Заключение
Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам по проекту
федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской
Федерации на 2003 год"
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с положениями бюджетной классификации Российской Федерации, действующего налогового и бюджетного законодательства, а также с учетом введения в действие с 1 января 2003 года новых глав Налогового кодекса Российской Федерации "Упрощенная система налогообложения" и "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности".
В связи с этим структура бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонда) претерпела серьезные изменения. Переходящие остатки средств Фонда (превышение доходов над расходами), ранее учитывавшиеся в его доходах, включены в источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда и на 01.01.2003 составляют 12,3 млрд. рублей.
Бюджет Фонда в 2003 году по доходам предусматривается в размере 129,56 млрд. рублей, что составляет по сравнению с утвержденными показателями 2002 года 119,7% и с ожидаемыми - 107,9%; по расходам в сумме 138,22 млрд. рублей, что составляет по сравнению с утвержденными показателями 2002 года 111,7% и с ожидаемыми - 104,8%, и с превышением расходов над доходами в сумме 8,66 млрд. рублей, которое предполагается восполнить за счет переходящих остатков Фонда.
Доходная часть бюджета в 2003 году Фонда формируется за счет:
налоговых поступлений в сумме 99,17 млрд. рублей, в том числе единого социального налога, включая поступления недоимки и пени, - 98,5 млрд. рублей (что составляет по сравнению с утвержденными показателями 2002 года 117,0% и с ожидаемыми - 101,7%),
единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения - 0,5 млрд. рублей,
единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности - 0,3 млрд. рублей,
единого сельскохозяйственного налога - 0,29 млрд. рублей;
недоимки, пени и штрафов по взносам (страховым) в Фонд - 1,58 млрд. рублей или 50% от утвержденного объема в 2002 году (по данным МНС задолженность по страховым взносам на 01.07.2002 составляет 6,9 млрд. рублей);
неналоговых доходов в сумме 27,89 млрд. рублей, в том числе:
страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, включая недоимки и пени, - 26,87 млрд. рублей, что составляет по сравнению с утвержденными показателями 2002 года 136,4% и с ожидаемыми - 131,6%;
прочих поступлений от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, и от разрешенных видов деятельности - 0,97 млрд. рублей (сюда включены доходы от продажи материальных ценностей, проценты от размещения в банках и кредитных организациях временно свободных средств, штрафы по налогам и страховым взносам), что составляет к утвержденным показателям 2002 года 120%;
безвозмездных перечислений в сумме 0,93 млрд. рублей, включающих в себя средства федерального бюджета на выплату пособий сверх установленных норм и санаторно-курортное лечение и оздоровление граждан, пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС, ядерного выброса в Челябинской области и ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.
В связи с принятием в первом чтении проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2003 год" и утверждении поступлений в федеральный бюджет размеров единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, должны быть уточнены поступления от этих налогов в Фонд, которые составят соответственно 243,3 млн. рублей и 1169,8 млн. рублей, что увеличивает доходы Фонда на 592,1 млн. рублей.
Учитывая дополнительно представленные Министерством РФ по налогам и сборам материалы и расчеты по поступлению единого социального налога в Фонд в 2001 и 2003 году, Комитет по бюджету и налогам считает необходимым отметить, что размер поступлений единого социального налога в 2003 году нуждается в корректировке и может быть значительно увеличен с учетом действующего в 2003 году налогового законодательства в параметрах фонда оплаты труда, рассчитанного Минэкономразвития России на 2003 год.
Кроме того, по мнению Комитета по бюджету и налогам, как и предыдущие годы фонд оплаты труда на 2003 год занижается и по оценкам может составить порядка 3340-3380 млрд. рублей. Это также даст дополнительные поступления единого социального налога в Фонд и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Расходы Фонда в 2003 году предполагаются в сумме 138,22 млрд. рублей и будут направлены:
- на выплаты по временной нетрудоспособности, в том числе по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, по беременности и родам (вид расходов 400) - 83,67 млрд. рублей или 114,0% к ожидаемому исполнению 2002 года;
- на выплаты пособий по материнству и детству и другие социальные пособия (вид расходов 401) - 11,8 млрд. рублей или 110,3% к ожидаемому исполнению 2002 года;
- на обеспечение по страхованию в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием (вид расходов 402) - 25,4 млрд. рублей или 113,7% к ожидаемому исполнению 2002 года;
- на оплату путевок для работников на долечивание и оздоровление детей (вид расходов 403) - 10,04 млрд. рублей, что составляет к утвержденному расходам на 2002 год 66,4% и к ожидаемому исполнению - 59,2%;
- на функционирование органов Фонда - 4,36 млрд. рублей или 111,8% к ожидаемому исполнению 2002 года;
- на капитальное строительство - 1,08 млрд. рублей (с учетом приобретения оборудования).
Таким образом, расходы по разделу "Социальная политика" составляют 132,3 млрд. рублей или 95,7% всех расходов Фонда. Наибольшими темпами возрастают расходы на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком и другие социальные пособия, связанные с материнством и детством, на обеспечение страхования в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, на пособия в соответствии с программами ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на Чернобыльской АЭС, на Семипалатинском полигоне и в Челябинской области.
Вместе с тем, в целях сбалансированности бюджета Фонда, как и в 2002 году, введены ограничения по максимальному размеру выплат по временной нетрудоспособности и по беременности и родам в размере не выше 11,7 тыс.рублей, по размеру ежемесячной страховой выплаты (по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) не более 30,0 тыс.рублей, по размеру денежной компенсации для чернобыльцев взамен путевки в санаторно-курортное учреждение в сумме до 8,0 тыс.рублей, а в другое оздоровительное учреждение до 6,0 тыс.рублей. Максимальный размер единовременных страховых выплат (по социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) также предполагается установить в сумме 27,0 тыс.рублей в 2003 году.
Комитет по бюджету и налогам считает необходимым отметить, что в 2003 году предусматривается значительное сокращение расходов на санаторно-курортное обслуживание - до 1,76 млрд. рублей, которые будут направлены на оплату путевок для работников на долечивание в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения, вместо 6,85 млрд. рублей, предусмотренных в 2002 году на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, а также участников Великой отечественной войны.
Расходы на оздоровление детей работающих родителей в сумме 8,27 млрд. рублей предусмотрены на уровне утвержденных показателей 2002 года и к ожидаемому исполнению в 2002 году составят 82%.
Расходы на частичное содержание детско-юношеских спортивных школ в бюджете Фонда на 2003 не предусматриваются. Вместе с тем, передача данных школ в ведение субъектов Российской Федерации практически не осуществлена и источники финансирования оплаты труда тренерско-преподавательского состава не определены.
В связи с этим, Комитет по бюджету и налогам подчеркивает необходимость пересчета поступлений в 2003 году единого социального налога в сторону его увеличения, что является реальным источником увеличения финансирования расходов на санаторно-курортное обслуживание, на оздоровление детей и частичное содержание спортивных школ, а также рассмотрения вопроса о направлении на эти цели части переходящих остатков Фонда (переходящие остатки Фонда на конец года направляются в сумме 2,5 млрд. рублей - на формирование оборотных средств Фонда на 01.01.2004 и в сумме 1,135 млрд. рублей на формирование резерва на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве), и четкого определения в текстовых статьях законопроекта направлений использования дополнительных доходов, поступающих в Фонд вследствие занижения фонда оплаты труда.
Кроме того, следует отметить и некоторые технико-юридические недостатки законопроекта.
Так, положения статьи 7 законопроекта предусматривают формирование резерва Фонда. Вместе с тем, статья, четко определяющая порядок формирования финансового резерва Фонда и его использование в законопроекте отсутствует. Переходящие остатки средств Фонда на начало 2003 года предполагаются в сумме 12,3 млрд. рублей и формируются из остатка средств на обязательное социальное страхование в сумме 5,6 млрд. рублей и на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве в сумме 6,7 млрд. рублей, из которых выделяются средства в сумме 1,135 млрд. рублей как иные средства Фонда. Фактически в 2003 году формируются два резерва фонда: один - в сумме 1,135 млрд. рублей на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (в размерах, сложившихся по результатам исполнения бюджета Фонда за 2001 год, и на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 31.08.2002 N 654 "О порядке формирования, размещения и расходования средств на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"); второй - в сумме 11,163 млрд. рублей используется для покрытия дефицита Фонда и на формирование оборотных средств. Эта юридическая коллизия требует уточнения и законодательного утверждения формирования фонда на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве (в сумме 1,135 млрд. рублей).
По мнению Комитета, виды расходов по целевой статье расходов "Социальное страхование" (400, 401, 402, 403) необоснованно укрупнены. В целях "прозрачности" исполнения бюджета целесообразно их разукрупнение и приведение в соответствие с той структурой расходов Фонда, которая сложилась в предыдущие годы.
Требуют, также уточнения и коды классификации доходов Фонда, а именно, введение кода 1030220 - Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации, кода 1051020 - Единый сельскохозяйственный налог, зачисляемый в Фонд социального страхования Российской Федерации, и соответственно уточнение кодов 1030201, 1030202, 1051010 и 1051020.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать проект федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2003 год" к принятию в первом чтении только при условии увеличения доходной части бюджета Фонда, обеспечивающей финансирование санаторно-курортного обслуживания, оздоровления детей и частичного содержания детско-юношеских спортивных школ на уровне финансирования в 2002 году, и доработки его с учетом высказанных замечаний в процедуре второго чтения.
Председатель Комитета |
А.Д.Жуков |
Динамика роста доходов и расходов Фонда социального страхования РФ
(млрд.руб.)
1999 факт. |
2000 факт. | 2001 факт. |
2002 ожид. |
2003 проект |
|
доходы | 54,1 | 98,7 | 117,9 | 144,2 | 141,9 |
Выплаты по нетрудоспособности |
19,3 | 32 | 47,3 | 64,4 | 74,4 |
По беременности и родам, уходу за ребенком и при его рождении |
5,7 | 6,5 | 9 | 18,9 | 20,3 |
Санаторно-курортное обслуживание |
9,6 | 16 | 10 | 6,9 | 1,8 |
Выплаты по ОССНСП | 0 | 3,7 | 11,4 | 22,3 | 25,4 |
Фонд социального страхования Российской Федерации
2001 год | 2002 год | 2003 год | ||||||||
утвержде- но |
исполне- ние |
% исполн. |
Утвержд. бюджет |
в% к утвержд. 2001 |
ожид. исполн. |
% исполн. |
в % к утвержд. 2002 |
в % к ожид. 2002 |
||
Доходы (с учетом остатков) | 86324,3 | 117953,5 | 136,6 | 127102,1 | 147,2 | 144194,2 | 113,4 | 141860,1 | 111,6 | 98,4 |
Остаток средств на начало года | 16652,3 | 26935,6 | 173,8 | 18675,0 | 113,3 | 24154,9 | 128,0 | 12298,2 | 65,2 | 50,9 |
в том числе: финансовый резерв | 11163,2 | |||||||||
Доходы | 69672,0 | 89017,9 | 127,8 | 108227,1 | 155,3 | 120039,3 | 110,9 | 129561,9 | 119,7 | 107,9 |
Единый социальный налог | 52220,2 | 67839,6 | 129,9 | 83819,6 | 160,5 | 96400,1 | 115,0 | 98053,0 | 117,0 | 101,7 |
Единый сельскохозяйственный налог |
293,1 | |||||||||
в том числе: | ||||||||||
уплачиваемый организациями | 219,8 | |||||||||
уплачиваемый крестьянскими (ферм) хозяйствами и индивидуальными |
73,3 | |||||||||
Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения |
511,0 | |||||||||
Единый налог на вмененный доход и индивидуальных предпринимателей |
310,0 | |||||||||
в том числе: | ||||||||||
для юридических лиц | 232,0 | |||||||||
для индивидуальных предпринимателей |
78,0 | |||||||||
Страховые взносы на обязат. социальное страхование от несчастных случаев и профзаболеваний |
13303,5 | 17162,3 | 729,0 | 19697,4 | 148,1 | 20424,7 | 103,7 | 26869,0 | 136,4 | 131,6 |
Поступления капитализированнных платежей предприятий |
50,0 | |||||||||
Мобилизация просроченной задолженности по взносам в Фонд |
2305,1 | 2459,8 | 106,7 | 3190,0 | 138,4 | 700,0 | 21,9 | |||
Недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд |
1577,8 | |||||||||
Прочие поступления | 1162,5 | 744,3 | 64,0 | 804,8 | 69,2 | 1799,2 | 223,6 | |||
Прочие поступ. от использ. имущ-ва, наход. в гос. и муниц. собств., поступл. от разр. видов деят-ти |
968,0 | |||||||||
Единый налог на вмененный доход |
233,0 | 364,4 | 156,4 | |||||||
Средства федерального бюджета на выплату пособий сверх установленных норм и санаторно-курортное лечение и оздоровление |
447,7 | 447,5 | 715,3 | 715,3 | 100,0 | 930,0 | 130,0 | |||
в том числе: | ||||||||||
пострадавших вследствие аварии на Чернобыльской АЭС |
447,7 | 447,5 | 100,0 | 653,8 | 146,0 | 653,8 | 100,0 | 812,3 | 124,2 | 124,2 |
пострадавших вследствие выброса в Челябинской области |
47,2 | 47,2 | 100,0 | 97,8 | 207,2 | |||||
пострадавших вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне |
14,3 | 14,3 | 100,0 | 19,9 | 139,2 | |||||
Расходы | 84740,0 | 93721,6 | 110,6 | 123779,6 | 146,1 | 131896,0 | 106,6 | 138221,4 | 111,7 | 104,8 |
* Социальная политика - всего | 132309,0 | |||||||||
Социальное страхование - всего | 47272,8 | 56686,3 | 119,9 | 76151,5 | 161,1 | 83371,4 | 109,5 | 95471,4 | 125,4 | 114,5 |
в том числе: | ||||||||||
Пособия по временной нетрудоспоспособности |
38286,3 | 47288,0 | 123,5 | 58385,7 | 152,5 | 64363,4 | 110,2 | 74433,9 | 127,5 | 115,6 |
из них в связи с несчастным случаем и профзаболеванием |
546,0 | 718,6 | 131,6 | 856,5 | 156,9 | 881,8 | 103,0 | 1153,9 | 134,7 | 130,9 |
По беременности и родам | 4150,2 | 5361,7 | 129,2 | 6501,5 | 156,7 | 8809,6 | 135,5 | 9239,2 | 142,1 | 104,9 |
По уходу за ребенком до полутора лет |
2530,8 | 1864,0 | 73,7 | 5130,4 | 202,7 | 5077,1 | 99,0 | 5306,6 | 103,4 | 104,5 |
При рождении ребенка | 1881,0 | 1763,6 | 93,8 | 5540,4 | 294,5 | 5043,6 | 91,0 | 5846,4 | 105,5 | 115,9 |
На погребение | 228,0 | 184,1 | 80,7 | 228,0 | 100,0 | 183,9 | 80,7 | 196,0 | 86,0 | 106,6 |
Прочие пособия | 196,5 | 224,9 | 114,5 | 365,9 | 186,2 | 353,5 | 107,6 | 449,3 | 122,8 | 114,1 |
Обеспечение по страхованию в связи с несчастным случаем на производстве и профзаболеванием |
12606,5 | 11352,6 | 90,1 | 24643,8 | 195,5 | 22331,7 | 90,6 | 25396,1 | 103,1 | 113,7 |
единовременные страховые выплаты |
358,3 | 279,0 | 77,9 | 497,4 | 138,8 | 442,1 | 88,9 | 526,1 | 105,8 | 119,0 |
