Стратегические цели информационных технологий
в современной компании
В современных условиях повышение эффективности бизнеса компании, уровня управления и конкурентоспособности, выход на лидирующие позиции невозможен без разработки и реализации методов и систем, позволяющих улучшить качественные и количественные показатели использования информационных ресурсов.
Каждая компания действует на основании своей теории бизнеса, т.е. ряда представлений о том, каковы ее цели и задачи, в чем заключается ее бизнес и каковы ее результаты (продукты), а также, кто является потребителем, что он ценит и за что намерен платить. Квинтэссенцией и одновременно декларативной частью этой теории, как правило, направленной во внешнее окружение, является миссия компании.
Стратегия есть способ реализации теории бизнеса (миссии компании) в практической деятельности. Цель практической деятельности - обеспечение возможности достижения желаемых результатов в неконтролируемой среде, так как стратегия позволяет компании осознанно искать и использовать себе во благо благоприятные стечения обстоятельств. Если нет стратегии, то и не существует способа определить, какие действия и решения компании способствуют достижению желаемых результатов, а какие ведут в ложном направлении и только распыляют ресурсы.
Цель стратегии - разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности компании над уровнем конкурентов.
"Дорога в десять тысяч ли начинается с одного шага", - гласит старая китайская поговорка. Реализация стратегии - это рутинная работа по прохождению стратегических траекторий: улучшение качества, повышение компетенций, снижение издержек, выход на новые рынки и обретение новых партнеров.
Формирование стратегических целей является наиболее ответственной частью стратегии. Нечеткие или ложные цели никогда не могут привести к укреплению и реализации долгосрочных конкурентных преимуществ - смысла любой стратегии. Достижение поставленных целей в условиях реального бизнеса происходит путем разработки и реализации стратегических программ (наборов осмысленных действий, нацеленных на определенный результат). Приоритеты в разработке и реализации программ должны соответствовать приоритетам в самой стратегии.
Стратегия в области информационных технологий является неотъемлемым элементом общей стратегии компании, а программы по ее реализации тесно переплетаются со стратегическими программами в других областях. На протяжении 50 лет в центре внимания создателей информационных технологий (ИТ) были сбор и хранение данных, их передача и предоставление. Информационная революция привела к кардинальному изменению задач, возложенных на ИТ-службы, реорганизации их деятельности и иногда к переводу из вспомогательных сервисов в основные бизнес-процессы.
В момент своего массового появления информационные технологии в России были предназначены для обработки данных бухгалтерского учета (других просто не было). Этим в большой степени объясняется тот факт, что новые технологии оказали значительное влияние на учетные процессы и ничтожно малое - на менеджмент бизнеса как таковой.
К сожалению, далеко не все руководители информационных служб осознают, что в первую очередь им необходимо не увеличение количества персонала, объема собираемых и обрабатываемых данных, развитие программных средств, сетевой или вычислительной инфраструктуры. Управление информацией в целом должно прежде всего относиться не к оценке, а к формированию результатов деятельности компании, происходящему благодаря:
достижению стратегического соответствия (инициативы, навыки и опыт, деятельность сфокусированы на создании стоимости компании);
использованию лучших решений (точная сфера охвата, согласованность и конкретность действий, качество);
заинтересованности и мотивации персонала (связь между работой и созданием стоимости компании, видение всего бизнеса, лучшая коммуникация).
Основной целью деятельности топ-менеджмента в современной компании является повышение эффективности ее деятельности и, как следствие, конкурентоспособность на рынке. Соответственно выросла и роль ИТ-директора в бизнесе, повысился его статус в организационной иерархии.
Сегодня для корпораций (крупных акционерных компаний) повышение акционерной стоимости невозможно без активной и целенаправленной работы по трем основным направлениям:
управление ожиданиями рынка (посредством улучшения коммуникаций с инвесторами, повышения доверия к менеджменту компании и проведения эффективных мероприятий);
улучшение показателей деятельности компании (за счет более высоких результатов, в том числе и на фондовом рынке, превышения достигнутых показателей относительно ожиданий рынка, постоянного мониторинга текущего состояния для принятия решений и осуществления действий, направленных на оперативную корректировку результатов деятельности);
повышение качества управления (путем более эффективного планирования затрат и бюджетирования, более правильного формирования стратегии компании и повышения точности прогнозов результатов деятельности).
Новые концептуальные подходы формируются на основе базового положения: "Необходимо поставлять не данные, а информацию и обеспечить топ-менеджмент информацией, необходимой для оперативного управления и принятия стратегических решений".
Современные подходы в области управления информацией должны обеспечить компании интеграцию бизнес-процессов: от постановки стратегических целей до контроля за их реализацией - в единый процесс и привести к получению конкурентных преимуществ:
ускоренный информационный обмен, быстрая реализация стратегии, моментальная реакция на рыночные ситуации;
точные прогнозы как основание для улучшения процесса принятия решений и эффективного распределения ресурсов;
повышенная ответственность, возможность перевести поставленные цели в операционный успех;
последовательность в принятии решений, координация усилий, что приводит к установлению интегрированной структуры управления, включенной в корпоративную культуру.
Информационные технологии направлены на оптимизацию процессов в любой области производства, хозяйственной и финансовых сферах. Системы, построенные на их основе, должны обеспечить менеджмент необходимой информацией о деятельности компании, а также позволять не только оперативно управлять, но и разрабатывать оптимальную стратегию развития бизнеса.
Фундаментом построения информационной системы является ИТ-стратегия, сформированная в рамках и на основании общей стратегии развития компании и направленная на реализацию ее стратегических целей и миссии. В условиях постоянно меняющегося окружения ИТ-стратегия компании должна быть чрезвычайно гибкой, мобильной, постоянно направленной на достижение целей бизнеса. К целям стратегического развития, наиболее успешно реализуемым посредством использования информационных технологий, относятся:
повышение акционерной стоимости (за счет обеспечения прозрачности учета и отчетности, увеличения интеллектуального капитала и т.д.);
рост эффективности бизнеса (за счет снижения издержек, повышения качества и оперативности управления, развития производственных ресурсов, корпоративной культуры, персонала и т.п.).
Выработка информационной стратегии компании, направленной на реализацию указанных целей, является сложной задачей, требующей серьезных управленческих усилий.
Для разработки, создания и внедрения корпоративной информационной системы зачастую требуются серьезная перестройка бизнес-процессов и корпоративной культуры компании, существенные людские и материальные ресурсы. Практически всегда это дорогостоящий, сложный, обладающий высокими рисками нетиповой проект, успешная реализация которого невозможна без наличия методологического обеспечения, воли руководства и исполнителей и постоянной ориентации ИТ-службы на достижение стратегических целей бизнеса.
В заключение хотелось бы еще раз отметить, что информационная технология является неотъемлемой составной частью бизнеса компании, во многом определяющей успех ее основной деятельности. Ориентация технологии на достижение стратегических целей бизнеса сегодня должна стать нормой, однако для этого необходим портфель бизнес-ориентированных ИТ-решений.
Э. Гаврилов,
директор департамента управленческого консалтинга
Компания "Открытые Технологии"
"Финансовая газета", N 17, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71