Игра "Идеальная фирма" - гейм N 2
О плюсах и минусах
"Суточная зарплата"
"Сотрудник-ПБОЮЛ"
"Работа в обмен на акции"
Подведем итоги
Скажем нет налогам с зарплаты
Что необходимо?
Прежде чем перейти к следующему этапу нашей игры, подведем итоги предыдущего гейма. Если вы помните, в прошлом номере мы попросили вас отметить сильные и слабые стороны предложенных схем, а также рассказать о других способах оптимизации НДФЛ.
Во-первых, благодарим вас, уважаемые читатели, за тот интерес, который вы проявили к проекту "Идеальная фирма". В нашу редакцию ежедневно поступают письма с отзывами на опубликованные в прошлом номере варианты оптимизации налога на доходы физических лиц, а также предложения по оптимизации других налогов, которые мы будем рассматривать на протяжении всего 2004 года. Однако обо всем по порядку.
О плюсах и минусах
Отметим, что большинство читателей согласилось с выводами редакции о сильных сторонах предложенных в третьем номере журнала схем. Поэтому повторно останавливаться на них мы не будем. Укажем лишь на недостатки, о которых упомянули участники игры.
Схема 1: Суточная зарплата
Регион 1
|
|
/-----------\ Деньги /---------------\Минимальная ЗП /---------\
| Основная |---------------|Вспомогательная|---------------|Работники|
|организация| Работы,услуги | организация |400 руб. на чел.\---------/
\--------------------------------------------\ Суточные |
(работники в | | \----------------/ |
командировке) | | | Трудовые обязанности|
| | | \---------------------/
| | |
| Взносы в ПФР | | Единичный налог
| с минимальной | | 6% с дохода
| ЗП | |
|
| /------------\
| | Бюджет |
| \------------/
|
Регион 2
"Суточная зарплата"
Коротко напомним суть предложенного варианта по оптимизации НДФЛ. Руководство организации регистрирует новое предприятие в другом регионе. Одновременно с регистрацией оно подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения - доходы). Персонал организации переводится на работу во вновь созданную фирму. Работники просто ездят "в командировку" на прежнее место работы. Заработная плата выплачивается в виде суточных, размер которых оформлен приказами руководителя. В итоге доходы сотрудников не облагаются НДФЛ.
Читатели отметили несколько недостатков указанной схемы, среди которых, на наш взгляд, наиболее интересными являются следующие.
1. Перевод всех сотрудников во вспомогательную фирму, находящуюся в другом регионе, будет несколько противоречить здравому смыслу. Что в свою очередь может лишний раз привлечь внимание налоговиков. Согласитесь, что поездки на работу в другой регион, например, сторожа или уборщицы будут выглядеть по меньшей мере подозрительно. Этот нюанс отметила Любовь Любкина, главный бухгалтер, г. Воскресенск.
2. Следующее письмо пришло к нам в редакцию от директора по кадрам Хорошаевой Людмилы, г. Москва. Людмила пишет, что при такой схеме сотрудники предприятия будут несколько ущемлены в части гарантий, установленных Трудовым кодексом. Поскольку оклад работникам установят небольшой, а основной доход будет складываться из суточных, то соответственно размер отпускных и компенсаций за неиспользованный отпуск и прочих выплат, зависящих от уровня заработной платы, будет невелик.
Схема 2: Сотрудник - ПБОЮЛ
/-------------\ Деньги /----------\ Единый налог (6%) /------\
| Основная |----------------| ПБОЮЛ |------------------|Бюджет|
| организация |----------------| УСН - 6% |-------------------------/
\-------------/ Работы, услуги \----------/ Взносы в ПФР
----- Гражданско-правовой договор
"Сотрудник - ПБОЮЛ"
Вкратце напомним суть схемы.
Сотрудники организации сначала увольняются, а затем регистрируются в качестве индивидуальных предпринимателей и переходят на "упрощенку". Объект налогообложения - доходы. В дальнейшем они заключают гражданско-правовые договоры с фирмой. В итоге вместо НДФЛ по ставке 13 процентов работники уплачивают 6-процентный единый налог с того же дохода.
Среди недостатков этой схемы наши читатели выделили следующие.
1. Поскольку работники являются индивидуальными предпринимателями, им необходимо будет самостоятельно платить налоги и уплачивать взносы в Пенсионный фонд. Кроме того, каждому сотруднику придется вести Книгу доходов и расходов, заполнять и сдавать декларации. А это не каждому под силу и будет отнимать много времени. В такой ситуации можно передать все обязанности по сдаче отчетности и уплате налогов специально созданному отделу, советует Лобова Ирина, главный бухгалтер, г. Москва.
2. Поскольку предложенная схема предполагает наличие между работниками и работодателем не трудовых, а гражданско-правовых отношений, то сотрудники не смогут воспользоваться целым комплексом прав и гарантий, установленных Трудовым кодексом. Не каждому сотруднику это может понравиться (Харитонов Сергей, финансовый директор, г. Одинцово).
3. Так как работники являются индивидуальными предпринимателями, то заработную плату они могут получать только по безналичному расчету. Если выдавать деньги наличными, каждому работнику придется покупать кассовый аппарат (Федеральный закон от 22 мая 2003 г. N 54-ФЗ). Принимая во внимание стоимость кассовых аппаратов и весь комплекс проблем, связанных с их применением (постановка на учет в налоговой инспекции, опломбирование и прочее), можно с уверенностью сказать, что ни один работник на это не пойдет (Петров Сергей, финансовый директор, г. Подольск).
Схема 3: Купля-продажа акций
/-----------\
Акции основной организации | Основная | Акции основной организации
/---------------------------|организация|---------------------\
| Деньги | (ОАО) | Работы, услуги |
| /---------------------------------------------------\ |
| |
/-----------------\ /---------------\
| Вспомогательная | Единый налог (6%) | |
| организация |-----------------------------| Работники |
| (ООО) | Деньги | |
\---------------------------------------------------------------/
------------- Договор купли-продажи
"Работа в обмен на акции"
Напомним суть схемы.
Организация продает собственные акции сотрудникам по номинальной стоимости в обмен на работы и услуги. Затем сотрудники реализуют акции по той же цене вспомогательной фирме, которая в свою очередь продает их обратно основной организации (по существу возвращает).
Наши читатели отметили следующие недостатки предложенной схемы.
1. Предложенная схема реализуема только для открытых акционерных обществ (Попова Алла, главный бухгалтер, г. Сергиев Посад).
2. Постоянно выкупать и реализовать акции большому числу сотрудников может акционерное общество, имеющее значительный уставный капитал. Чем больше акций будет реализовываться, тем больше он будет увеличиваться. Не каждая фирма может себе это позволить (Петров Александр, финансовый директор, г. Клин).
Подведем итоги
Как и обещали, в конце каждого "гейма" мы будем определять его победителя, приславшего наиболее интересное предложение по оптимизации заданного налога. Сегодня это Александр Тренин, главный бухгалтер из г. Москвы (atren@mail.ru). Вот вариант уменьшения НДФЛ, который он прислал.
Скажем нет налогам с зарплаты
В настоящее время мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, когда многие фирмы скрывают реально выплачиваемый фонд заработной платы. Так называемое деление зарплаты на "черную" и "белую" позволяет предприятиям выплачивать ее в повышенном размере, без учета 13-процентного НДФЛ.
При этом фирмы лишают себя возможности уменьшить налогооблагаемую базу на величину реально выплаченной работникам заработной платы. Это в свою очередь негативно отражается на экономической эффективности деятельности самого предприятия. Чтобы не быть голословными, приведем наглядный пример. Представим себе фирму, применяющую "упрощенку" с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов". Допустим, это акционерное общество. Повышение размера "белой" заработной платы для 50 работников такого предприятия, например, до 3000 рублей уже позволит уменьшать величину налогооблагаемой базы на 150 000 рублей ежемесячно. Это те реальные деньги, которыми фирме не придется делиться с государством и которые не надо ни от кого скрывать.
В предлагаемой вашему вниманию статье автор рассказывает об одном из вариантов увеличения реально выплачиваемой работнику "белой" заработной платы за счет уменьшения НДФЛ. При этом экономическая эффективность предприятия возрастет в 5 раз, а заработная плата - на 8,8 процента. Отметим, что такая схема применима только на предприятиях с организационно-правовой формой АО.
Что необходимо?
1. Акционерное общество принимает на работу лиц, имеющих право на стандартные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 218 Налогового кодекса. Например, пригласим граждан, уволенных с военной службы, а также военнообязанных, призванных в свое время на специальные сборы, которые привлекались для выполнения работ по ликвидации последствий чернобыльской аварии. Дело в том, что правом на стандартные вычеты обладают и те люди, которые непосредственного участия в ликвидации самой аварии не принимали. К их числу, например, относятся лица, входившие в инженерно-технический состав гражданской авиации, независимо от места дислокации и выполняемых ими работ. Пусть это будут бывшие военнослужащие подмосковного аэродрома, авиаотряды которого участвовали в ликвидации последствий чернобыльской катастрофы. Учитывая, что авария произошла в апреле 1986 года, участникам ее ликвидации на сегодняшний день должно быть примерно от 35 до 50 лет, то есть возраст вполне трудоспособный.
2. Такие работники являются одновременно акционерами работодателя.
3. Предприятие переводится на упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения - "доходы, уменьшенные на величину расходов".
4. Весь фонд заработной платы делится на две части - первая формируется из расчета 3000 рублей на каждого работника и выплачивается в виде заработной платы, вторая выплачивается в виде дивидендов.
В итоге:
официальная заработная плата в размере 3000 рублей не облагается НДФЛ и выплачивается работникам в полном размере (ст.218 НК РФ);
оставшаяся часть вознаграждения за выполненную работу выплачивается не в виде заработной платы, а в виде дивидендов, которые облагаются НДФЛ в размере 6 процентов (п.4 ст.224 НК РФ);
увеличение официальной заработной платы позволяет уменьшить налогооблагаемую базу самого предприятия, находящегося на упрощенной системе налогообложения с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" на 150 000 рублей ежемесячно (подп.6 п.1 ст.346.16 НК РФ).
А теперь в цифрах оценим экономическую привлекательность изложенной схемы на примере упомянутого выше условного предприятия.
Исходные данные: организационно правовая форма - АО; налогообложение - "упрощенка" с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов"; количество работающих - 50 человек; реально выплачиваемая месячная заработная плата - 10 000 рублей.
Финансовый результат при использовании классической схемы "черной" заработной платы:
600 рублей в месяц - МРОТ, формальная зарплата;
30 000 рублей (600 руб. x 50 чел.) - размер месячного фонда заработной платы;
3900 рублей - размер НДФЛ.
Финансовый результат при использовании предложенной схемы:
3000 рублей в месяц - формальная зарплата;
150 000 рублей (3000 руб. x 50 чел.) - размер месячного фонда заработной платы;
0 рублей - размер НДФЛ;
7000 рублей (10 000-3000) - размер заработной платы, выплачиваемой в виде дивидендов;
420 рублей - размер НДФЛ с части зарплаты, выплачиваемой в виде дивидендов;
9580 рублей (10 000 - 420) - размер заработной платы, реально получаемой работниками предприятия с учетом уплаченного НДФЛ.
Сравнительный анализ разницы финансовых результатов:
150 000 руб. (размер не облагаемой налогами прибыли, который получается при использовании предложенной схемы) : 30 000 руб. (размер не облагаемой налогами прибыли, который получается в результате использования классической схемы "черной" заработной платы) = 5 - разница в прибыли, не облагаемой налогами (поскольку расходы предприятия, затраченные на выплату заработной платы, уменьшают налогооблагаемую прибыль);
(10 000 руб. - 9580 руб.) x 100% : 10 000 руб. = 4,2% - размер НДФЛ с заработной платы, реально получаемой работниками предприятия; 13% - 4,2% = 8,8% - разница между размером НДФЛ, установленным Налоговым кодексом и размером НДФЛ, который мы получили в результате реализации предложенной схемы.
Вывод. Прибыль предприятия, не облагаемая налогом, увеличится по сравнению с классической схемой "черной" заработной платы в 5 раз; заработная плата работников увеличится на 8,8 процента по сравнению с обычно применяемой ставкой НДФЛ в размере 13 процентов.
А. Михайловский
"Единый социальный налог"
"Отдел - организация"
В итоге
Вопросы
Единый социальный налог преследует благородные цели - реализовать права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение, медицинскую помощь. Однако, учитывая систему налоговых ставок, платежи по данному налогу ложатся достаточно тяжелым бременем на бюджеты большинства предприятий. Участники нашей игры делятся легальными методами снижения этого бремени.
Схема 1: Отдел - организация
/------------\ Деньги /----------\ Оплата труда /-----------\
| Основная |-------------------|Вспомогат.|-------------| Сотрудники|
| организация| Работы, услуги |фирма-упр.| \-----------/
\-------------------------------------------/ Трудовые |
| обязанности |
| \---------------------/
| /-----------------------\
|--|Мин.налог 1% |
| |-----------------------|
|--|Взносы в ПФ |
| |-----------------------|
|--|Взносы ФСС НС и ПЗ |
| |-----------------------|
|--|НДФЛ из ЗП сотрудников |
\-----------------------/
/--------\
| Бюджет |
\--------/
"Отдел - организация"
1. Руководство предприятия (далее - основная фирма) регистрирует отделы организации в качестве самостоятельных юридических лиц (далее - вспомогательные фирмы). Работников основной организации необходимо будет уволить и принять на работу во вновь созданные вспомогательные фирмы. Далее основная и вспомогательные фирмы заключают договоры на выполнение работ и оказание услуг. Причем вспомогательные фирмы будут выступать подрядчиками.
По итогам каждого месяца вспомогательные фирмы выставляют основному предприятию счета на оплату работ и услуг. Эти расходы впоследствии уменьшат налогооблагаемую прибыль предприятия (п.1 ст.252 НК РФ).
2. Вспомогательные фирмы переходят на упрощенную систему налогообложения (п.2 ст.346.13 НК РФ). В этом случае бухгалтерский учет фирмы могут не вести. Для них будет предусмотрен только налоговый учет по единому налогу.
В качестве объекта налогообложения нужно выбрать доходы за вычетом расходов (п.1 ст.346.14). Ставка единого налога составляет 15 процентов.
Следует отметить, что сумма единого налога не должна быть меньше, чем 1 процент с суммы полученного дохода (п.6 ст.346.18 НК РФ).
3. Доходом вспомогательной фирмы в данном случае будет являться выручка от реализации работ (услуг), оказанных основной фирме. При этом необходимо, чтобы размер дохода равнялся сумме расходов и минимального налога.
Расходами вспомогательной фирмы для целей налогообложения являются:
заработная плата работников (подп.6 п.1 ст.346.16);
взносы на обязательное пенсионное страхование (подп.7 п.1 ст.346.16) - составляют 14 процентов от фонда оплаты труда (ст.22 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ);
взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний (Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 125-ФЗ).
В итоге
1. Основная фирма вообще не платит ЕСН, поскольку не выплачивает заработную плату, а вспомогательная фирма не уплачивает единый социальный налог в силу того, что освобождена от такой обязанности, так как перешла на упрощенную систему налогообложения. Заплатить придется только взносы в Пенсионный фонд и взносы на социальное страхование от несчастных случаев.
2. Основная фирма уменьшает размер собственной налогооблагаемой прибыли на величину расходов по оплате работ и услуг вспомогательных фирм (п.1 ст.252 НК РФ).
3. Сотрудники получают официальную заработную плату и могут в полной мере пользоваться гарантиями, установленными Трудовым кодексом.
А теперь рассмотрим на примере возможный экономический эффект от использования предложенной схемы.
Исходные данные предприятия: организация, находящаяся на общем режиме налогообложения. Количество работников - 300 человек. Количество отделов - 10. В каждом отделе работает по 30 человек. Заработная плата одного работника - 25 000 рублей. Льгот по единому социальному налогу нет. Размер страхового тарифа по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний - 0,2 процента.
Рассмотрим два варианта: классический и оптимизированный. И сравним полученные результаты.
1. Классический вариант.
Фонд оплаты труда - 7 500 000 рублей (25 000 руб. x 300 чел.).
Единый социальный налог - 2 670 000 рублей (7 500 000 руб. x 35,6%).
Взносы в ФСС НС и ПЗ 0,2 процента - 15 000 рублей (7 500 000 руб. x 0,2%).
Итог: предприятие вынуждено ежемесячно лишать себя прибыли на сумму 2 670 000 рублей.
2. Оптимизированный вариант.
Руководство основной фирмы зарегистрировало 10 вспомогательных фирм на "упрощенке". Каждый отдел организации - отдельная вспомогательная фирма, которая несет такие расходы.
Фонд оплаты труда - 750 000 рублей (25 000 руб. x 30 чел.).
Взносы в Пенсионный фонд - 105 000 рублей (750 000 руб. x 14%).
Взносы в ФСС НС и ПЗ - 1500 рублей (750 000 руб. x 0,2%).
Минимальный налог - 8651,40 рублей (865 151,40 руб. x 1%).
Расходы на оплату услуг каждой вспомогательной фирмы составляют 865 151,40 рублей (750 000 + 105 000 + 1500 + 8651,40) ежемесячно.
Всего на взносы в Пенсионный фонд и уплату минимального налога каждая фирма ежемесячно будет тратить по 113 651,40 рублей (105 000 + 8651,4). Соответственно у всех десяти вместе взятых вспомогательных фирм эта сумма будет составлять 1 136 514 рублей.
Вывод: основная фирма сокращает свои расходы и соответственно увеличивает прибыль на 1 533 484,90 рублей ежемесячно (2 670 000 (классический вариант) - 1 136 515,10 (оптимизированный вариант)).
Вопросы
1. Какие вы видите недостатки в предложенной схеме и как их можно устранить?
2. Какие еще варианты по оптимизации ЕСН вы можете предложить?
Задание на "гейм" N 3.
Предложить схему оптимизации налога на имущество.
Уважаемые читатели!
Ответы на вопросы, отзывы и пожелания к игре просим вас присылать по адресу: 107392, Москва, ул. Халтуринская, д.2, стр.2 или по e-mail: mosbuh@berator.ru.
Г. Кулагин,
финансовый директор, г. Клин Московской области
"Московский бухгалтер", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007