ежемесячные страховые выплаты | 9691,2 | 9778,8 | 100,9 | 19884,1 | 205,2 | 17674,9 | 88,9 | 20526,2 | 103,2 | 116,1 |
доставка и пересылка страх. выплат |
201,0 | 220,6 | 109,8 | 428,0 | 212,9 | 380,4 | 88,9 | 509,5 | 119,0 | 133,9 |
мед., соц. и проф. реабилитация |
2356,0 | 1074,2 | 45,6 | 3834,3 | 162,7 | 3834,3 | 100,0 | 3834,3 | 100,0 | 100,0 |
Расходы на оплату путевок для работников на долечивание и оздоровление детей |
18525,9 | 19674,0 | 106,2 | 15125,4 | 81,6 | 16952,2 | 112,1 | 10037,2 | 66,4 | 59,2 |
санаторно-курортное обслуживание |
12145,9 | 9996,0 | 82,3 | 6852,2 | 56,4 | 6852,2 | 100,0 | 1764,0 | 25,7 | 25,7 |
оздоровление детей | 6380,0 | 9678,0 | 151,7 | 8273,2 | 129,7 | 10100,0 | 122,1 | 8273,2 | 100,0 | 81,9 |
Частичное содержание детско-юнош. спортшкол |
620,0 | 603,5 | 97,3 | 950,0 | 153,2 | 950,0 | 100,0 | |||
Прочие расходы | 200,0 | 157,2 | 78,6 | 427,7 | 213,9 | 474,3 | 110,9 | |||
* Программы ликвидации последствии чрезвычайных ситуаций |
447,7 | 467,3 | 104,4 | 715,3 | 159,8 | 715,3 | 100,0 | 930,0 | 130,0 | 130,0 |
на Чернобыльской АЭС | 447,7 | 467,3 | 104,4 | 653,8 | 146,0 | 653,8 | 100,0 | 812,3 | 124,2 | 124,2 |
в Челябинской области | 47,2 | 47,2 | 100,0 | 97,8 | ||||||
на Семипалатинском полигоне | 14,3 | 14,3 | 100,0 | 19,9 | ||||||
* Функционирование органов Фонда |
3319,9 | 3082,1 | 92,8 | 3900,2 | 117,5 | 3900,2 | 100,0 | 4360,4 | 111,8 | 111,8 |
в том числе: | ||||||||||
денежное содержание аппарата | 2433,5 | |||||||||
расходы на содержание аппарата | 1926,9 | |||||||||
Подготовка кадров | 23,8 | 22,4 | 94,1 | 28,8 | 121,0 | 28,8 | 100,0 | |||
* Международная деятельность | 12,0 | 9,3 | 77,5 | 18,0 | 150,0 | 18,0 | 100,0 | 19,8 | 110,0 | 110,0 |
* Разработка персп технол и приорит направ НТП (НИОКР) |
25,0 | 17,0 | 25,0 | 25,0 | 100,0 | 73,0 | 292,0 | 292,0 | ||
Финансир. НИР по соцстрах. и ОСС от несчастн. случаев |
25,0 | 17,0 | 68,0 | 25,0 | 25,0 | 100,0 | ||||
* Ведомст расходы на образование (охрана труда) |
350,0 | 345,9 | 98,8 | 400,0 | 114,3 | 400,0 | 100,0 | 375,2 | 93,8 | 93,8 |
* Капиталовложения - всего | 750,0 | 749,8 | 100,0 | 750,0 | 100,0 | 750,0 | 100,0 | 1084,0 | ||
Ведение един. информ. системы | 450,0 | 437,7 | 97,3 | 520,0 | 115,6 | 520,0 | 100,0 | |||
Остаток средств на конец года | 1584,3 | 24231,9 | 15 раз | 3322,5 | 209,7 | 12298,2 | 370,1 | 3638,7 | 109,5 | 29,6 |
На обяз. соц. страх. | 5564,4 | |||||||||
На обяз. соц. страх. от несчаст. случ. |
6733,8 | |||||||||
финансовый резерв | 2503,7 | |||||||||
Остатки иных средств (резерв средств для обеспечения финансовой устойчивости СОСС от несчастных случаев и профзаболеваний) |
1135,0 | 1135,0 | ||||||||
Нормативный запас оборотных денежных средств на начало следующего года |
8036,8 | 11915,9 | 12652,9 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.