Квалификационный экзамен
1. Особенности учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей
2. Методы и методики комплексной оценки эффективности хозяйственной
деятельности
3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,
муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений
1. Особенности учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей
Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным приказом Минфина России от 31.10.2000 г. N 94н, не предусмотрено особенностей по учету инвентаря и хозяйственных принадлежностей. Их учет осуществляется по правилам учета производственных запасов.
Порядок учета активов, которые включены для целей бухгалтерского учета в состав оборотных активов, приведен в Методических указаниях по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденных приказом Минфина России от 26.12.02 г. N 135н.
Принятие на учет приобретенных специальных инструментов, специальных приспособлений, специального оборудования (далее - специальная оснастка) и специальной одежды отражается следующим образом: Д-т 10, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда на складе", К-т 60, 76 и др.; передача специальной оснастки и специальной одежды в производство (эксплуатацию) - Д-т 10, субсчет "Специальная оснастка, специальная одежда в эксплуатации", К-т 10, субсчет "Специальная оснастка и специальная одежда на складе".
Стоимость специальной оснастки погашается организацией одним из следующих способов:
способ списания стоимости пропорционально объему выпущенной продукции (работ, услуг);
линейный способ.
Стоимость специальной оснастки, предназначенной для индивидуальных заказов или используемой в массовом производстве, разрешается полностью погашать в момент передачи в производство (эксплуатацию) соответствующей оснастки.
Стоимость специальной одежды погашается линейным способом исходя из сроков полезного использования специальной одежды, предусмотренных в типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также в Правилах обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, утвержденных постановлением Минтруда России от 18.12.98 г. N 51 (с изменениями и дополнениями от 29.10.98 г., 3.02.04 г.).
С целью снижения трудоемкости учетных работ допускается проводить единовременное списание стоимости специальной одежды, срок эксплуатации которой согласно нормам выдачи не превышает 12 месяцев, в дебет соответствующих счетов учета затрат на производство в момент ее передачи (отпуска) сотрудникам организации.
Погашение стоимости специальной оснастки и специальной одежды в бухгалтерском учете отражается записью: Д-т 20 и др., К-т 10, субсчет "Специальная оснастка, специальная одежда в эксплуатации".
С целью обеспечения контроля за сохранностью специальной оснастки ее стоимость при передаче со складов организации в производство (эксплуатацию) организация может принять на дополнительно вводимый забалансовый счет "Специальная оснастка, переданная в эксплуатацию". Использование организацией забалансового учета специальной оснастки рекомендуется в случаях полного переноса (списания) ее стоимости при передаче в производство (эксплуатацию).
Если выпуск продукции (работ, услуг) был досрочно прекращен и возобновление его в организации не предполагается, остаточная стоимость специальной оснастки подлежит списанию на финансовые результаты организации в качестве операционных расходов: Д-т 91, К-т 10.
Расходы организации по ремонту и обслуживанию специальной оснастки и специальной одежды включаются в расходы по обычным видам деятельности.
Задача
Организация привлекает заемные средства путем выпуска и размещения облигаций. Облигации размещаются по цене 110 тыс. руб. при номинальной стоимости 100 тыс. руб. Срок обращения облигаций - 5 лет. Составьте бухгалтерские записи по привлечению заемных средств.
Получение денежных средств в части номинальной стоимости выпущенных облигаций - Д-т 51, К-т 67 - 100 тыс. руб.;
на сумму превышения цены размещения облигаций над их номинальной стоимостью - Д-т 51, К-т 98 - 10 тыс. руб.;
равномерное списание сумм превышения в течение срока обращения - Д-т 98, К-т 91 - 2 тыс. руб. (ежегодно).
2. Методы и методики комплексной оценки эффективности хозяйственной
деятельности
Оценка эффективности хозяйственной деятельности должна осуществляться с использованием методик комплексного экономического анализа.
Комплексный экономический анализ представляет собой совокупность определенных принципов, методов, приемов всестороннего изучения и оценки хозяйственной деятельности организации.
Методика комплексного экономического анализа - это совокупность специальных приемов (методов), применяемых для обработки экономической информации о работе организаций. Методику комплексного экономического анализа подразделяют на общую и частную. Общая методика представляет собой совокупность приемов аналитической работы в любой отрасли народного хозяйства. Частная методика конкретизирует общую методику применительно к хозяйственным процессам, происходящим в определенной отрасли народного хозяйства, к определенному типу производства.
Методика комплексного экономического анализа эффективности хозяйственной деятельности предполагает:
определение целей и задач;
формирование совокупности показателей;
разработку схемы и последовательности проведения анализа;
установление периодичности и сроков проведения анализа;
выбор способов получения информации и ее обработки;
разработку методов анализа экономической информации;
формирование перечня организационных этапов проведения анализа и распределения обязанностей между службами организации при проведении комплексного анализа;
определение порядка оформления результатов анализа и их оценку.
Можно выделить следующие стандартные приемы (методы) анализа финансовых отчетов:
анализ абсолютных данных;
горизонтальный анализ;
вертикальный анализ;
трендовый анализ;
метод финансовых коэффициентов;
сравнительный (пространственный) анализ;
факторный анализ.
В практике комплексного экономического анализа активно используются различные количественные методы, которые подразделяются на статистические, бухгалтерские и экономико-математические.
Задача
По отчетности определите коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности.
Коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности (Код) определяется на основании соответствующих строк формы 1 "Бухгалтерский баланс" и формы 2 "Отчет о прибылях и убытках":
стр.010 Ф2
Код = --------------------------------------- .
0,5 (стр.240 н.г. + стр.240 к.г.) Ф1
Допустим, что значение стр.010 Ф2 ("Выручка от реализации товаров, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и иных аналогичных платежей)" равно 4500 тыс. руб., стр.240 "Дебиторская задолженность (платежи от которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)" на начало года - 120 тыс. руб., на конец года - 135 тыс. руб. Тогда коэффициент оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности составит:
4500
Код = ---------------- = 35,29.
0,5 (120 + 135)
3. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации,
муниципальные образования как субъекты гражданских правоотношений
Самостоятельными субъектами права в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации являются государство (Российская Федерация, субъекты Российской Федерации) и муниципальные образования. Согласно п.1 ст.124 ГК РФ государство, государственные и муниципальные образования, наделенные Конституцией Российской Федерации функциями публичной власти, в сфере гражданских правоотношений отказываются от иммунитета, т.е. государство, государственные и муниципальные образования ставятся в равное положение с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования не являются юридическими лицами. Но в ст.124 ГК РФ указано, что к государству, государственным и муниципальным образованиям как участникам гражданских отношений применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Так, не применимы нормы ГК РФ, относящиеся к образованию юридического лица, его учредительным документам, реорганизации и ликвидации юридического лица и некоторые другие.
Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования в гражданских правоотношениях выступают через посредство своих органов или специально назначаемых представителей.
Согласно ст.126 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования отвечают по своим гражданско-правовым обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями, а также имущества, которое в силу закона может находиться только в государственной или муниципальной собственности (находится в исключительной собственности публично-правовых образований).
В пп.4 и 5 ст.126 ГК РФ закреплено положение о самостоятельной не зависимой друг от друга ответственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по своим обязательствам.
В законодательстве устанавливаются специальные правила об ответственности государства, государственных и муниципальных образований за нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в связи с осуществлением властных полномочий.
Государство, государственные и муниципальные образования могут принимать участие в гражданских правоотношениях опосредованно и непосредственно.
Опосредованное участие государства, государственных и муниципальных образований в обороте достигается путем создания ими юридических лиц. При этом их учредители остаются собственниками имущества, на базе которого оперируют созданные ими юридические лица (унитарные предприятия, учреждения). Следует учитывать, что некоторые из юридических лиц могут действовать одновременно от собственного имени и от имени государства, государственного или муниципального образования.
Непосредственное участие государства, государственного и муниципального образования в гражданском обороте осуществляется путем вступления в оборот органов государственной власти, органов местного самоуправления.
Государство, государственные и муниципальные образования выступают в гражданском обороте как собственники имущества; могут быть участниками сделки (например, финансировать и кредитовать капитальное строительство, выпускать различные виды ценных бумаг); выступать в качестве субъекта ответственности (например, при причинении вреда гражданину должностными лицами органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, перед реабилитированными жертвами допущенных им репрессий и т.п.); участвовать во внешнеторговом обороте и др.
Задача
Организация применяет упрощенную систему налогообложения. В качестве объекта налогообложения выбрана разница между доходами и расходами. За налоговый период получены доходы в сумме 1 000 000 руб. Признаны расходы в сумме 950 000 руб. Какая сумма налога подлежит перечислению в бюджет по итогам налогового периода, если в течение года перечислены авансовые платежи на сумму 6000 руб.?
Правильный ответ. Сумма единого налога, соответствующая налоговой базе, составит 7500 руб. (1 000 000 - 950 000) х 0,15.
Минимальный налог - 10 000 руб. (1 000 000 х 0,01).
В бюджет следует доплатить 4000 руб. (10 000 - 6000).
"Финансовая газета. Региональный выпуск", N 16, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71