Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 17 сентября 2003 г. N КА-А40/7036-03
(извлечение)
Предприниматель без образования юридического лица Сазонтов Сергей Борисович обратился в Арбитражный суд г. Москвы с иском к Инспекции МНС России N 20 по Восточному административному округу г. Москвы об обязании ответчика возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную сумму налога на добавленную стоимость в размере 34455 руб.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 05.06.2003 г. иск удовлетворен исходя из того, что истец не являлся плательщиком НДС во 2-м, 3-м кварталах 2002 г.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
Законность судебного акта проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИМНС РФ N 20 по ВАО г. Москвы, в которой ставится вопрос об отмене решения суда в связи с неправильным применением норм материального права и несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы жалобы. Представители истца против удовлетворения жалобы возражали по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу и в решении суда.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, истец зарегистрирован МРП в качестве предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, 15.11.1999 г., свидетельство N В2/18411.
Согласно патенту АС 71 233741 в 2000-2002 г.г. ПБОЮЛ Сазонтов С.Б. применял упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, установленную Федеральным законом от 29.02.1995 г. N 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату вышеназванного Федерального закона следует читать как "29.12.1995 г."
По мнению истца, он не должен был платить НДС во 2-м, 3-м кварталах 2002 г., так как до 15.11.2003 г. к нему должен применяться режим налогообложения, действовавший на момент его государственной регистрации. При этом истец ссылается на ст. 9 Федерального закона от 14.06.95 N 88-ФЗ "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации" и Определение Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 г. N 37-О.
По мнению налогового органа, налогоплательщик отказался от использования льготы, предусмотренной ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", поскольку не обратился в Инспекцию с заявлением об освобождении от исполнения обязанности налогоплательщика НДС, следовательно, обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке. Таким образом, ИМНС считает, что у истца отсутствует переплата по данному налогу, и у него отсутствуют основания для применения положений ст. 78 НК РФ о возврате сумм излишне уплаченного налога.
Вынося решение об удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что Федеральным законом "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" введена система налогообложения, предусматривающая замену одной системы другой, упрощенной, которая, согласно ст. 18 НК РФ, представляет собой специальный налоговый режим, предназначенный для замены общей системы налогообложения применительно к отдельной категории налогоплательщиков - субъектам малого предпринимательства.
Делая вывод о том, что истец не является плательщиком НДС, суд руководствовался положениями абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", согласно которому в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.
Поскольку ПБОЮЛ Сазонтов С.Б. зарегистрирован 15.11.1999 г. и на момент его государственной регистрации предприниматели не являлись плательщиками НДС, суд пришел к выводу о том, что у истца отсутствовала обязанность по уплате НДС в 2002 г., в связи с чем налоговый орган неправомерно отказал предпринимателю в возврате ошибочно уплаченного НДС.
Данный вывод суда является правильным и подтверждается правовой позицией сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ N 37-У от 07.02.2002, а также в Определении N 111-О от 01.07.99, о том, что новая норма налогового законодательства не применяется к длящимся правоотношениям, возникшим до дня официального введения нового регулирования на основании нормы абзаца второго части первой статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации". Это обусловлено выводимыми из статей 8 (часть 1), 15 (части 1 и 3), 34 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации началами обеспечения стабильных правовых условий хозяйствования, предполагающими поддержание доверия участников хозяйственной деятельности к закону и действиям государства, в том числе в сфере налоговых отношений, соблюдения принципов справедливости и разумной стабильности правового регулирования соответствующих отношений и недопустимости внесения произвольных изменений в действующую систему норм с распространением этих изменений на ранее возникшие длящиеся налоговые отношения.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер Определения Конституционного Суда РФ от 07.02.2002 следует читать как "N 37-О"
Таким образом, введение ст. 143 НК РФ НДС для индивидуальных предпринимателей с 1 января 2001 года не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым индивидуальным предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности (часть первая статьи 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации").
Также в соответствии с Определением КС РФ N 37-О от 07.02.2002, ухудшение условий для субъектов малого предпринимательства может заключаться не только в возложении дополнительного налогового бремени, но и в необходимости исполнять иные, ранее не предусмотренные законодательством обязанности, за неисполнение которых применяются меры налоговой ответственности. В случае введения НДС для индивидуальных предпринимателей условия хозяйствования для них ухудшаются, поскольку на них возлагаются дополнительные обязанности, предусмотренные налоговым законодательством (по ведению налогового учета, составлению счетов-фактур, ведению книги продаж и книги покупок). Кроме того, включение суммы НДС в стоимость продукции (работ, услуг), реализуемой индивидуальным предпринимателем, увеличивает в итоге ее цену и тем самым снижает спрос со стороны покупателей.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии у налогоплательщика переплаты по налогу в связи с тем, что налогоплательщик отказался от использования льготы, предусмотренной ст. 9 Федерального закона "О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации", поскольку не обратился в Инспекцию с заявлением об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, следовательно, обязан исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке, являются несостоятельными и не основаны на законе.
Истец, не являясь плательщиком НДС, но фактически заплатив его в бюджет, имеет право на возврат суммы налога в порядке ст. 78 НК РФ, как излишне уплаченной.
Представление предпринимателем налоговых деклараций и уплата им НДС - при отсутствии такой обязанности - не означает, что ошибочно (излишне) уплаченный налог не подлежит возврату, и не является доказательством наличия самой обязанности по уплате НДС.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции считает, что решение суда соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам и основано на законе. Судом правильно применены нормы материального и процессуального права, и оснований для отмены решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил: решение от 05.06.2003 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-11110/03-128-37 оставить без изменения, кассационную жалобу ИМНС РФ N 20 по ВАО г. Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 17 сентября 2003 г. N КА-А40/7036-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании