня 2004 года.
Сообщаем о принятии закона для сведения. Нормы закона будут безусловно интересны организациям, осуществляющим внешнеторговые операции (прежде всего, по импорту). С учетом даты введения в действие, возможности для детального комментария еще представятся - при проявлении заинтересованности со стороны читателей.
3. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 171-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Лесной кодекс Российской Федерации".
Федеральный закон регистрации в Минюсте РФ не подлежит.
Опубликован в "Российской газете" за 17 декабря 2003 г. N 253.
Вступает в силу со дня официального опубликования.
Суть внесенных изменений широко освещена во всех средствах массовой информации - бумажных и электронных: значительно упрощен порядок перевода земель лесного фонда в нелесной для любых целей.
С точки зрения бухгалтерского учета внесенные изменения могут быть интересны работникам лесхозов, а также работникам бухгалтерий организаций, осуществляющих строительство или иное пользование земельными участками, выведенными из состава лесного фонда. При переводе земель, в принципе, неизбежно изменение его кадастровой оценки, уточнение балансовой стоимости, а также изменение структуры основных средств в организациях, учитывающих такие участки на своем балансе.
4. Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".
Федеральный закон регистрации в Минюсте РФ не подлежит.
Опубликован в "Российской газете" за 17 декабря 2003 г. N 253.
Вступает в силу в соответствии со статьей 26 Закона - в разные сроки вступают в силу не только отдельный статьи, но и части статей.
Создана практически новая редакция ранее действовавшего закона. Изменение позиции законодателя по отдельным нормам валютного законодательства весьма существенны.
Более подробный комментарий к закону будет опубликован в ближайших номерах.
5. Постановление Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 18 ноября 2003 г. N 19 "О некоторых вопросах применения Федерального закона "Об акционерных обществах".
Регистрации в Минюсте РФ не подлежит.
Относится к правоотношениям, регулируемым Федеральным законом от 26 декабря 1995 года N 208-ФЗ "Об акционерных обществах".
Фактически должно применяться арбитражными судами после опубликования постановления.
Постановление содержит разъяснения по 38 группам вопросов и, безусловно, будет интересным не только судьям арбитражных судов, но и всему менеджменту акционерных обществ.
Работникам бухгалтерских служб акционерных обществ рекомендуем обратить внимание, как минимум, на следующие пункты постановления:
N 7 - о разрешении споров, связанных с формированием уставного капитала и размещением акций.
Здесь приводится перечень сделок, связанных с учреждением общества. Помимо сделок по оплате распределенных среди учредителей акций к таким сделкам могут относиться сделки по приобретению (аренде) помещения для размещения общества, оборудования для офиса, заключению договора банковского счета и другие, не относящиеся непосредственно к коммерческой (производственно-хозяйственной) деятельности общества. Сделки, заключенные обществом в указанный период и не связанные с учреждением данного общества, могут быть признаны недействительными.
Здесь же разъясняется, что в случае неполной оплаты акций учредителями в течение года с момента государственной регистрации общества (или в срок, предусмотренный договором о создании общества, который может быть менее года) право собственности на акции, цена размещения которых соответствует неуплаченной сумме, переходит к обществу.
N 8 - в котором, в частности, разъясняется, что если на момент государственной регистрации акционерного общества (при его создании) размер уставного капитала общества соответствовал уровню, установленному действовавшими в тот период правовыми актами, то при регистрации изменений, вносимых в устав общества, либо регистрации устава в новой редакции, государственный орган, осуществляющий такую регистрацию, не вправе отказывать в ее проведении по мотиву несоответствия уставного капитала общества минимальному размеру, действующему на дату регистрации изменений (кроме случаев внесения изменений в устав в связи с уменьшением размера уставного капитала по инициативе общества). Отказ в регистрации изменений по этому основанию может быть обжалован (оспорен) в судебном порядке.
N 10 - в котором разъясняется, что при размещении дополнительных акций, путем подписки, они оплачиваются при приобретении в полном размере, независимо от формы оплаты (денежными или неденежными средствами).
N 15 - в котором подчеркивается, что при отсутствии решения об объявлении дивидендов общество не вправе выплачивать, а акционеры требовать их выплаты. Общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов (в том числе по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев финансового года) по обыкновенным акциям и привилегированным акциям, размер дивидендов по которым не определен, если не принято решение о выплате в полном размере дивидендов за соответствующий период по всем типам привилегированных акций, размер дивидендов по которым определен уставом общества.
N 16 - в соответствии с которым, в случае нарушения сроков выплаты объявленных дивидендов акционер может потребовать через суд не только взыскания дивидендов, но и выплаты процентов за просрочку исполнения денежного обязательства на основании статьи 395 ГК РФ.
N 17 - в котором разъясняется, что наличие условий, при которых общество не вправе принимать решение о выплате дивидендов (наличие у общества признаков несостоятельности (банкротства), несоответствие требованиям закона стоимости имеющихся у общества чистых активов и др.), означает приостановление выплаты дивидендов, но не лишает акционеров права на их получение после прекращения действия обстоятельств, препятствующих их выплате.
N 23 - в котором разъясняется, что гражданское законодательство не запрещает преобразование ОАО в ЗАО и наоборот.
Кроме того, рекомендуем внимательно ознакомиться с разъяснениями, приведенными в пунктах 30-34, которыми разъясняется порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность, а также примерные перечни таких сделок.
6. Письмо Минфина РФ от 9 декабря 2003 г. N 16-00-14/367 "Об отражении в бухгалтерском учете результатов пересчета стоимости ОВГВЗ".
Письмо нормативной силы не имеет. Носит разъясняющий характер. Регистрации в Минюсте РФ не подлежит.
Письмом разъясняется, что ПБУ 3/2000 пересчет стоимости облигаций внутреннего государственного валютного облигационного займа, (в том числе при списании их с бухгалтерского баланса) в связи с изменением курса иностранных валют по отношению к рублю, не предусмотрен. Таким образом, курсовые разницы за период с 1 января 1995 г. по 14 мая 2003 г. и при выбытии указанных облигаций в бухгалтерском учете не образуются. При выбытии указанных облигаций сумма курсовых разниц, образовавшихся в результате пересчета их стоимости на отчетные даты за период до 1 января 1995 г., которая по прежнему Плану счетов учитывалась на счете 83 "Доходы будущих периодов", подлежит списанию на счет 91 "Прочие доходы и расходы" (по действующему Плану счетов).
Отметим, что в данном письме Минфина РФ приводятся рекомендации с применением номенклатуры синтетических счетов (и, соответственно, с учетом их экономического содержания) по прежнему Плану счетов. В связи с этим практическая ценность разъяснения представляется более чем сомнительной - ведь с 2002 года поменялось не только название некоторых счетов, но и их характеристика.
Соответствующие корректировки должны были быть проведены при переходе на новый План счетов.
7. Приказ Госкомстата РФ и Минфина РФ от 14 ноября 2003 г. N 475/102н "О Кодах показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики".
Зарегистрирован в Минюсте РФ 18 декабря 2003 г. Регистрационный N 5342.
Опубликован в "Российской газете" за 25 декабря 2003 г. N 259.
Вступает в силу - с бухгалтерской отчетности за 2003 год.
Приказом Минфина РФ от 22 июля 2003 г. N 67н, утвердившим новые рекомендуемые формы бухгалтерской отчетности и рекомендации по их заполнению, на наш взгляд опрометчиво были исключены коды строк (показателей) из всех рекомендуемых форм, кроме формы бухгалтерского баланса. Видимо, это решение не было согласовано с органами Госкомстата РФ, которые являются одним из основных внешних пользователей бухгалтерской отчетности.
Данным совместным приказом утверждаются коды показателей годовой бухгалтерской отчетности организаций, данные по которым подлежат обработке в органах государственной статистики. То есть, фактически, требование о проставлении кодов строк обязательно только для отчетности, представляемой в органы статистики. Однако, по нашему мнению, указание кодов весьма рационально для отчетности, представляемой всем категориям заинтересованных пользователей.
8. Письмо МНС РФ от 17 декабря 2003 г. N ШС-6-33/1321@ "О применении контрольно-кассовой техники".
Письмо нормативной силы не имеет. Носит разъясняющий характер. Регистрации в Минюсте РФ не подлежит.
Разъясняется, что до принятия соответствующих постановлений Правительства РФ во исполнение Закона о ККТ налоговые органы обязаны осуществлять регистрацию всей без исключения контрольно-кассовой техники, включенной Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам в Государственный реестр контрольно-кассовых машин, используемых на территории Российской Федерации, до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона.
Кто бы сомневался? Остается открытым только один вопрос - когда ждать соответствующие постановления?
9. Постановление Фонда соцстраха РФ от 4 декабря 2003 г. N 134 "Об утверждении методических указаний о порядке назначения, проведения документальных выездных проверок страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и принятия мер по их результатам".
Зарегистрировано в Минюсте РФ 16 декабря 2003 г. N 5331.
Дата введения в действие не указана. Фактически будет действовать с момента проведения первой соответствующей проверки.
Документ весьма объемен и требует детального изучения. Хотя Методические указания предназначены, прежде всего, для работников проводящих проверки, они безусловно будут интересны и работникам бухгалтерий проверяемых организаций - с точки зрения изучения того, что и как будет проверяться.
"Консультант бухгалтера", N 2, февраль 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru