Реклама - это...
На грани
Больше, чем вы думали - 2
Торопиться не надо
Платить ли налог с амортизации
Переходные положения
Иногда бывает трудно определить, являются ли рекламными те или иные расходы фирмы. На самом деле многое зависит от конкретной ситуации и от того, как оформлены первичные документы.
Ни в Налоговом кодексе, ни в законе об основах налоговой системы определения рекламы вы не найдете. Нужное определение есть в законе "О рекламе" (ст.2 Закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ). Вот что из него следует:
- реклама - это распространяемая информация о товарах, идеях или начинаниях;
- она может распространяться в любой форме и при помощи любых средств;
- реклама - это информация, предназначенная для неопределенного круга лиц;
- цель рекламы - вызвать интерес к фирме, способствовать реализации ее товаров.
Конечно, глядя на этот перечень, не всегда можно сказать, относятся те или иные затраты к рекламе или нет. Однако границу между рекламой и "нерекламой" нужно проводить исходя именно из этих определений. И оказывается, что все дело - в деталях и в том, как расходы оформлены.
На грани
Рассмотрим, к примеру, визитные карточки. Визитки часто заказывают для руководителей фирм, менеджеров, снабженцев и других специалистов. Являются ли расходы на изготовление визитных карточек рекламой? Сравним их с определением рекламы. С одной стороны, владелец карточки представляет фирму, поэтому визитка косвенно способствует поддержанию интереса к ней. Этот интерес вполне может вылиться в подписание контракта и увеличение объема продаж компании. Визитка также обычно содержит название фирмы. Но с другой стороны, из нее нельзя узнать о ее продукции и товарах, так как визитная карточка несет информацию о конкретном должностном лице (его имени, телефоне, электронной почте и т. д.).
Значит, цели у рекламы и у визитки разные. Более того, визитки предназначены для тех, с кем фирма хотела бы поддерживать контакты или сотрудничать. Следовательно, визитные карточки не проходят еще по одному критерию рекламы: "неопределенность" круга лиц. Вывод, что визитка - это не реклама, подтверждает и сложившаяся арбитражная практика (постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 августа 2002 г. по делу N А56-4649/02, ФАС Уральского округа от 26 января 2004 г. по делу N Ф09-4994/03-АК и др.).
Но возможен другой вариант. Если визитки изготовили специально для участия фирмы в выставке и указали на них реквизиты и профиль предприятия, а в ходе выставки раздавали всем желающим, то расходы по ним можно считать рекламными (постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 октября 2000 г. по делу N Ф56-7944/00).
Список пограничных затрат, которые в некоторых ситуациях нужно считать рекламой, а в некоторых - нет, приведен в таблице. Заметим, что в некоторых случаях фирма заплатит меньше налогов, если проведет расходы именно как рекламу (более подробно об этом смотрите в статье на стр. 50).
Больше, чем вы думали - 2
В налоговую базу входят расходы всех этапов рекламной акции: от стоимости рекламного носителя (к примеру, рекламного плаката или щита) до затрат на размещение и распространение рекламы (например, плата за аренду рекламного места или стоимость эфирного времени на радио или телевидении).
Правда, были попытки это правило оспорить. Так, пермская телевизионная компания подала в арбитражный суд иск с требованием отменить местное положение о налоге на рекламу. Среди причин иска было то, что положение обязывало фирмы платить налог с услуг по размещению рекламы. Но эти требования судьи отклонили, посчитав, что услуги по рекламе носят комплексный характер (постановление Арбитражного суда Пермской области от 6 октября 2003 г. по делу N А50-8340/2003-А6). Поэтому с затрат на размещение и распространение рекламы платить налог все-таки надо.
При этом не имеет значения, оплачивала фирма услуги рекламного агентства или провела все работы своими силами - платить налог с рекламных расходов нужно в любом случае.
По крайней мере такой позиции придерживаются арбитражные суды, несмотря на то, что из закона об основах налоговой системы прямо этого не следует.
Торопиться не надо
Поскольку реклама - это именно распространяемая информация, то, если расходы фирмы не увенчались некой рекламной акцией, налог на рекламу можно не платить.
Предположим, что фирма изготовила рекламный штендер. Но по каким-то причинам вы не стали его использовать и штендер остался лежать на складе. Получается, что фирма так ничего и не прорекламировала. Следовательно, платить налог не нужно. Такой вывод подтверждает и судебная практика.
Пример 1
ООО "Классика Петербург" в 2001 году заказало изготовление листовок, буклетов и пакетов с логотипами фирмы. Однако к потенциальным клиентам фирмы эти приятные мелочи так и не попали - фирма их раздавать не стала. Поэтому бухгалтер фирмы решил не начислять налог на рекламу. "Раздаточный материал" лежал на складе фирмы вплоть до налоговой проверки. По результатам проверки ИМНС, естественно, доначислила фирме налог на рекламу на стоимость этих листовок, буклетов и пакетов. Но вместо того, чтобы выполнить требование об уплате налога, фирма подала иск в суд. Спор был решен в пользу фирмы. Судьи постановили, что, поскольку рекламная продукция не была использована по назначению, фирму нельзя признать налогоплательщиком по налогу на рекламу (постановление ФАС Северо-Западного округа от 17 сентября 2003 г. по делу N А56-10280/03).
Из этого следует еще один важный вывод: начислять налог на рекламу нужно в момент распространения рекламной информации.
К сожалению, эта идея не встречает поддержки в среде налоговых инспекторов. То, что платить налог нужно сразу при покупке рекламной продукции, обычно следует и из местных положений о рекламе. Это незаконно. Однако свое право не платить налог раньше времени вам, возможно, придется доказывать в арбитражном суде.
Платить ли налог с амортизации
Нередко рекламную информацию размещают на вывесках или щитах. Как правило, такие объекты стоят дороже 10 000 рублей и служат более года. Поэтому списывать их в расходы нужно через амортизацию. Логично было бы предположить, что платить налог на рекламу нужно с амортизации основных средств. Иногда таким рассуждениям следуют инспекторы.
Пример 2
Для рекламы своих услуг ОАО "Промышленно-строительный банк" использовал вывески. Поскольку они относились к основным средствам, стоимость вывесок банк списывал в расходы через амортизацию.
Налоговая инспекция при проверке обнаружила, что банк налог на рекламу по вывескам не платил. Поэтому она доначислила налог на сумму амортизационных отчислений. Банк подал иск в суд. Судьи признали, что доначислять налог на рекламу на амортизационные отчисления инспекторы были не вправе, поскольку муниципальное положение о налоге на рекламу "не предусматривает исчисление налоговой базы... в виде амортизационных отчислений" (постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 декабря 2002 г. по делу N А56-12346/02).
Выходит, что идею платить налог с амортизации суды не разделяют.
Так когда нужно платить налог на рекламу, если ее носитель - основное средство? Из муниципальных положений о рекламе обычно следует, что платить налог следует в момент приобретения рекламной продукции. Конечно, платить "все и сразу" - вещь не из приятных, но доказать, что по основным средствам налог на рекламу следует платить как-то иначе, вам вряд ли удастся.
Переходные положения
Платить налог на рекламу обязаны все фирмы, в том числе и те, кто использует "упрощенку" или ЕНВД. Однако обычные фирмы помимо налога на рекламу должны платить и другие налоги: налог на прибыль, НДС и т. д. Рекламные расходы обычно связаны и с этими налогами. Подробнее о том, как провести расходы на рекламу и как рекламные расходы влияют на другие налоги, читайте в следующей статье.
Внимание
Налог на рекламу следует платить только при рекламе товаров, работ или услуг вашей фирмы. Это следует из закона об основах налоговой системы. Следовательно, пропагандируя какие-то абстрактные "идеи и начинания" - например, здоровый образ жизни - платить налог не нужно.
Внимание
Реклама возникает только в момент распространения рекламной информации. Тогда же возникает и объект налогообложения. Поэтому любые расходы до тех пор, пока не была проведена рекламная акция, остаются обычными, а не рекламными расходами.
Момент оплаты рекламных расходов значения не имеет. Поэтому с авансов, перечисленных за рекламные услуги, налог платить не надо.
Таблица. Загадки рекламных расходов
Виды затрат | Являются ли эти затраты рекламными |
Расходы фирмы на участие в выставке |
Все зависит от цели фирмы в выставке - мир посмотреть или себя показать. Если сотрудник пришел на выставку чтобы узнать о товарах или услугах других фирм, о ценах на рынке то это не реклама. Скорее - это расходы на ис- следование рынка. Другое дело когда фирма участвует в выставке, чтобы пре- дставить свою продукцию. Цель фирмы в таком случае рас- ширение рынка сбыта товаров. При этом круг поситителей выставки не ограничен и заранее известен , то есть все признаки рекламы- налицо. |
Затраты на презентации |
Здесь возможны две ситуации Когда фирма устраивает презентацию по случаю своего юби- лея, например, приглашая на праздник строго определенный круг гостей, то большинство признаков рекламы у такого мероприятия отсутствует. Подобные презентации обычно устраиваются в ресторанах банкетных залах, кафе и расхо- ды на них относятся к представительским. Если же презентация устраивается чтобы объявить о созда- нии нового предприятия(магазина,ресторана и т.д.) или представить новую продукцию то расходы на ее проведение - рекламные. |
Стоимость из- готовления прайс - листов |
Информация о товарах которая содержится в прай- листах предназначена для неопределенного круга лиц и призвана способствовать продаже товаров.Таким образом прайс-листы отвечают всем признакам рекламы.Тем не менее Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа решил,что прайс- листы нужно рассматривать как предоставление потребителю обязательной информации о продукции фирмы ,а не как рекламу (постановление от 3 сентября 2002 года по делу N А56-14264/02). Но это относится только к случаю, когда они распостраняются именно там где фирма продает товары. |
Плата за "пас- порт места" и другие обяза- тельные плате- жи связанные с рекламой |
Это вопрос спорный Инспекция может попытаться доказать что эти расходы непосредственно связаны с рекламой и поэтому налог нужно начисллить. Учитывая на сколько ши- роко принято трактовать слова "рекламные услуги" точка зрения инспекторов может одержать верх даже в суде Однако всегда нужно проверять что написано в местном по- ложении о налоге на рекламу .Например , в московском за- коне сказано "не является объектом налогообложения плата за выдачу разрешений на распостранение наружной рекламы, полностью поступающая в бюджет установленная в соотве- тствии с Федеральным законом "О рекламе" |
Создание и со- держание web- сайта |
С затрат на веб-сайт платить налог на рекламу не нужно. Дело в том что подавляющее большинство сайтов помимо информации о фирме и ее деятельности не содержат чаты , форумы , аналитические статьи , курсы валют и др. Очеви- дно что затраты по их созданию рекламными не могут быть признаны .Ведь они к организации не имеют ни какого от- ношения .Тогда возникает вопрос необходимость отделить рекламную часть сайта от нерекламной. Как это сделать - законодатели нигде не установили . Араз так то порядок исчисления налога не определен и платить его не надо(п.6 ст.3 и п.1 ст.17 НК РФ ). Это подтверждает арбитражная практика (постановление ФАС Московского округа от от 18 июля 2001 г. N КА-А40/3650-01). |
Затраты на из- готовление и установку вы- вески в мага- зине |
Является ли вывеска рекламой зависит от конкретной ситу- ции . Если вы укрепили вывеску над входом в магазин и на ней написано название магазина или вашей фирмы,то та- кая информация -не реклама (см.например, постановление ФАС Уральского округа от 23 июля 2001 года по делу N Ф0 N Ф09-1603/01-АК). Иногда в местных положениях о рекла- ме это специально оговорено. Например , московский закон о рекламе гласит "не является объектом налогообложения размещение информационнычх вывесок о наименовании орга- низации в соответствии с учредительными документами". Если же вывеска специально размещена на видном месте с целью привлечь клиентов на ней указаны адрес и телефон вашей фирмы - это реклама .Причем налог на рекламу нуж- платить не только со стоимости вывески , но и с затрат на аренду рекламного места. |
В. Калгин
эксперт ПБ
"Практическая бухгалтерия", N 5, май 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Практическая бухгалтерия"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Название Журнала говорит само за себя: в нем есть все, что нужно бухгалтеру-практику.
В каждом номере подробно, на конкретных примерах (с проводками и числовыми расчетами) рассматриваются проблемные вопросы налогового и бухгалтерского учета, типичные и нестандартные ситуации, публикуются комментарии специалистов к наиболее интересным для бухгалтера документам, даются конкретные практические рекомендации и советы по вопросам оптимизации бухучета и налогообложения.
Журнал выходит 1 раз в месяц.