Болит голова у Москвы за алкогольную продукцию
Пиво - не водка?
Суперклей для супермарок
На свои территории
Высокая цена прогресса
"Веселие Руси есть питие". И оно же, питие, то есть алкогольная продукция - самый надежный источник головной боли у всех слоев населения России. В буквальном смысле слова голова болит в основном у потребителей спиртного. В переносном - у чиновников различных ведомств, курирующих рынок алкоголя, и у предпринимателей и торговцев, насыщающих его.
Пиво - не водка?
Конец 2003 года и начало 2004-го богаты новшествами в сфере производства и оборота алкогольной продукции в розницу и оптом. Так, в Мосгордуме продолжают обсуждать законопроект "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в городе Москве". На сегодняшний день он принят во втором чтении.
Пункт о лицензировании розничной продажи пива вызывает самые горячие дебаты в Думе. Некоторые депутаты воспринимают лицензирование как барьер на пути подросткового пивного алкоголизма. Однако Федеральный закон N 171 "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" не дает возможности лицензировать торговлю пивом. Статья 2 этого закона гласит, что алкогольная продукция исключает пиво, а лицензирование пенного напитка определяет отдельный федеральный закон, который до сих пор не принят.
Председатель Мосгордумы Владимир Платонов собирается внести в Государственную Думу предложение о поправках в федеральное законодательство, чтобы окончательно определиться, считать в России пиво алкогольным напитком или нет. Пока же таможенные, налоговые, санитарные нормы, считающие его таковым, противоречат лицензионному законодательству.
Например, федеральный закон о рекламе запрещает показ по ТВ роликов об алкогольной продукции. Но рекламодатели сделали вывод: раз пиво не алкогольная продукция, его пропаганда не запрещена, и показывают клипы день и ночь.
В апреле законопроект должен пройти третье чтение. Последние поправки депутаты Мосгордумы закончили подавать 10 марта. Они в основном редакционного плана, главные замечания по сути законопроекта учтены во втором чтении. Так что окончательный вариант закона вряд ли сильно изменится.
Суперклей для супермарок
Как известно, Московская лицензионная палата перешла в оперативное управление департамента потребительского рынка и услуг и на новый порядок выдачи лицензий на торговлю алкоголем. Его контролируют правоохранительные органы. Теперь получить такую лицензию в первый раз очень сложно, а потерять действующую, напротив, легко. Еженедельно порядка 40 московских предпринимателей лишаются права торговать спиртными напитками. В первую очередь это владельцы мелких торговых точек. Государственная политика в этой области - "укрупнение" магазинов, продающих горячительное.
Усложняется и процедура выдачи специальных региональных марок: штрихкод на них ставят только после экспертизы напитка Московским центром Госсанэпиднадзора. Экспертные лаборатории оснащают совершенным оборудованием, которое делает анализ продукции в течение часа. Со II квартала 2004 года акцизные марки старого образца заменят на новые, оснащенные примерно 20 степенями защиты. У марок изменится дизайн, и "сажать" их будут на особый клей, дабы продавцы не могли их переклеить. А еще - выпустят специальный прибор для определения подлинности новой акцизной марки. Контрольным и правоохранительным органам его предоставят для работы, а предпринимателям, наверное, придется покупать за свои деньги.
На свои территории
Перемены произошли и в сфере налогового контроля за виноторговлей. Пожалуй, главная из них - приказ УМНС по г.Москве от 8 января 2004 г. N 4. Согласно ему, в инспекции МНС России по административным округам Москвы переходят компании оптовой торговли, осуществляющие оборот алкогольной продукции, но не платящие акцизы. В памяти налоговиков и торговцев еще свеж диаметрально противоположный шаг, то есть передача всех оптовых торговых предприятий Москвы, специализирующихся на спиртном, в ведение ИМНС N 41. Она состоялась в 2001 году.
Заместитель начальника отдела контроля в сфере производства и оборота алкогольной и табачной продукции Управления Министерства РФ по налогам и сборам по г.Москве Сергей Дьяченко объяснил возврат налогового контроля "на исходные позиции" тем, что межрайонная инспекция оказалась чрезмерно загруженной. Шутка ли - в нее стеклась документация порядка 550 предприятий оптовой торговли алкоголем. Трудностей добавилось после образования акцизных складов и передачи их документации (в силу алкогольно-табачной специализации) той же инспекции N 41.
В обязанность акцизных складов, пояснил г-н Дьяченко, вменяется автоматическая уплата акцизного сбора с каждой марки. Тогда как оптовики, торгующие алкоголем, обязаны платить не акцизы, а общепринятый комплекс налогов с оборота и являются в глазах органов контроля рядовыми налогоплательщиками. Приказ от 8 января разделил налоговое делопроизводство по оптовой торговле алкоголем и по деятельности акцизных складов: последние остались в ИМНС N 41. Сергей Дьяченко говорит, что первоочередной целью приказа было дать ИМНС N 41 возможность усилить контроль оборота алкогольной продукции на акцизных складах. А контроль за деятельностью оптового продавца алкоголя ничем не отличается от контроля за оптовой торговлей, скажем, парфюмерией. Руководство УМНС по г.Москве уверено: территориальным ИМНС проще и результативнее "надзирать" за лишними пятью-шестью торговыми предприятиями, чем одной инспекции работать с шестью сотнями таких предприятий.
На сегодня более 30 из 600 оптовых торговцев алкоголем уже переданы в территориальные инспекции. Официальный срок завершения процедуры - 1 апреля 2004 года, но налоговики полагают, что его придется продлять. Сверка документации занимает два месяца, и хотя параллельно рассматриваются дела нескольких организаций, все равно процесс этот не быстрый.
Сами предприниматели не могут его ускорить: инициатива перевода принадлежит налоговой службе. Там составлен и утвержден четкий график перевода, который и выполняется по мере возможности. Предпринимателям остается ждать обращения местной налоговой инспекции, а бухгалтерам - не теряя времени, выверять взаиморасчеты.
Высокая цена прогресса
Усилить контроль за движением спиртных напитков также призван новый программно-информационный комплекс "Единая система учета и контроля оборота алкогольной продукции". По словам Сергея Дьяченко, этот комплекс, предназначенный прежде всего для акцизных складов, существует уже около двух лет. Кстати, начинали его применять на складах Московской области. В тот же период в самой Москве весьма успешно действовала другая подобная система.
Однако приказ министра РФ по налогам и сборам, увидевший свет весной 2003 года, поставил налоговую службу перед необходимостью разработать и внедрить в действие единую для всей страны учетную систему. Поэтому от разнообразия пришлось отказаться в пользу унифицированной "Единой системы учета и контроля оборота алкогольной продукции". Сегодня акцизные склады всех регионов России получили письменные предложения как можно скорее перейти к ней.
В Москве сейчас функционирует около 150 акцизных складов. 116 из них технологически готовы к переходу на унифицированный учет: закупили необходимое оборудование, новый комплекс программного обеспечения. Программы готовы к промышленному запуску. 32 акцизных склада уже работают в рамках единой системы учета. К 1 мая, предполагает Сергей Дьяченко, в нее войдут 85 акцизных складов Москвы, которые обеспечивают 90 процентов реального алкогольного оборота в столице. Остальные либо работают не на московский рынок, либо не ведут серьезных операций. Затягивать переход налоговики не рекомендуют.
Однако не все владельцы акцизных складов рады нововведению. Как сообщил корреспонденту "Московского бухгалтера" бизнесмен, пожелавший остаться неизвестным, комплекс программного обеспечения с установкой разработчиков (иначе не будет гарантий нормального функционирования) стоит порядка 7000 долларов. Непросто решиться на такую трату. Некоторые владельцы даже приостанавливают работу своих акцизных складов. Установившие же новую систему отмечают, что исправить бухгалтерскую ошибку в черновике отчета невозможно без помощи специалистов. Впрочем, все осознают, что ставить единую систему учета нужно, а то сдача отчетности выльется в новую проблему.
Зато департамент потребительского рынка г.Москвы и Управление по борьбе с экономическими преступлениями ГУВД г.Москвы "Единую систему учета и контроля оборота алкогольной продукции" внедряют с успехом. УБЭП использует основную базу данных системы для контроля за розничной торговлей спиртным. С помощью реестра выданных лицензий и акцизных марок и выносного прибора, определяющего подлинность марок, милиционеры отслеживают распространителей фальсифицированной продукции.
Что думает Мосгордума о продаже спиртного?
Первое чтение | Второе чтение |
Проект закона назывался "О лицензирова- нии розничной продажи алкогольной про- дукции и пива в городе Москве" |
Новое название законопроекта - "О лицензировании розничной продажи алкогольной продукции в городе Москве" |
Продавать напитки крепче 13 градусов можно только в стационарных и крупных торговых помещениях. Выдавать торговцам спиртным лицензии 3-летнего срока дейст- вия, взимая с них сбор за лицензирование алкогольной продукции (300 руб. с торго- вой точки, на оформление отводится 15-30 дней) |
Лицензии добросовестных тор- говцев не переоформлять. Чтобы открыть новый магазин, доста- точно получить "дополнительные листы". Срок выдачи - 15 дней. Пока не отменен Федеральный закон "Об основах налоговой системы" лицензионный сбор на местах взимать нельзя |
Ограничить лицензирование розничной тор- говли пивом |
Упоминания о пиве изъяты из текста проекта закона |
Приостанавливать действие лицензии на продажу спиртного в сети магазинов за нарушения торговли в одном из них |
Приостанавливать действие ли- цензии можно только в отноше- нии того торгового объекта, котором выявлены нарушения. Отметку об этом нужно ставить в дополнительном листе |
Е. Сафронова
"Московский бухгалтер", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007