...Без надежды на возврат
Права российских потребителей остро нуждаются в защите. На этот раз интересы граждан, приобретающих и использующих так называемые технически сложные товары, подверглись нападению со стороны крупных торгово-промышленных компаний, лоббирующих внесение неблагоприятных изменений в Гражданский кодекс РФ и Закон РФ "О защите прав потребителей".
Новые установления
Осенью 2003 г. Правительство РФ представило в Госдуму законопроект "О внесении изменений и дополнений в Закон РФ "О защите прав потребителей" и ГК РФ", который в настоящее время уже прошел первое чтение. Законопроект разрабатывался ныне уже несуществующим Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, в ведении которого длительное время находились также и основные функции защиты прав потребителей.
Законопроект содержит много полезных нововведений, необходимость в которых возникла в условиях постоянно меняющейся обстановки в сфере торговли и бытового обслуживания граждан, а также правоприменительной практики.
- Предложены меры, обеспечивающие дополнительную защиту потребителей товаров импортного производства, такие как введение ответственности импортеров за ненадлежащее качество товара. Это особо актуально в той ситуации, когда немалая часть ввозимых товаров реализуется в розничной торговле через фирмы-"однодневки", а иностранный изготовитель не осуществляет свою деятельность на территории РФ. Это создает серьезные проблемы для многих российских граждан, приобретших некачественные товары зарубежных производителей. При отсутствии в РФ представительства иностранной компании-изготовителя либо уполномоченной ею организации, в полном объеме отвечающей перед потребителями, многие граждане лишаются возможности защитить свои законные интересы и возместить ущерб, причиненный из-за ненадлежащего качества товара.
- Предусмотрены нормы, усиливающие защиту интересов потребителей при так называемых дистанционных продажах, получивших широкое распространение. Законопроект предполагает предоставление "периода охлаждения", т.е. времени, в течение которого потребитель может отказаться от товара как до его передачи, так и после.
- Устанавливаются дополнительные требования к предоставляемой потребителям информации при продажах генетически модифицированных продуктов, а также сроки удовлетворения отдельных требований потребителя, отсутствующие в действующей редакции Закона о защите прав потребителей.
Ограничение прав
Однако наряду с положительными сторонами законопроекта, направленными на усиление гарантий реализации прав потребителей, его разработчики неожиданно решили ограничить права пользователей технически сложных товаров.
Действующий ГК РФ и Закон о защите прав потребителей, а также многочисленные подзаконные акты, регулирующие отдельные виды розничной купли-продажи, предоставляют потребителю право потребовать расторжения договора и полного возмещения убытков в случае обнаружения в товаре, в том числе и технически сложном, любых недостатков, возникших до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента. К технически сложным законодательство относит ряд достаточно значимых для потребительского спроса товаров, таких как, например, автомобили, холодильники и автоматические стиральные машины, компьютеры, основные периферийные устройства к ним.
В отличие от общих положений ГК РФ о купле-продаже, в соответствии с которыми покупатель вправе требовать замены либо расторжения договора только в случае существенных недостатков товара, отношения с участием потребителя в Законе урегулированы с расчетом на предоставление покупателю ряда преимуществ. Ограничения касаются лишь требования потребителя о замене технически сложного либо дорогостоящего товара, которое подлежит удовлетворению только при обнаружении существенных недостатков.
Как отмечают разработчики законопроекта, данные изменения направлены на обеспечение разумного баланса между интересами потребителей и предпринимателей. Такое обоснование выглядит по меньшей мере странным.
Было бы правильнее отметить, что вводимые нормы сориентированы на интересы предпринимателей, т. е. продавцов и изготовителей товаров.
ГК РФ сделан важный шаг на пути усиления именно охраны интересов потребителей. Основной целью принятия специальных норм, регулирующих отношения с участием граждан, приобретающих и использующих товары, работы, услуги для личных бытовых целей, стало предоставление им дополнительных прав и возложение на их контрагентов дополнительных обременений, балансирующих их неравное экономическое положение на рынке.
Принято считать, что потребитель является более "слабой" стороной в отношениях с продавцом, изготовителем, исполнителем, имеющим несомненно большие экономические возможности. В таких условиях баланс сторон обеспечивается снабжением более "слабой" стороны специфическими правовыми инструментами для защиты своих законных интересов. Причем неоспоримо, что интересы гражданина, потребляющего товары и услуги, должны ставиться выше перед интересами их контрагентов, осуществляющих свою деятельность с целью извлечения прибыли. Законодательство о защите прав потребителей, созданное в начале 90-х гг., как раз и имело перед собой такую цель - создать положение, когда интересы конкретного человека будут главенствовать над сферой торговли и бытового обслуживания.
Тогда о каком балансе может идти речь? Создается впечатление, что авторы законопроекта не учли теоретические основы защиты прав потребителей. И если данные изменения будут приняты, положение граждан только ухудшится. Можно предположить, что произойдет на практике: лишившись столь важного правового инструмента, как право расторгнуть договор купли-продажи товара ненадлежащего качества, потребители будут вынуждены заниматься его ремонтом, тратя на это свое время и силы. В первую очередь это затронет пользователей нашего автопрома, которым теперь придется долго ремонтировать свои автомобили по гарантии без надежды на возврат.
Для производителей и продавцов некачественной продукции изменения в законодательстве станут приятным сюрпризом. Возможно, что это приведет к некоторому снижению уровня качества товаров, ведь не секрет, что потребительское законодательство в какой-то мере определяет эти показатели.
Обвинения же наших граждан в потребительском экстремизме, звучащие со стороны авторов этих изменений, не имеют под собой реальной основы.
Сегодня мы не достигли даже уровня знания своих основополагающих потребительских прав, не говоря уже о желании ими воспользоваться в корыстных целях.
Законопроектом исключается право потребителя на расторжение договора при выявлении в технически сложном или дорогостоящем товаре недостатков, что практически лишает потребителя преимущественного положения перед продавцом в договоре розничной купли-продажи.
А. Недзвецкий,
юрист Московского общества защиты потребителей
"эж-ЮРИСТ", N 16, апрель 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "эж-ЮРИСТ"
Издание: Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
Учредитель: ЗАО ИД "Экономическая газета"
Подписные индексы:
41019 - для индивидуальных подписчиков
41020 - для предприятий и организаций
Адрес редакции: 127994, ГСП-4, г. Москва, Бумажный проезд, д. 14
Телефоны редакции: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Телефоны/факс: (499) 156-76-56, (499) 152-63-41
Информация о подписке: (095) 152-0330
E-mail: lawyer@ekonomika.ru
Internet: www.akdi.ru