Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 15 сентября 2003 г. N КА-А40/6886-03
(извлечение)
Инспекция Министерства по налогам и сборам Российской Федерации N 8 по Центральному административному округу города Москвы (далее - Налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Московскому Управлению внутренних дел на железнодорожном транспорте (далее - УВДТ) о взыскании налоговых санкций в сумме 21850 руб. на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением от 27.03.03 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-6672/03-75-69, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 09.06.03 г., в удовлетворении искового требования отказано в связи с отсутствием в действиях УВДТ вины.
В кассационной жалобе на указанные судебные акты Налоговая инспекция просит отменить решение и постановление суда в связи с нарушением и неправильным применением судом норм материального права. В обоснование чего приводятся доводы об ошибочности вывода суда об отсутствии вины в действиях УВДТ.
В судебном заседании представитель Налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, представитель УВДТ приводил возражения относительно них по мотивам, изложенным в обжалуемых судебных актах. Отзыв на кассационную жалобу представлен не был.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и возражений относительно них, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Судом установлено, что Налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку Московско-Рязанского ЛУВД УВДТ по вопросу полноты и правильности представления сведений о доходах, выплаченных физическим лицам за период с 01.01.01 г. по 31.12.01 г., по результатам которой составлен акт от 22.08.02 г. N 12 вынесено решение от 11.10.02 N 12 о привлечении УВДТ, как головную организацию, к налоговой ответственности в соответствии с п. 1 ст. 126 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 21850 руб.
Обстоятельством, послужившим основанием для привлечения к данной ответственности, послужило непредставление сведений о доходах, выплаченных физическим лицам в 2001 г., в количестве 437 человек, что, по мнению Налоговой инспекции, является нарушением положений п. 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации.
Поскольку добровольно в установленный срок УВДТ налоговые санкции не уплатило, Налоговая инспекция обратилась за их взысканием в арбитражный суд.
Отказывая Налоговой инспекции в удовлетворении заявленного требования, суд руководствовался пунктом 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации, п. 5 Закона Российской Федерации "О государственной тайне", ст.ст. 80-83 Указа Президента РФ от 30.11.95 г. N 1203 "Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне", п. 1 ст. 109 Налогового кодекса РФ и, учитывая специфику уставной деятельности ответчика, пришел к выводу о том, что УВДТ обязано было исполнить предписания, данные по указанному вопросу руководством МВД РФ о непредставлении сведений о доходах сотрудников органов внутренних дел в налоговые органы, что является обстоятельством, исключающим вину налогового агента в совершении налогового правонарушения.
Кассационная инстанция находит выводы суда правильными.
Так, согласно статьи 24 Налогового кодекса РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщиков и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.
Согласно пункту 2 статьи 230 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, утвержденной Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации непредставление в установленный срок налоговым агентом в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, влечет взыскание штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.
Следовательно, УВДТ является налоговым агентом и обязано согласно п. 4 части 1 статьи 24 Налогового кодекса РФ представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налога.
Между тем, суд обоснованно указал, что УВДТ в спорной ситуации не может быть привлечено к налоговой ответственности по следующим основаниям.
Так, в соответствии со статьей 109 Налогового кодекса Российской Федерации лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения в случае отсутствия вины лица в совершении налогового правонарушения.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса Российской Федерации обстоятельствами, исключающими вину лица в совершении налогового правонарушения, признаются выполнение налоговым агентом письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных налоговым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции.
Согласно Распоряжению Президента Российской Федерации от 17 января 2000 года N 6-рп должностными лицами органов государственной власти, наделенными полномочиями по отнесению сведений к государственной тайне, являются, в том числе, Министр внутренних дел Российской Федерации.
В силу статьи 7 Закона Российской Федерации "О милиции" и п.п. 1 Положения об УВДТ, утвержденным приказом МВД РФ от 16.04.97 г. N 230, в своей деятельности УВДТ непосредственно подчиняется Министерству внутренних дел Российской Федерации.
С учетом изложенного суд обоснованно исходил из того, что УВДТ не представило сведения о доходах сотрудников, выполняя обязательные для него распоряжения заместителя Министра МВД РФ, содержащиеся в шифрограммах Министерства внутренних дел Российской Федерации, в которых УВДТ указано на невозможность представления таких данных.
Следовательно, суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, пришел к правильному выводу об отсутствии в действиях УВДТ вины в совершении налогового правонарушения и обоснованно отказал Налоговой инспекции в удовлетворении заявленного требования о взыскании налоговых санкций.
Следовательно, приведенный в кассационной жалобе Налоговой инспекции довод о том, что Главное правовое управление Министерства внутренних дел Российской Федерации не обладает какими-либо полномочиями в налоговой сфере, принятые им документы не могут регулировать вопросы налогообложения, и выполнение УВДТ этих указаний не может являться обстоятельством, исключающим вину органов внутренних дел в совершении налогового правонарушения, является необоснованным.
Нормы материального права судом применены правильно, требования процессуального закона соблюдены. Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Руководствуясь статьями 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 27.03.2003 и постановление апелляционной инстанции от 09.06.2003 по делу N А40-6672/03-75-69 Арбитражного суда г. Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС РФ N 8 по ЦАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 15 сентября 2003 г. N КА-А40/6886-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании