Чтобы списать что-нибудь ненужное, надо...
Иногда случается, что товары или материалы залеживаются на складе и срок их годности истекает. Как же списать испорченные ТМЦ и при этом не заплатить лишних налогов?
Итак, у вашей фирмы есть ценности, которые имеют ограниченный срок годности. Таковыми, например, являются продукты питания, медикаменты, изделия на химической основе (лаки, краски, эмали, аэрозоли и т.д.). Предположим, что подобное имущество не было вовремя использовано или реализовано, тогда встает вопрос: что с ним делать дальше?
Продать это имущество фирма не вправе, поскольку она ответственна за его качество. Об этом сказано и в Гражданском кодексе (ст.469) и в законе "О защите прав потребителей" (ст.5 Закона от 7 февраля 1992 г. N 2300-14). Более того, есть товары, которые после истечения срока годности использовать и реализовывать запрещено. Их перечень вы найдете в постановлении Правительства РФ от 16 июня 1997 г. N 720. Туда входят почти все продовольственные товары, косметическая продукция и т.д.
По тем же причинам нельзя испорченное сырье пустить в производство, так как из просроченных материалов получится продукция низкого качества или вообще непригодная для использования.
Если Госторгинспекция, милиция, СЭС обнаружат, что фирма нарушает эти запреты, то ее могут оштрафовать по статье 14.4 КоАП. С организации могут взыскать сумму от 20 000 до 30 000 рублей, а с руководителя - от 2000 до 3000 рублей.
В общем, продавать и использовать для изготовления продукции испорченные товары и материалы незаконно и наказуемо. Остается один вариант - списать с баланса негодное имущество.
Однако зачастую инспекторы запрещают отражать эти затраты в налоговом учете. По их мнению, подобные расходы организация должна списывать исключительно за счет собственных средств. Более того, контролеры требуют восстановить НДС, который был принят к вычету при приобретении этого товара (материала). Поэтому списывать испорченные ценности становится крайне невыгодно. Но варианты решения проблемы есть.
Списание по договору
Этот вариант подходит только для списания материалов. Суть в том, что в Налоговом кодексе есть положение, которое позволяет стоимость испорченного материала списывать в налоговом учете. Оно содержится в подпункте 11 пункта 1 статьи 265 кодекса. Там сказано, что в составе внереализационных расходов можно учесть "затраты на аннулированные производственные заказы". Обычно это положение "работает", когда фирма заключает договор на выполнение какой-то работы, закупает необходимые материалы, а контрагент сделку вдруг расторгает. В результате исполнитель несет расходы по несостоявшемуся заказу.
Понятно, испорченный материал скорее всего купили отнюдь не под конкретный заказ. Поэтому договор с какой-нибудь фирмой на изготовление продукции бухгалтеры оформляют задним числом. В смете же указывают, что для выполнения договора требуется тот материал, который вы хотите списать.
Договор датируют чуть раньше, чем оприходованы ценности, подлежащие списанию. В этом случае у налоговиков не возникнет сомнений, что вы приобретали его именно для выполнения заказа. Затем несколькими днями позже оформляют акт о расторжении договора. В итоге получается, что сырье, приобретенное под заказ, остается на складе. А так как других подобных договоров у вас не было, использовать материал вы не смогли. И в результате списали его, потому что он испортился. Впрочем, одной "первичкой" инспектора можно не убедить. В дополнение приведите арбитражную практику по этому вопросу. Например, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 ноября 2003 г. по делу N А66-2608-03 или Волго-Вятского округа от 12 марта 2003 г. по делу N А39-2516/02-133/11. Судьи в этих решениях указали, что если фирма списывает материал с истекшим сроком годности по аннулированному заказу, то на эти расходы она вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль.
Другая проблема возникнет с НДС, принятым к вычету по такому сырью. Как мы уже упомянули, налоговики требуют восстановить зачтенный налог. Но это незаконно. Чтобы доказать свою правоту, укажите инспекторам, что для применения вычета у вас были соблюдены все условия. Материал был приобретен для реализации с НДС, оприходован, оплачен, имеется счет-фактура от поставщика.
О том, что нужно восстановить налог по списанным материалам, в Налоговом кодексе не сказано. А в подтверждение своих слов приведите постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 ноября 2003 г. N 7473/03. Вывод арбитров сводится примерно к следующей фразе: "Если для вычета были соблюдены все условия и в законе нет прямых указаний о восстановлении НДС, то фирма не обязана начислить к уплате ранее зачтенный налог".
Продажа товара на бумаге
В отличие от материалов избавиться от товаров будет сложнее. В Налоговом кодексе нет статьи расхода, под которую можно было бы подвести списание испорченного товара. Поэтому вместо списания некоторые фирмы проводят реализацию. На практике для этого используют не совсем законный способ. Чтобы не платить большой НДС и не увеличивать свои доходы, фирма продает товар по минимальной цене. Оформляет договор с "левым" покупателем, где указывает, что у товара срок годности практически истек. В результате в расходы по налоговому учету бухгалтер включит себестоимость этого товара в полном объеме. Проблем же с входным НДС тоже не возникнет.
Естественно, эта сделка пройдет чисто формально, фактически товар отгружаться никуда не будет. При этом риск от такой продажи минимален. Оштрафовать вас за реализацию негодных ценностей контролерам не удастся. Ведь в договоре указано, что товар продается еще не испорченный, значит, нарушения никакого нет. Тем более торговой инспекции, СЭС и милиции вообще вряд ли станет известно об этой продаже.
В действительности узнать о сделке будет под силу только налоговикам, да и то когда они придут к вам с проверкой. Заинтересовать эта операция инспекторов может только по одной причине - низкая цена договора. Как известно, контролеры вправе доначислить налоги, если обнаружат, что товар был продан ниже рыночной цены более чем на 20 процентов. Это сказано в статье 40 Налогового кодекса.
Однако в данном случае сделать им этого не удастся. В пункте 3 той же статьи указано, что при определении рыночной цены учитываются скидки, связанные с истечением срока годности товара. Подтверждением низкой стоимости будет пункт договора, в котором указано, что у продаваемой продукции скоро кончится срок годности. Чтобы доказать инспекторам, что фирма поступила законно, этого будет достаточно.
Е. Озерская,
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 5, май 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.