Комментарий к приказу МНС РФ от 23 марта 2004 г. N САЭ-3-21/224
"Об утверждении формы налоговой декларации по налогу
на имущество организаций (налогового расчета по авансовым
платежам) и инструкции по ее заполнению)"
Состав декларации
Расчет налоговой базы (раздел 2)
Льготы по налогу (раздел 5)
Налог к уплате (раздел 1)
Налоговики закончили обновлять формы налоговой отчетности. Опубликованным выше приказом унифицирован последний бланк - декларация по налогу на имущество.
МНС России разработало единую форму для этого налога - она используется и для расчета авансовых платежей, которые нужно платить ежеквартально, и для налога по итогам года. Поэтому за I квартал 2004 года отчитываться по налогу на имущество нужно по форме, утвержденной выше. Крайний срок для представления декларации в налоговую инспекцию - 30 апреля.
Впрочем, осваивать опубликованные бланки придется не всем компаниям. Налог на имущество - это региональный налог. Принимая свой закон, региональные власти помимо ставок, льгот и сроков уплаты налога должны утвердить форму отчетности по нему (ст.372 НК РФ). А следовательно, применять общефедеральную декларацию должны лишь те организации, у которых есть имущество в регионах, не утвердивших собственную декларацию. К таким субъектам РФ относятся, например, г. Санкт-Петербург, Амурская, Курганская, Оренбургская, Пермская, Смоленская области, республики Хакасия, Башкортостан, Адыгея.
Состав декларации
Новая декларация состоит из восьми листов, на которых размещены титульная часть и пять разделов. Большинство организаций должно представлять в налоговую инспекцию только титульную часть и первые два раздела.
В остальных разделах отражается специфика определенных компаний. Соответственно только эти организации заполняют и сдают листы с этими разделами. Раздел 3 предназначен для иностранных организаций, которые работают в России без постоянных представительств. Раздел 4 - для российских организаций, владеющих недвижимым имуществом, находящимся на территории разных субъектов РФ (например, железной дорогой). Раздел 5 заполняется организациями, у которых есть имущество, освобожденное от налогообложения федеральным или региональным законодательством. Перечень имущества, которое льготируется на федеральном уровне, приведен в статье 381 Налогового кодекса.
Титульная часть одинакова во всех новых налоговых декларациях. О том, какую информацию надо отражать в ней, мы уже не раз рассказывали. А поэтому останавливаться на порядке заполнения первых листов новой декларации мы не будем.
Ниже мы расскажем о том, как заполнить разделы, с которыми столкнется большинство компаний. Это разделы 1, 2, 5. Для удобства начать заполнять декларацию лучше с разделов 2 и 5, а потом уже перейти к разделу 1.
Расчет налоговой базы (раздел 2)
В разделе 2 рассчитываются налоговая база и сумма самого налога на имущество. Этот раздел заполняется (и соответственно сдается в налоговые инспекции) отдельно по следующим видам имущества (для каждого вида имущества отдельный лист):
- по имуществу, расположенному по местонахождению организации;
- по имуществу, находящемуся по местонахождению обособленного подразделения с отдельным балансом;
- по недвижимому имуществу, которое расположено вне местонахождения организации или обособленного подразделения с отдельным балансом. Например, это может быть торговый ларек, не имеющий собственного баланса. Налоговая база для движимого имущества, расположенного в таких местах, рассчитывается вместе с общей налоговой базой организации или обособленного подразделения (в зависимости от того, на чьем балансе оно учитывается).
Обычно указанные виды имущества расположены на разных территориях, которым соответственно присвоен разный код ОКАТО (его указывают в строке 240).
Кроме того, отдельные листы раздела 2 нужно заполнять для имущества, облагаемого налогом по разным ставкам. Налоговые ставки для разного имущества дифференцируют региональные власти (например, они предусмотрены законами Калужской и Пермской областей). Такое право регионам дает пункт 2 статьи 380 Налогового кодекса.
Согласно новым правилам, при расчете налога на имущество используются ежемесячные данные об остаточной стоимости основных средств (п.4 ст.376 НК РФ). Они отражаются в подразделе "Расчет среднегодовой (средней) стоимости имущества за налоговый (отчетный) период". При этом нужно учитывать остаточную стоимость основных средств на 1-е число каждого месяца квартала (полугодия, 9 месяцев, года) и на 1-е число следующего месяца после отчетного (налогового) периода. Поэтому при расчете налога за I квартал заполняются строки 010-040. Напомним, что теперь налогом на имущество облагаются только основные средства организации, которые числятся на балансе по счетам 01 "Основные средства" и 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
Разделив сумму этих значений на количество месяцев в отчетном периоде, увеличенное на единицу, получим среднегодовую стоимость имущества. Она отражается в строке 140. Например, среднегодовая стоимость имущества за I квартал определяется так: сумма строк 010-040, деленная на 4.
Обратите внимание: подробнее о том, как считать налог на имущество в 2004 году, вы можете узнать из "НА" N 22, 2003.
В строке 150 раздела 2 указывается значение строки 160 раздела 5.
После этого можно определить налоговую базу (строка 160). Ее величина определяется как разность между строками 140 и 150.
Строка 170 заполняется только в том случае, если региональным законом установлены льготы по налогу в виде пониженной ставки. Код льготы можно взять из Классификатора налоговых льгот (он есть в инструкции по заполнению декларации). Если для вашего имущества такие льготы не предусмотрены, поставьте в этой строке прочерк.
Ставку по налогу на имущество, среднегодовую стоимость которого вы рассчитали, укажите в строке 180. После этого нетрудно рассчитать сумму самого налога (строка 190) Для этого умножьте налоговую базу (строка 160) на налоговую ставку (строка 180) и поделите на 100 процентов.
Обратите внимание: строки 160 и 190 заполняются только в годовой декларации. При заполнении расчета за отчетный период нужно рассчитать сумму авансового платежа (строка 200). Для этого разность строк 140 и 150 умножьте на значение строки 180 и поделите на 400 (4 x 100%).
Строка 210 также заполняется только в годовой декларации. Укажите в ней сумму авансовых платежей, начисленную за прошедшие отчетные периоды.
Региональным законодательством могут быть также предусмотрены льготы в виде уменьшения суммы налога, который надо заплатить в бюджет. Например, определенная категория организаций должна платить только 80 процентов от суммы исчисленного налога (либо авансового платежа). Код этой льготы нужно также взять из Классификатора налоговых льгот и указать в строке 220. Сумма, на которую уменьшится налог, отражается по строке 230.
Льготы по налогу (раздел 5)
В разделе 5 рассчитывается среднегодовая стоимость не облагаемого налогом имущества. Другими словами, этот раздел дополняет раздел 2 (расшифровывает показатель строки 150). Если льготируемое имущество упоминается в разных листах раздела 2 (например, такое имущество есть в разделах, которые заполнены по местонахождению головной компании и ее обособленного подразделения), то раздел 5 заполняется несколько раз (отдельно для каждого раздела 2). Кроме того, раздел 5 заполняется отдельно для каждого кода льготы (этот код указывается в строке 020).
В строках 010 и 180 раздела 5 указываются признак имущества (для большинства компаний - это "иное имущество") и код ОКАТО.
Показатели расчетных таблиц этого раздела (строки 030-160) заполняются в таком же порядке, как и раздел 2. Данные из строки 160, как уже было указано, переносятся в строку 150 раздела 2.
В разделе 5 предусмотрена специальная ячейка, в которой указывается налоговая ставка (строка 170). В ней отражается ставка, по которой аналогичное имущество облагается налогом у компаний, не имеющих льготы по налогу на имущество.
Налог к уплате (раздел 1)
В разделе 1 предусмотрены два блока для отражения суммы налога на имущество к уплате. Второй блок заполняется в случае, если имущество с разным кодом ОКАТО курирует одна налоговая инспекция.
Порядок заполнения строки 030 зависит от периода, за который представляется налоговый отчет. При заполнении формы за отчетный период значение этой строки определяется как разность строк 200 и 230 раздела 2. При заполнении декларации за год из строки 190 нужно вычесть сумму строк 210 и 230.
Если в результате расчетов получится отрицательное значение, то в строке 030 ставится прочерк. А модуль этой суммы отражается по строке 040 как налог к уменьшению. И наоборот, если строка 030 будет заполнена, то в строке 040 нужно поставить ноль.
Обратите внимание: строка 040 заполняется только в годовой декларации. По итогам отчетных периодов налог к возмещению из бюджета не может быть рассчитан.
Пример 1
ООО "Овен" (г. Оренбург) арендует производственный цех, в котором обрабатывает меховое сырье и шьет меховые изделия. На балансе организации учитывается недоамортизированное производственное оборудование. Его остаточная стоимость равна:
- на 1 января 2004 года - 160 520 руб.;
- на 1 февраля 2004 года - 150 200 руб.;
- на 1 марта 2004 года - 250 450 руб.;
- на 1 апреля 2004 года - 240 110 руб.
Среднегодовую стоимость основных средств за I квартал 2004 года бухгалтер "Овена" рассчитал так:
(160 520 руб. + 150 200 руб. + 250 450 руб. + 240 110 руб.) : 4 = 200 320 руб.
Согласно Закону Оренбургской области "О налоге на имущество организаций", в регионе предусмотрена единая ставка налога - 2,2 процента. У "Овена" нет льготируемого имущества, поэтому сумма авансового платежа за I квартал 2004 года будет равна:
200 320 руб. x 2,2% : 4 : 100% = 1102 руб.
Эту сумму бухгалтер организации должен перечислить в бюджет области не позднее 30 апреля 2004 года. В этот же срок нужно представить в налоговую инспекцию расчет по авансовым платежам по налогу на имущество. В региональном законе сказано, что отчетность представляется по формам, утвержденным МНС России. Бухгалтер "Овена" заполнил раздел 2 общефедеральной декларации так:
Раздел 2. Расчет налоговой базы и суммы налога (авансового платежа
по налогу) в отношении подлежащего налогообложению имущества
российских организаций и иностранных организаций, осуществляющих
деятельность в Российской Федерации через постоянные представительства
Расчет среднегодовой (средней) стоимости имущества
за налоговый (отчетный) период
(руб.)
По состоянию на: |
Код строки | Остаточная стоимость основных средств за налоговый (отчетный) период для целей налогообложения |
|
всего | в том числе: стоимость недвижимого имущества |
||
1 | 2 | 3 | 4 |
01.01 | 010 | 160 520 | - |
01.02 | 020 | 150 200 | - |
01.03 | 030 | 250 450 | - |
01.04 | 040 | 240 110 | - |
01.05 | 050 | - | - |
01.06 | 060 | - | - |
01.07 | 070 | - | . |
01.08 | 080 | - | - |
01.09 | 090 | - | - |
01.10 | 100 | - | - |
01.11 | 110 | - | - |
01.12 | 120 | - | - |
01.01 | 130 | - | - |
Показатели | Код строки |
Значение показателей |
1 | 2 | 3 |
Среднегодовая (средняя) стоимость имущества за налоговый (отчетный) период |
140 | 200 320 |
в том числе среднегодовая (средняя) стои- мость необлагаемого налогом имущества за на- логовый (отчетный) период |
150 | - |
"..."
Расчет суммы налога (авансового платежа по налогу)
(руб.)
Показатели | Код строки |
Значение показателей |
1 | 2 | 3 |
Налоговая база | 160 | - |
Код налоговой льготы (установленной в виде понижения налоговой ставки) |
170 | - |
Налоговая ставка (% ) | 180 | 2,2 |
Сумма налога за налоговый период | 190 | - |
Сумма авансового платежа | 200 | 1102 |
Сумма авансовых платежей, исчисленная за предыдущие отчетные периоды |
210 | - |
Код налоговой льготы (в виде уменьшения суммы налога, подлежащей уплате в бюджет) |
220 | - |
Сумма налоговой льготы (льготы по авансово- му платежу), уменьшающей сумму налога (ава- нсового платежа по налогу), подлежащая уп- лате в бюджет |
230 | - |
Код по ОКАТО | 240 | 534 016 |
О.В. Лежнина,
эксперт "НА"
"Нормативные акты для бухгалтера", N 7, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.