О льготах по обеспечению жилой площадью граждан,
имеющих тяжелые заболевания
Вопрос постановки на учет по улучшению жилищных условий сегодня остается актуальным для многих семей, часто встречается он и в письмах наших читателей. Как заболевание зарегистрированного в квартире ребенка может повлиять на предоставление семье дополнительных квадратных метров и каковы в этом случае особенности постановки на очередь по улучшению жилищных условий? Ответы на эти вопросы дает член Московской коллегии адвокатов "Адвокат" Л.Ю. Грудцына.
Вначале кратко обрисуем ситуацию, по поводу которой читательница обратилась за консультацией. В однокомнатной квартире (37,7 кв.м общей площади) проживают супруги и их несовершеннолетний ребенок, больной астмой средней степени тяжести. Зарегистрированы на жилой площади только муж и ребенок, жена зарегистрирована в квартире родителей.
Первый вопрос: дает ли заболевание ребенка право на льготы по улучшению жилищных условий?
Второй вопрос: если жена снимется с регистрационного учета и зарегистрируется в квартире вместе с мужем и ребенком, поможет ли это ли это семье встать на учет по улучшению жилищных условий?
Третий вопрос: какие документы следует подать для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий?
Итак, начнем по порядку.
1. Согласно ст.28 Жилищного кодекса (далее - ЖК РСФСР) граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на получение в пользование жилого помещения. Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются в том числе граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже установленного нормативным актом субъекта Российской Федерации уровня (ст.29 ЖК РСФСР).
Согласно ст.12 Закона г. Москвы от 11 марта 1998 г. N 6 "Основы жилищной политики города Москвы" (в редакции от 12 мая 1999 г.), а также п.5 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 г. N 12 (далее - Положение) норма постановки на учет по улучшению жилищных условий составляет 10 кв.м общей площади на каждого проживающего, а норма предоставления жилого помещения в Москве (социальная норма) - 18 кв.м. общей площади на одного человека.
Согласно п.13 Положения граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий, если они проживают в Москве и занимают:
- жилые помещения размером менее 10 кв.м общей площади на одного человека;
- отдельные квартиры, если среди проживающих имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний при условии, что на каждого проживающего приходится менее 10 кв.м общей площади с учетом права каждого больного на пользование дополнительной площадью в соответствии с правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.
В соответствии со ст.39 ЖК РСФСР сверх нормы жилой площади отдельным категориям граждан предоставляется дополнительная жилая площадь в виде комнаты или в размере 10 кв.м. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.
Согласно п.2 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 г. N 901 (далее - Правила предоставления льгот) основания признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являются:
- обеспеченность жильем на каждого члена семьи ниже уровня, устанавливаемого органами исполнительной власти субъектов России;
- проживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям;
- проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно и т.д.
Согласно ст.17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с последними изменениями от 29 мая 2002 г.) инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями с учетом льгот, предусмотренных российским законодательством.
Инвалиды имеют право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты в соответствии с перечнем заболеваний, утверждаемым Правительством РФ. Указанное право учитывается при постановке на учет для улучшения жилищных условий и предоставлении жилого помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда.
Согласно Приложению N 3 к постановлению Московской городской Думы от 31 января 2001 г. N 12 "Перечень нормативных документов, дающих гражданам право на дополнительную площадь по состоянию здоровья" (далее - Перечень) право на дополнительную площадь имеют граждане, заболевания которых перечислены в следующих трех нормативных актах:
1) постановление Правительства РФ от 28 февраля 1996 г. N 214 "Об утверждении Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающих ими, право на дополнительную жилую площадь в виде отдельной комнаты";
2) постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 28 февраля 1930 г. "О праве пользования дополнительной жилой площадью";
3) циркуляр НКВД РСФСР от 13 января 1928 г. N 27 и НКЗдрава РСФСР от 19 января 1928 г. N 15 "Список болезней, дающих право лицам, страдающих ими, пользования дополнительной комнатой или дополнительной жилой площадью".
В перечень категорий лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, входят в том числе лица, страдающие тяжелой формой бронхиальной астмы с частыми приступами. Поскольку ребенок страдает астмой средней степени тяжести, то по формальным признакам он не подпадает под указанные категории инвалидов и, к сожалению, не имеет права как на первоочередное получение жилья, так и на постановку на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий вследствие болезни и инвалидности.
2. Что касается второго вопроса, то согласно п.11 Положения улучшение жилищных условий граждан производится с учетом всех имеющихся в пользовании у граждан и членов их семей жилых помещений, в том числе принадлежащих им на праве собственности, а также с учетом гражданско-правовых сделок, совершенных ими с жилыми помещениями. Супруги и их несовершеннолетние дети, независимо от места регистрации, являются членами одной семьи. В рассматриваемом случае регистрация жены в однокомнатной квартире, где зарегистрированы муж и ребенок, ничего не даст, поскольку на каждого из трех членов семьи будет приходиться более 10 кв.м. общей площади, что не дает семье права постановки на учет по улучшению жилищных условий.
Даже в ситуации, когда после регистрации жены в однокомнатной квартире на каждого члена семьи будет приходиться менее 10 кв.м общей площади (например, в случае рождения второго ребенка), в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий может быть отказано.
Для принятия на учет по улучшению жилищных условий гражданин должен подать в жилищный орган по своему месту жительства заявление. Помимо этого гражданин, а также члены его семьи обязаны предоставить сведения о жилых помещениях, гражданско-правовых сделках, совершенных с жильем за 5 лет, предшествующих постановке на учет (п.18 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 г. N 12).
Согласно п.23 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве граждане подлежат постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий по истечении 5 лет после совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий и в результате которых на каждого проживающего стало приходиться менее нормы постановки на учет. К подобным действиям относятся, в частности, изменение состава проживающих в результате вселения.
В отношении вселения по месту жительства супруга, детей и престарелых родителей п.23.1 Положения устанавливает особые правила. Не считается ухудшением жилищных условий вселение таких лиц, если до вселения они:
- не имели жилья в пользовании, в том числе на праве собственности;
- обладали правом пользования жильем, но не были обеспечены им по норме предоставления;
- обладали правом пользования жильем, признанным в установленном порядке непригодным для постоянного проживания;
- безвозмездно передали жилье, находившееся в их пользовании (в том числе на праве собственности), органам государственной власти или органам местного самоуправления в установленном законом порядке либо жилое помещение было изъято этими органами для государственных или муниципальных нужд.
Поскольку у жены есть право собственности на часть квартиры, в которой она зарегистрирована и в которой проживают ее родители, ее снятие с регистрационного учета в квартире родителей и регистрация по месту жительства ее мужа и ребенка однозначно будет считаться умышленным действием, приведшим к намеренному ухудшению жилищных условий. В этом случае отказ главы районной управы (с учетом заключения жилищной комиссии) в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий будет правомерным.
3. Согласно ст.31 ЖК РСФСР и п.18 Положения о порядке улучшения жилищных условий граждан в городе Москве, утвержденного постановлением Московской городской Думы от 31 января 2001 г. N 12, для принятия на учет по улучшению жилищных условий гражданин обязан подать в жилищные органы по месту своего жительства (т.е. в жилищную комиссию при районной управе) заявление, к которому прилагаются следующие документы:
- выписка из домовой книги;
- копия финансового лицевого счета;
- справки бюро технической инвентаризации;
- справки учреждений здравоохранения и другие документы, имеющие значение для решения данного вопроса.
Заявление регистрируется в Книге регистрации заявлений граждан о принятии на учет, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Поступившее заявление гражданина проверяется в органах местного самоуправления общественной комиссией по жилищным вопросам. По результатам обследования составляется акт проверки жилищных условий, в котором должно быть указано, в частности, в каком доме находится жилое помещение, размер занимаемого жилого помещения, количество комнат, степень благоустройства дома (жилого помещения). В акте указываются все граждане, поставленные на регистрационный учет.
Жилищная районная комиссия рассматривает заявление и материалы проверки жилищных условий и вносит главе управы рекомендательное предложение о принятии гражданина на учет или об отказе в постановке на учет.
Заявления о принятии на учет по улучшению жилищных условий рассматриваются в течение одного месяца. О принятом решении заявителям сообщается в письменной форме. Принятые на учет включаются в книги учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которые ведутся в органах местного самоуправления как документы строгой отчетности по установленной форме. На каждого принятого на учет заводится учетное дело, которое содержит все необходимые документы, явившиеся основанием для постановки на учет.
Л.Ю. Грудцына,
член Московской коллегии адвокатов "Адвокат"
"Адвокат", N 4, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О льготах по обеспечению жилой площадью граждан, имеющих тяжелые заболевания
Автор
Л.Ю. Грудцына - член Московской коллегии адвокатов "Адвокат"
"Адвокат", 2004, N 4