Назло рекордам.
Учет в спортклубах
Без основы нет спортклуба
Все решают кадры
Наши клиенты - самые хорошие
Учет издержек и доходов
Спортивная хитрость
У каждой фирмы есть свои, только ей присущие черты. В особенности это касается бухгалтерского учета и налогообложения. Спортивные клубы здесь не исключение.
Спортивные клубы - это прежде всего предприятия, которые оказывают услуги, пусть и спортивного характера. Причем спектр этих услуг очень широкий: тренажерный зал, занятия по аэробике, спортивным танцам, йоге, степ-аэробике, шейпингу, плаванию и т.д. Помимо этих основных услуг спортклубы содержат еще салоны красоты, кафе, бары, рестораны. Таким образом, помимо услуг фитнес-центры занимаются еще и производством.
Мы расскажем про те участки деятельности бухгалтерского учета спортивных клубов, которые отличают их от большинства других предприятий.
Без основы нет спортклуба
Первая особенность заключается в том, что все "спортивные" предприятия используют специальное оборудование: это тренажеры для фитнеса и бодибилдинга, оборудование для бассейнов, гидромассажа, соляриев и т.п. Выделим их основные черты.
Во-первых, все эти предметы достаточно дорогие, и учесть их можно как в бухгалтерском, так и в налоговом учете только в составе основных средств. А поскольку они нужны в большом количестве, фирмам часто приходится привлекать кредиты на их покупку. А где кредит, там и плата за него - процент. Проценты по заемным средствам, которые взяли, чтобы купить оборудование, включаются в стоимость оборудования. Правда, только в бухгалтерском учете (п.8, 12 ПБУ 6/01). В налоговом они сразу списываются в расходы (п.2 ст.265 НК РФ). И опять же не целиком, а только в пределах норм. Выходит, бухгалтеру приходится вести отдельно бухгалтерский и налоговый учет основных средств.
Во-вторых, тренажеры - вещи недолговечные. Согласно постановлению Правительства РФ от 1 января 2002 г. N 1, спортинвентарь относится к третьей амортизационной группе, а значит, срок службы у него - от трех до пяти лет. Но если нагрузка окажется слишком большой, они могут прослужить и меньше. Приходится тратиться на ремонт и запчасти. Соответственно придется вести учет запчастей и специальную картотеку, создавать для них помещение.
В-третьих, такое спортивное оборудование практически не производят в России. Да и не доверяют наши предприниматели отечественной технике. Одним словом, спортинвентарь часто приобретают у иностранных производителей. А где импорт, там и таможня. К тому же расчеты ведутся и в рублях, и в долларах.
В-четвертых, для того чтобы оказывать разные виды услуг, нужны разные основные средства. Поэтому лучше вести учет не только по группам основных средств, но и по сферам деятельности.
Все решают кадры
С персоналом тоже разговор особый. В среднем у таких фирм среднесписочная численность - человек триста. Это и инструкторы, и массажисты, и стилисты с парикмахерами, специалисты по оборудованию, повара с официантами, ну и, конечно, директор, бухгалтеры, секретари и т.д. Следует отметить, что текучка кадров здесь достаточно высокая. А раз так, то и учет зарплаты вести непросто. Бухгалтеру приходится, сидя на одном участке, заниматься тремя делами сразу: зарплатой, единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц. А где налоги, там и отчетность: по единому социальному налогу, ФСС и взносам на обязательное пенсионное страхование - за каждый квартал, персонифицированная отчетность по НДФЛ и взносам в пенсионный фонд - за год.
Наши клиенты - самые хорошие
Система оплаты в спортклубах такая. Купит человек клубную карту на год или полгода, хочет - ходит, хочет - нет. Можно, конечно, и за месяц заплатить, но так дороже выйдет.
С авансами возникает немало проблем главным образом из-за НДС. Кроме того, приходится выставлять счета-фактуры. Это тоже лишнее время занимает. Ко всему прочему цены за свои основные услуги спортклуб обычно указывает в условных единицах. Так что без суммовых разниц не обойдешься: аванс пришел по одному курсу, а фактически услуги оказали по другому.
Кроме спортзалов и бассейнов есть еще и салоны красоты, а также столовые, бары и рестораны. И вот здесь клубные карты не действуют. Клиенты платят наличными. А где наличные, там и кассовый аппарат.
Учет издержек и доходов
Так как у спортивных предприятий два вида деятельности - услуги и производство, - нужно вести раздельный учет. Но услуги бывают разные, так что вести учет издержек лучше еще и по их видам.
Помимо непосредственно расходов на оказание услуг и производство ресторанных блюд и напитков есть еще накладные расходы. Это затраты, которые связаны с деятельностью предприятия: расходы на содержание всего спортклуба (общепроизводственные расходы) и административные издержки (общехозяйственные расходы). Их следует включать в себестоимость продукции и услуг. Распределять по видам затрат их можно разными способами: равными долями по видам или пропорционально каждому виду - чем больше основные расходы, тем больше будет накладных. Есть еще коммерческие расходы. Их в себестоимость не включают, а сразу списывают в конце месяца.
Нужно отметить такую особенность спортклубов. На конец месяца ни по услугам, ни по ресторанам у них не остается незавершенного производства. Все, что они производят, сразу же и реализуют.
Сложности возникают с ресторанами. У них же, по сути, производство. И технологический цикл - время приготовления - очень короткий. Себестоимость рассчитывают на основе технологических карт, которые составляет повар. Поэтому продукцию реализуют по нормативной себестоимости. А в конце месяца отклонение фактической себестоимости от нормативной списывают на реализацию.
В учете бухгалтер делает следующие записи:
Дебет 90-2 субсчет "Себестоимость ресторанной продукции" Кредит 40
- списана нормативная себестоимость блюд и напитков;
Дебет 40 Кредит 20 субсчет "Производство ресторанной продукции"
- списана фактическая себестоимость блюд и напитков (в конце месяца);
Дебет 90-2 субсчет "Себестоимость ресторанной продукции" Кредит 40
- списано превышение фактической себестоимости блюд и напитков над нормативной (в конце месяца);
Дебет 90-2 субсчет "Себестоимость ресторанной продукции" Кредит 40
- сторнирована разница между фактической и нормативной себестоимостью (в конце месяца).
Примерный перечень издержек, связанных с основной деятельностью, приведен на схеме 1.
Что касается прочих расходов, то фитнес-центры много тратят на услуги банков. Связано это с частым использованием кредитов, а также таможенных гарантий. А поскольку фирма осуществляет много платежей, то и расходы на "Клиент-Банк" немаленькие. Также существенную долю прочих расходов составляет стоимость выбывающих основных средств и прочих предметов (например, испортившихся продуктов).
Учет финансовых результатов от продаж и прочих операций бухгалтеры ведут так же, как и все: на счетах 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы". Правда, и здесь без специфики не обошлось. На этих счетах создают дополнительные субсчета. Опять же для того, чтобы вести раздельный учет по видам деятельности (см. вставку).
В конце отчетного периода счета 91 и 90 закрываются на счет 99 "Прибыли и убытки".
Спортивная хитрость
Стоит спортклубу захотеть, и он может враз избавиться от двух основных налогов нашей страны: НДС и налога на прибыль. Причем для этого ему не надо использовать фирмы - "упрощенки" или "пустышки".
Все довольно просто.
Любой спортклуб оказывает в первую очередь услуги по оздоровлению и физической культуре. Причем для их оплаты клиенты покупают клубные карты. Ни на что не похоже? Правильно, похоже на некоммерческую организацию. Что из этого следует? А вот что. Можно зарегистрировать фитнес-центр как ассоциацию или некоммерческое партнерство, основной целью которого будет развитие физической культуры и спорта (п.2 ст.2 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ). Клиенты будут покупать клубные карты, тем самым уплачивая членские взносы. В результате НДС платить не нужно, поскольку нет реализации (п.1 ст.146 НК РФ).
Налог на прибыль можно не платить, так как членские взносы не относятся к доходам для целей главы 25 (подп.1 п.2 ст.251 НК РФ).
Правда, от этих налогов не спрячешь салон красоты и ресторан. Поэтому раздельный учет становится еще более актуальным. Учет членских взносов бухгалтер ведет на счете 86 "Целевые финансирование и поступления". По кредиту отражают поступившие взносы, а по дебету - их использование. Это значит, что расходы на основную деятельность бухгалтер будет списывать непосредственно на уменьшение членских взносов. Вся прибыль некоммерческой организации должна идти на уставные цели. Поэтому если салон красоты и ресторан, принадлежащие НКО, по итогам года получат прибыль, ее надо будет обязательно присоединить к общей сумме целевых поступлений (ст.26 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ). Примерный порядок движения средств в некоммерческом спортивном клубе приведен на схеме 2.
Следует отметить, что по тренажерам и другим подобным основным средствам ни в бухгалтерском, ни в налоговом учете нельзя начислять амортизацию. По ним надо начислять износ, сумму которого отражают на забалансовом счете 010 "Износ основных средств" (п.17 ПБУ 6/01). Для целей исчисления налога на имущество из первоначальной стоимости вычитают сумму износа.
Разумеется, налоговикам идея с некоммерческой организацией может не понравиться. Чтобы избежать ненужных вопросов, необходимо правильно составить устав. Для этого лучше всего обратиться за помощью к профессионалу. В будущем эти затраты окупятся.
Ревизоров также заинтересует основная деятельность "фитнес-фонда": насколько она соответствует уставу и целям создания. Важным документом будет положение о членстве. В нем необходимо отразить порядок вступления и выбытия членов, их права и обязанности, порядок и сроки внесения членских взносов. Например, можно установить вступительные и ежегодные взносы. Особое внимание нужно уделить формулировкам в текстах платежных документов. Если в платежке вместо словосочетания "целевой взнос на развитие культуры и спорта" будет фраза "плата на услуги", то налоговикам будет за что зацепиться.
Ну а если придется ликвидировать спортклуб, нужно в первую очередь избавиться от имущества. Дело в том, что учредители не имеют права собственности на имущество, приобретенное в процессе деятельности организации. А в случае ликвидации некоммерческой организации все имущество расходуется на цели и задачи, ради которых оно было создано, или идет в доход государства. В этом случае, чтобы не отдавать "все, что нажито непосильным трудом", лучше продать его сторонней организации по минимальной цене. Конечно, с выручки, полученной от продажи имущества, придется заплатить НДС. А вот если выручка будет меньше стоимости выбывающего имущества, можно будет уйти от налога на прибыль.
Структура счетов 90 "Продажи" и 91 "Прочие доходы и расходы" у спортивных клубов
90 "Продажи" | |
90-2-1 "Себестоимость спортивных услуг" 90-2-2 "Себестоимость услуг салона кра- соты" 90-2-3 "Себестоимость общепита" |
90-1-1 "Выручка от реализации спортивных услуг" 90-1-2 "Выручка от реализации услуг салона красоты" 90-1-3 "Выручка от реализации продукции общепита" |
90-3-1 "НДС со стоимости спортивных ус- луг" 90-3-1 "НДС со стоимости услуг салона красоты" 90-3-1 "НДС со стоимости продукции об- щепита" |
|
90-5 субсчет "Коммерческие расходы" | |
90-9 "Прибыль (убыток) от продаж" | |
91 "Прочие доходы и расходы" | |
91-2 "Прочие расходы" подлежат распре- делению по видам деятельности |
91-1 "Прочие доходы" подлежат распределению по видам деятель- ности |
91-4-1 "Операционные расходы при оказа- нии спортивных услуг" |
91-3-1 "Операционные доходы при оказании спортивных услуг" |
91-4-2 "Операционные расходы при оказа- нии услуг салоном красоты" |
91-3-2 "Операционные доходы при оказании услуг салоном красоты" |
91-4-3 "Операционные расходы деятель- ности общепита" |
91-3-3 "Операционные доходы де- ятельности общепита" |
91-6-1 "Внереализационные расходы при оказании спортивных услуг" |
91-5-1 "Внереализационные дохо- ды при оказании спортивных ус- луг" |
91-6-2 "Внереализационные расходы при оказании услуг салоном красоты" |
91-5-2 "Внереализационные дохо- ды при оказании услуг салоном красоты" |
91-6-3 "Внереализационные расходы дея- тельности общепита" |
91-5-3 "Внереализационные дохо- ды деятельности общепита" |
91-9 "Сальдо прочих доходов и расходов" |
/---------------------\
| Издержки |
\---------------------/
/-------------------------+-----------------------------------\
| | | |
/----------------\ /----------------\ /----------------\|
/|Услуги (по видам| /--| Общепит (20) | /| Хозяйственные ||
| |услуг) (20) | | \----------------/ /-+-| расходы (25) ||
| \----------------/ | | | \----------------/|
| /----------------\ | /----------------\ | | /----------------\|
|-|Заработная плата| |---|Заработная плата| | |-|Заработная плата||
| |мастеров | | | поваров | | | \----------------/|
| \----------------/ | \----------------/ | | |
| /----------------\ | /----------------\ | | /----------------\|
|-|ЕСН и взносы в| |---|ЕСН и взносы в| | | |ЕСН и взносы в||
| |Пенсионный фонд | | |Пенсионный фонд | | |-|Пенсионный фонд ||
| \----------------/ | \----------------/ | | \----------------/|
| /----------------\ | /----------------\ | | /----------------\|
|-|ФСН НС и ПЗ | |---|ФСН НС и ПЗ | | |-|ФСН НС и ПЗ ||
| \----------------/ | \----------------/ | | \----------------/|
| | | | |
| /----------------\ | /----------------\ | | /----------------\|
| | Материальные | |---| Материальные | | |-| Амортизация ||
|-| расходы | | | расходы | | | \----------------/|
| \----------------/ | \----------------/ | | |
| | | | /----------------\|
| /----------------\ | /----------------\ | |-| Арендная плата ||
|-|Амортизация обо-| |---|Амортизация обо-| | | \----------------/|
| |рудования | | |рудования | | | |
| \----------------/ | \----------------/ | | /----------------\|
| | | |-| Работы и услуги||
| /----------------\ | /----------------\ | | \----------------/|
|-|Расходы на об-| |---|Расходы на об-| | | |
| |служивание ос-| | |служивание ос-| | | /----------------\|
| |новных средств | | |новных средств | | \-| Прочие расходы ||
| \----------------/ | \----------------/ | \----------------/|
| /----------------\ | /----------------\ | |
|-|Прочие расходы | |---|Прочие расходы | | |
| \----------------/ | \----------------/ | |
| /----------------\ | /----------------\ | |
| | Хозяйственные | |---| Хозяйственные | | |
|-| расходы | | | расходы | | |
| \----------------/ | \----------------/ | |
| | | |
| \---------------+-----------------------/ |
| /----------------\ | /----------------\ |
| |Административные| \---|Административные| |
\-| расходы | | расходы | |
\----------------/ \----------------/ |
\---------------------------/ |
|
/-----------------\ |
/--|Административные | |
| | расходы (26) |------------------------------------|
| \-----------------/ |
| /-----------------\ |
|---|Заработная плата| |
| \-----------------/ |
| /-----------------\ |
|---|ЕСН и взносы в| |
| |Пенсионный фонд | |
| \-----------------/ |
| /-----------------\ /-----------------\ |
|---| ФСС НС и ПЗ | | Коммерческие | |
| \-----------------/ /---| расходы (44) |------/
| | \-----------------/
| /-----------------\ |
|---| Амортизация | |
| \-----------------/ | /-----------------\
| |----|Рекламные расходы|
| /-----------------\ | \-----------------/
|---| Расходы на связь| |
| \-----------------/ | /-----------------\
| /-----------------\ | |Связь с |
|---| Работы и услуги | |----|общественностью |
| \-----------------/ | \-----------------/
| /-----------------\ | /-----------------\
\---| Прочие расходы | | |Представительские|
\-----------------/ \----| расходы |
\-----------------/
/------------\
| Граждане |
| и фирмы | /--------------------\
\------------/ |Прочие расходы,|
| Членские взносы /-----------|связанные с устав-|
| | |ной деятельностью |
| \--------------------/
/--------------\ | /--------------------\
| Целевые | | |Расходы на оказание|
| поступления |---------------------------|спортивных услуг |
\--------------/ \--------------------/
| /------------------\
| | Прибыль, убыток |
/------------\ /------| от продаж |--\ /----------\
| Прибыль |---| \------------------/ |-| Убыток |
\------------/ | /------------------\ | \----------/
| | Прочие доходы | |
\------| и расходы |--/
\------------------/
Н. Королев
"Московский бухгалтер", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007