Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 января 2004 г. N КА-А40/11101-03
(извлечение)
Закрытое акционерное общество "Реконстрам" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением о признании недействительным решения Инспекции МНС России N 36 по Юго-Западному административному округу города Москвы от 26.11.2002 N 47 (л.д. 23, 25), которым Обществу отказано в отражении в лицевом счете налогоплательщика, списанных с расчетного счета налогоплательщика но не поступивших на счета по учету доходов бюджетов денежных средств 383578 руб.
Решением от 16.07.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2003, Арбитражный суд г.Москвы удовлетворил требования Общества, добросовестно исполнившего обязанность по уплате налогов.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции МНС России N 36, в которой налоговый орган просит отменить судебные акты, ссылаясь на наличие признаков недобросовестности в действиях налогоплательщика при исполнении им обязанности по уплате налогов в сумме 376320 руб. в декабре 1998 года.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании кассационной инстанции возражает против удовлетворения требований Инспекции по мотивам, изложенным в судебных актах.
В кассационной жалобе Инспекция ссылается на то, что обязанность Общества по уплате налогов, несмотря на то, что денежные средства списаны с расчетного счета налогоплательщика, не может быть признана исполненной, поскольку Общество выставило платежные поручения об уплате налогов в неплатежеспособный КБ "Диалог Банк", в результате чего денежные средства не поступили в бюджет.
Постановлением Конституционного Суда РФ от 12.10.1998 N 24-П положение пункта 3 статьи 11 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы" от 27.12.1991 N 2118-1, с учетом смысла, придаваемого ему сложившейся правоприменительной практикой, как предусматривающее прекращение обязанности налогоплательщика - юридического лица по уплате налога лишь с момента поступления сумм налогов в бюджет - признано не соответствующим Конституции РФ.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, Обществом заключен договор банковского счета от 17.11.1997 г. (л.д. 33-39), на основании которого открыт расчетный счет в АКБ "Диалог Банк".
Денежные средства с расчетного счета на налоговые платежи на общую сумму 376320 руб. перечислены платежными поручениями от 01.12.1998 г. и от 02.12.1998 г. (л.д. 47, 54, 55, 57). При этом согласно выпискам АКБ "Диалог Банк" (л.д. 56, 40-46) в период с 01.12.1998 г. по 16.12.1998 г. остаток денежных средств на расчетном счете Общества был достаточным для исполнения всех платежных поручений, выставленных в этот период.
Инспекция в кассационной жалобе со ссылкой на письмо налогоплательщика от 17.12.1998 г. N Р-111, которым последний уведомил налоговый орган об уплате им налогов, утверждает, что Обществу было известно об отсутствии денежных средств на корреспондентском счете АКБ "Диалог Банк". Однако данный довод опровергается материалами дела, из которых следует, что лицензия на осуществление банковских операций была отозвана у АКБ "Диалог Банк" лишь 16.11.1999 г. на основании Приказа Центробанка России от 16.11.1999 N ОД-433 (л.д. 75), то есть через девять месяцев после выставления Обществом платежных поручений об уплате спорной суммы налогов.
Инспекция утверждает, что расчетный счет в АКБ "Диалог Банк" использован Обществом только для формальной уплаты налогов. Однако, как следует из материалов дела и установлено судом, в период с 01.12.1998 г. по 16.12.1998 Общество с расчетного счета осуществляло также иные платежи, связанные с хозяйственной деятельностью налогоплательщика. Данное обстоятельство подтверждается платежными поручениями на оплату товаров, работ, услуг по договорам (л.д. 48-52).
Довод об имевшейся у Общества, по мнению налогового органа, возможности произвести уплату налогов, используя расчетный счет в другом банке, а именно - в ЗАО "Банк Развития и Реструктурирования", является необоснованным, поскольку расчетный счет в указанном банке открыт Обществом с 25.11.1998 (л.д. 26-32), при этом денежные средства впервые на данный расчетный счет поступили лишь 10.12.1998 г., то есть после выставления Обществом платежных поручений об уплате налогов от 01.12.1998 г. и от 02.12.1998 г. в АКБ "Диалог Банк". Доказательств того, что на расчетном счете Общества, открытом в ЗАО "Банк Развития и Реструктурирования" на 01.12.1998 г. имелись денежные средства для уплаты спорной суммы налогов, Инспекцией не представлено.
Согласно ч. 1 ст. 98 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" от 08.01.1998 года N 6-ФЗ с момента принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования к должнику могут быть предъявлены только в рамках конкурсного производства; исполнение обязательств должника допускается в случаях и порядке, которые установлены настоящей главой.
Материалами дела подтверждается, что АКБ "Диалог Банк", через который производились расчеты налогоплательщика, признан несостоятельным и в отношении него открыто конкурсное производство (л.д. 69, 70), при этом с расчетного счета Общества по спорным платежным поручениям списаны и помещены в картотеку в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете банка вышеназванная сумма налогов. Требования по данной сумме были заявлены в составе претензии налогового органа и включены в реестр требований кредиторов банка.
В связи с этим у налогового органа отсутствуют основания предъявлять требования об уплате спорных сумм налоговых платежей к налогоплательщику и не удовлетворять требования последнего о признании его обязанности по уплате налогов исполненной.
Поскольку судом установлено, что налогоплательщиком не было допущено недобросовестных действий при уплате налогов с расчетного счета в АКБ "Диалог Банк", которые не поступили в бюджет по вине банка, суд пришел к обоснованному выводу о признании недействительным оспариваемого решения Инспекции.
При таких обстоятельствах оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 284-287, 289 АПК РФ, суд постановил:
Решение от 16.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 30.09.2003 по делу N А40-5508/03-14-09 Арбитражного суда г.Москвы оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции МНС России N 36 по Юго-Западному административному округу г.Москвы - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 января 2004 г. N КА-А40/11101-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании