Альтернативная гражданская служба взамен военной службы
по призыву - другой альтернативы в Российской Федерации нет
Альтернативная гражданская служба только начинает свое становление в России как общественный, социальный институт. Принят Федеральный закон, оговорены сроки, начата работа по созданию соответствующих структур, и, казалось бы, сейчас самое время начать широкую разъяснительную работу.
Положения российского законодательства полностью соответствуют международным пактам по правам человека. В частности, в п."с" ч.3 ст.8 Международного пакта о гражданских и политических правах специально оговаривается, что какая бы то ни была служба, предусматриваемая законом для лиц, отказывающихся от военной службы по политическим или религиозно-этическим мотивам, не относится к принудительному или обязательному труду, принуждение к которому запрещается Пактом.
Однако следует отметить, что в настоящее время интерес к данной проблематике в средствах массовой информации угас.
Тема альтернативной гражданской службы вообще весьма своеобразная. Ею занимается очень ограниченный круг людей в силу самой специфики.
Проведение реформ в нашей стране, в том числе правовой и военной это общегосударственная задача, выполнение которой связано с вопросом внутренней и внешней политики, экономики, духовной сферы жизни общества и направлено на демократизацию общественных отношений в стране. Особое внимание в процессе проведения конституционных преобразований уделяется проблемам соблюдения прав человека, соответствия национального законодательства в этой области международным стандартам.
Одним из направлений военной реформы является создание мобильных вооруженных сил, способных эффективно выполнять стоящие перед ними задачи. Все это требует повышения профессионального мастерства личного состава и организации боевой подготовки войск без отрыва личного состава на выполнение несвойственных армии задач.
Интересен тот факт, что еще в 2000 г., по данным Генерального штаба Вооруженных Сил России, желание выбрать альтернативную службу изъявили 1996 человек, из которых 506 человек были призваны на военную службу и направлены в войска, а 621 обжаловали в суде решение о призыве. Решениями судов 193 жалобы были удовлетворены.
Конституцией Российской Федерации (ч.3 ст.59) предусмотрено право граждан на замену военной службы альтернативной гражданской службой. Это совершенно новый для России правовой институт, хотя подобный опыт замены военной службы в истории нашего государства имеется.
Еще в XVIII в. при Екатерине II освобождение от военной службы по религиозным убеждениям было введено в России в отношении, например, переселенцев из Пруссии - менонитов, которые, помимо общих протестантских ценностей, проповедовали пацифизм и отказ от любых клятв, включая присягу. Со временем эта льгота была распространена на духоборов, молокан, евангелистов, баптистов и членов некоторых других религиозных общин. Это были, как правило, очень трудолюбивые и обеспеченные люди, поэтому для России было выгодно иметь таких подданных, и для них были созданы условия, при которых они оставались в России. Отказывались от военной службы и последователи учения Льва Толстого.
Большевики продолжили традицию дореволюционной России и признали право на альтернативную гражданскую службу специальным декретом от 23 января 1918 г. "Об освобождении от воинской повинности по религиозным убеждениям", хотя большей частью это право осталось только на бумаге. Право на альтернативную гражданскую службу в СССР просуществовало до 1939 г.
Статья о праве на альтернативную гражданскую службу была впервые внесена в Конституцию Российской Федерации. В декабре 1994 г. проект федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" был принят Государственной Думой в первом чтении. Далее процесс внесения поправок, внесения новых законопроектов об альтернативной гражданской службе затянулся до 2002 г.
Рассмотрим статью 59 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с правовыми нормами, изложенными в Конституции.
Часть 1 статьи 59, определяя одну из основных конституционных обязанностей гражданина - "Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации", - содержит и основную мысль ст.59. Эта конституционная обязанность гражданина распространяется на всех граждан Российской Федерации независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Обязанность по защите Отечества в равной степени распространяется на всех граждан, ни один гражданин не должен уклоняться от ее исполнения. Этот принцип провозглашен ч.2 ст.6 Конституции Российской Федерации: "Каждый гражданин Российской федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации".
При этом имеется в виду, что обязанность (юридическая категория) предполагает обязательную военную службу по призыву или альтернативную ей гражданскую службу, а также обязанность каждого гражданина "встать под ружье" в случае агрессии России, официального объявления войны и всеобщей мобилизации.
Долг (моральная категория) возникает с момента приобретения гражданином полной дееспособности и сохраняется до тех пор, пока гражданин не потеряет ее, тем самым образуя непреложный закон гражданского поведения. Понятие "отечество" относится к вечным ценностям, оно выражает связь каждого человека с его предками и их делами, в нем - олицетворение героической истории, культуры, духовности многонационального народа России.
Долг и обязанность гражданина Российской Федерации по защите Отечества конкретизированы федеральными законами "Об обороне" и "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации".
Федеральный закон "Об обороне" от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ гласит:
"Граждане Российской Федерации:
1) исполняют воинскую обязанность в соответствии с федеральным законом;
2) принимают участие в мероприятиях по гражданской и территориальной обороне;
3) могут создавать организации и общественные объединения, содействующие укреплению обороны;
4) предоставляют в военное время для нужд обороны по требованию федеральных органов исполнительной власти здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с последующей компенсацией понесенных расходов в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации" (ст.9).
Федеральным законом "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ установлено следующее:
"1. Граждане обязаны:
1) являться по вызову в военные комиссариаты для определения своего предназначения в период мобилизации и в военное время;
2) выполнять требования, изложенные в полученных ими мобилизационных предписаниях, повестках и распоряжениях военных комиссаров;
3) предоставлять в соответствии с законодательством Российской Федерации в военное время в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства здания, сооружения, транспортные средства и другое имущество, находящиеся в их собственности, с возмещением государством понесенных ими убытков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
2. Граждане в период мобилизации и в военное время привлекаются к выполнению работ в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства, а также зачисляются в специальные формирования в установленном порядке.
3. Граждане за неисполнение своих обязанностей в области мобилизационной подготовки и мобилизации несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации" (ст.10).
Часть 2 ст.59 Конституции - "Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом" - определяет, способ, которым гражданин выполняет обязанность и долг по защите Отечества. Военная служба в мирное время является одним из основных и самых эффективных способов подготовки гражданина к выполнению упомянутых обязанности и долга в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.
Правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества осуществляется Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ. В преамбуле Закона сказано, что "настоящий Федеральный закон осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества".
На основании логического толкования чч.1 и 2 ст.59 Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" можно сделать вывод, что военная служба по призыву предназначена для достижения целей мобилизационной готовности государства. И как следствие все граждане обязаны освоить военно-учетную специальность, состоять на учете, знать свое предназначение в период мобилизации и в военное время.
Естественно, и часть 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации - "Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой" - недопустимо рассматривать обособленно, игнорируя при этом конституционный долг и обязанность гражданина по защите Отечества.
Толкование ч.3 ст.59 представляет некоторую трудность в связи с тем, что нет ясности в грамматическом толковании терминов "убеждение" и "вероисповедание".
Лексическое значение слова "убеждение" таково: "твердый взгляд на что-нибудь", основанный на какой-нибудь идее, мировоззрении" (Ожегов С.И., Словарь русского языка. М.: Русский язык, 1987. С.712). Убеждения могут быть и научные, и пацифистские, и религиозные, и политические и т.д. Лексическое значение слова "вероисповедание" следующее: "Религия, религиозная система" (Ожегов С.И., Словарь русского языка. С.64). Как известно, любая религиозная система основывается на религиозных убеждениях. Следовательно, понятие "вероисповедание" (религиозное убеждение) поглощается понятием "убеждения". На основании изложенного лексическое значение выражения "убеждениям или вероисповеданию" можно представить в следующем виде: ": если его религиозным, пацифистским и иным убеждениям противоречит несение военной службы".
Что касается выражения "а также в иных установленных федеральным законом случаях", то его значение вообще трудно понять. Часть 3 ст.59 могла бы быть изложена следующим образом: "Гражданин Российской Федерации в случае, если его религиозным убеждениям противоречит несение военной службы, имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой".
Использовать термин "убеждение" целесообразно в связи с тем, что в настоящее время правовое сознание российского общества позволяет предположить, что злоупотребления демократичностью закона станут массовыми и нанесут существенный ущерб оборонным интересам общества и государства.
Право прохождения альтернативной гражданской службы может быть предоставлено гражданину взамен военной службы по призыву при наличии соответствующих условий. Естественно, что гражданская служба, как и военная служба по призыву, должна быть организована только в целях подготовки к выполнению конституционного долга и обязанности гражданина по защите Отечества. Следовательно, гражданская служба, как и военная служба по призыву, должна являться специфической службой (деятельностью), направленной на подготовку гражданина к выполнению задач по защите Отечества в период мобилизации, в период военного положения и в военное время.
Функции граждан, прошедших альтернативную службу, в период военного положения и в военное время сводятся лишь к обслуживанию и обеспечению боевой деятельности Вооруженных Сил. В составе Вооруженных Сил эти граждане могут проходить службу в качестве обеспечивающего медицинского, интендантского персонала, юристов, корреспондентов, духовных лиц и т. д.
В соответствии с нормами современного международного права в вооруженном конфликте международного характера воюющие стороны представлены прежде всего своими вооруженными силами. Согласно Дополнительному протоколу I к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г., касающемуся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, вооруженные силы воюющих сторон "состоят из всех организованных вооруженных сил, групп и подразделений, находящихся под командованием лица, ответственного перед этой стороной за поведение своих подчиненных, даже если эта сторона представлена правительством или властью, не признанными противной стороной. Такие вооруженные силы подчиняются внутренней дисциплинарной системе, которая, среди прочего, обеспечивает соблюдение норм международного права, применяемых в период вооруженных конфликтов".
Участники вооруженных конфликтов условно делятся на две группы: сражающиеся (комбатанты) и не сражающиеся (некомбатанты). Лица, входящие в состав вооруженных сил стороны, находящейся в конфликте, и принимающие непосредственное участие в боевых действиях, являются комбатантами. Только за комбатантами признается право применять военную силу. К ним самим допустимо применение в ходе боевых действий высшей меры насилия, т. е. физического уничтожения. Комбатанты, оказавшиеся во власти противника, вправе требовать обращения с ними как с военнопленными.
К не сражающимся относится личный состав, правомерно находящийся в структуре вооруженных сил воюющей стороны, оказывающий ей всестороннюю помощь в достижении успехов в боевых действиях, но не принимающий непосредственного участия в этих действиях. Некомбатанты не могут быть непосредственным объектом вооруженного нападения противника. Против некомбатантов не может быть применено оружие. В случае захвата неприятелем на медицинский и духовный персонал не распространяется режим военного плена В соответствии с Женевской конвенцией от 12 августа 1949 г. об обращении с военнопленными (ст.33) "медико-санитарный состав и духовный персонал, задержанные держащей в плену Державой, с целью оказания помощи военнопленным, не должны считаться военнопленными". Пользуясь преимуществами и защитой указанной Конвенции, они будут продолжать выполнять свои медицинские и духовные обязанности, обеспечивать потребности соотечественников, на которых распространяется режим плена.
Таким образом, можно сделать однозначный вывод, что для граждан Российской Федерации, убеждения которых не позволяют брать в руки оружие, принимать присягу, обслуживать оружие и технику, существует реальная возможность с достоинством и без ущерба для собственной совести исполнить свой конституционный долг и обязанность по защите Отечества. Закономерности вооруженной борьбы таковы, что на одного сражающегося с оружием в руках на линии фронта в зависимости от уровня технической оснащенности вооруженных сил в тылу трудятся до 10 человек. Без интендантского и медицинского персонала, без надежного и крепкого тыла Вооруженные Силы Российской Федерации неспособны выполнить свои функции. Подготовка такого персонала должна проводиться заблаговременно еще в мирное время на основании нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации по мобилизационной подготовке.
Гражданская служба как один из способов подготовки граждан к исполнению конституционного долга и обязанности по защите Отечества может быть организована по аналогии с военной службой по единому замыслу и плану в соответствии с принятой в государстве системой взглядов на сущность, цели, характер возможной будущей войны, на подготовку к ней страны и Вооруженных Сил и на способы ее ведения.
28 июня 2002 г. Государственной Думой принят Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе". После его одобрения Советом Федерации 10 июля 2002 г. и подписания Президентом России 25 июля 2002 г. этот закон впервые официально был опубликован 30 июля 2002 г. в "Российской газете" и в соответствии со статьей 25 вступил в силу с 1 января 2004 г.
Правовой основой альтернативной гражданской службы являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон "Об альтернативной гражданской службе", другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации
Альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.
Гражданин имеет право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
- несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
- он относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами.
На альтернативную гражданскую службу направляются граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, которые не пребывают в запасе, имеют право на замену военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, лично подали заявление в военный комиссариат о желании заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой и в отношении которых в соответствии с Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" призывной комиссией района, города без районного деления, иного муниципального (административно-территориального) образования принято соответствующее решение.
На альтернативную гражданскую службу не направляются граждане, которые в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе":
- имеют основания для освобождения от призыва на военную службу;
- не подлежат призыву на военную службу;
- имеют основания для предоставления отсрочки от призыва на военную службу.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:
- в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;
- в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
- в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.
Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.
Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.
Граждане, относящиеся к коренным малочисленным народам, направляются для прохождения альтернативной гражданской службы в организации традиционных отраслей хозяйствования и традиционных промыслов.
При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.
Срок альтернативной гражданской службы в 1,75 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 42 месяца, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 21 месяц.
Срок альтернативной гражданской службы для граждан, проходящих данную службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в 1,5 раза превышает установленный Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" срок военной службы по призыву и составляет 36 месяцев, а для граждан из числа окончивших государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования - 18 месяцев.
Началом альтернативной гражданской службы гражданина считается день его убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы, указанный в предписании военного комиссариата.
Окончанием альтернативной гражданской службы гражданина считается день прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином при его увольнении с альтернативной гражданской службы. При этом срочный трудовой договор с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, должен быть прекращен работодателем в день истечения срока его альтернативной гражданской службы.
В срок альтернативной гражданской службы не засчитываются:
- прогулы (отсутствие на рабочем месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение рабочего дня);
- время нахождения в дополнительных отпусках, предоставляемых работодателем гражданам, обучающимся в образовательных учреждениях;
- время отбывания уголовного или административного наказания в виде ареста;
- появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.
Направление граждан на альтернативную гражданскую службу. Направление гражданина на альтернативную гражданскую службу включает:
- подачу им заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой;
- рассмотрение заявления гражданина на заседании призывной комиссии и вынесение указанной комиссией заключения о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо решения об отказе в такой замене;
- явку гражданина на медицинское освидетельствование и на заседание призывной комиссии для принятия решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу;
- явку гражданина в военный комиссариат и получение предписания с указанием места прохождения альтернативной гражданской службы.
Направление граждан на альтернативную гражданскую службу организует глава органа местного самоуправления совместно с военным комиссаром и осуществляет призывная комиссия в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" и Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе".
На мероприятия, связанные с направлением на альтернативную гражданскую службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
Подача гражданами заявлений о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Граждане вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в военный комиссариат, где они состоят на воинском учете, в следующие сроки:
до 1 апреля - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в октябре - декабре текущего года;
до 1 октября - граждане, которые должны быть призваны на военную службу в апреле - июне следующего года.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после окончания очередного призыва на военную службу, при преждевременном прекращении основания для отсрочки вправе подать заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой после 1 апреля или после 1 октября в течение 10 дней со дня прекращения основания для отсрочки.
Граждане, пользующиеся отсрочками от призыва на военную службу, сроки действия которых должны истечь после 1 апреля или после 1 октября, но не позднее срока окончания очередного призыва на военную службу, подают заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой на общих основаниях.
Граждане, изъявившие желание заменить военную службу по призыву альтернативной гражданской службой, должны обосновать, что несение военной службы противоречит их убеждениям или вероисповеданию.
В заявлении о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой гражданин указывает причины и обстоятельства, побудившие его ходатайствовать об этом.
К заявлению прилагаются автобиография и характеристика с места работы и (или) учебы гражданина (для работающих (работавших) и (или) учащихся (учившихся). К заявлению гражданин вправе приложить другие документы.
В заявлении гражданин вправе указать лиц, которые согласны подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию.
Военный комиссариат выдает гражданину документ, подтверждающий регистрацию заявления.
Рассмотрение заявления гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой. Заявление гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой рассматривается на заседании призывной комиссии только в его присутствии.
О времени и месте проведения заседания призывной комиссии гражданин извещается заблаговременно.
Призывная комиссия рассматривает доводы гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию, на основании:
- выступлений на заседании призывной комиссии гражданина, а также лиц, которые согласились подтвердить достоверность его доводов о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
- анализа документов, представленных гражданином;
- анализа дополнительных материалов, полученных призывной комиссией.
По итогам рассмотрения заявления призывная комиссия выносит заключение о замене гражданину военной службы по призыву альтернативной гражданской службой либо принимает мотивированное решение об отказе в такой замене.
Заключение (решение) призывной комиссии должно быть вынесено (принято) в месячный срок со дня окончания срока подачи заявления в военный комиссариат, установленный пунктом 1 статьи 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе".
При необходимости запроса призывной комиссией дополнительных материалов срок вынесения заключения или принятия решения может быть продлен председателем призывной комиссии, но не более чем на один месяц.
Заключение (решение) выносится (принимается) простым большинством голосов при участии в заседании не менее двух третей членов призывной комиссии и объявляется гражданину, в отношении которого оно принято, с выдачей ему копии заключения (решения).
Гражданину может быть отказано в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой в случаях, если:
- он нарушил срок и (или) порядок подачи заявления о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, определяемые статьей 11 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе" и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы;
- характеризующие его документы и другие данные не соответствуют доводам гражданина о том, что несение военной службы противоречит его убеждениям или вероисповеданию;
- в заявлении гражданина о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой и прилагаемых к нему документах указаны заведомо ложные сведения;
- он дважды вызывался на заседания призывной комиссии и не являлся на них без уважительной причины;
- ранее ему была предоставлена возможность пройти альтернативную гражданскую службу и он от нее уклонился.
Уважительными причинами неявки гражданина на заседание призывной комиссии при условии документального подтверждения причин неявки являются:
- заболевание или увечье (травма) гражданина, связанные с утратой трудоспособности;
- тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц;
- препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина;
- иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.
Гражданину, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, вручается повестка с указанием срока явки на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.
Гражданин, в отношении которого призывной комиссией принято решение об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Копия решения призывной комиссии должна быть выдана гражданину в трехдневный срок со дня принятия решения.
Медицинское освидетельствование гражданина и принятие решения о направлении его на альтернативную гражданскую службу. Гражданин, в отношении которого призывной комиссией вынесено заключение о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой, в сроки, определенные военным комиссариатом, проходит медицинское освидетельствование и является на заседание призывной комиссии для решения вопроса о направлении его на альтернативную гражданскую службу.
Медицинское освидетельствование граждан, направляемых на альтернативную гражданскую службу, осуществляется в порядке, определенном Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" для граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу принимается призывной комиссией в соответствии с заключением о замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой при отсутствии оснований для освобождения или отсрочки от призыва на военную службу.
Решение о направлении гражданина на альтернативную гражданскую службу может быть принято только после достижения им возраста 18 лет.
В случае неявки гражданина на заседание призывной комиссии без уважительных причин, определенных пунктом 5 статьи 12 Федерального закона "Об альтернативной гражданской службе", он подлежит призыву на военную службу в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе".
Направление гражданина к месту прохождения альтернативной гражданской службы. К месту прохождения альтернативной гражданской службы гражданина направляет военный комиссар в соответствии с решением призывной комиссии и согласно плану специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, является в военный комиссариат в срок, указанный в повестке военного комиссариата, и получает под расписку предписание для убытия к месту прохождения альтернативной гражданской службы.
Гражданин обязан явиться к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки.
Разрешение споров, связанных с направлением граждан на альтернативную гражданскую службу. Решение призывной комиссии об отказе в замене военной службы по призыву альтернативной гражданской службой может быть обжаловано гражданином в суд в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В случае обжалования гражданином указанного решения его выполнение приостанавливается до вступления в законную силу решения суда.
Прохождение альтернативной гражданской службы. Работодатель, к которому гражданин прибыл из военного комиссариата для прохождения альтернативной гражданской службы, обязан заключить с ним срочный трудовой договор на период прохождения альтернативной гражданской службы в этой организации и в трехдневный срок уведомить об этом военный комиссариат, который направил гражданина на альтернативную гражданскую службу, а также федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.
Перевод гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, из одной организации в другую осуществляется по основаниям и в порядке, которые должны определяться положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
По решению федеральных органов исполнительной власти или органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу в организациях, подведомственных этим органам, могут привлекаться к ликвидации последствий стихийных бедствий, катастроф и иных чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации.
Отпуск гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу. Гражданину, проходящему альтернативную гражданскую службу, предоставляются отпуска в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска и отпуска без сохранения заработной платы увеличивается на количество календарных дней, необходимых для проезда к месту использования отпуска и обратно.
В соответствии со статьей 115 Трудового кодекса Российской Федерации продолжительность ежегодного оплачиваемого отпуска составляет 28 календарных дней.
Права, обязанности и ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу. Граждане приобретают статус граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, с началом альтернативной гражданской службы и утрачивают его с окончанием альтернативной гражданской службы.
Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, в соответствии с положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы выдаются документы, подтверждающие прохождение ими альтернативной гражданской службы.
Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными федеральными конституционными законами, Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службой" и другими федеральными законами.
Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, предоставляются льготы, гарантии и компенсации, связанные с особым характером их трудовой деятельности.
Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы засчитывается в общий и непрерывный трудовой стаж и в стаж работы по специальности.
Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где установлены районные коэффициенты и процентные надбавки к заработной плате, засчитывается в стаж работы в этих районах и местностях.
Время прохождения гражданином альтернативной гражданской службы на должностях и по профессиям, которые связаны с выполнением тяжелых работ и работ с вредными и (или) опасными условиями труда, засчитывается в стаж, дающий право на льготы и компенсации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
За гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, сохраняется жилая площадь, занимаемая им до направления на альтернативную гражданскую службу. При этом он не может быть исключен из списков лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
За гражданином, работавшим до направления на альтернативную гражданскую службу в государственной или муниципальной организации, в течение трех месяцев после его увольнения с альтернативной гражданской службы сохраняется право поступления на работу в ту же организацию и на ту же должность, а при ее отсутствии - на другую равноценную работу (должность) в той же или, с согласия работника, другой организации.
За гражданином, направленным на альтернативную гражданскую службу в период его обучения в образовательном учреждении, при увольнении с альтернативной гражданской службы сохраняется право быть зачисленным для продолжения учебы в то образовательное учреждение и на тот курс, где он обучался до направления на альтернативную гражданскую службу.
Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на обучение во внерабочее время в образовательных учреждениях по заочной или очно-заочной (вечерней) форме обучения.
Указанным гражданам предоставляются гарантии и компенсации, предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации для лиц, совмещающих работу с обучением. При этом им не может быть установлена (установлено) сокращенная рабочая неделя (сокращенное рабочее время).
Гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, гарантируется право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
Медицинская помощь гражданам, проходящим альтернативную гражданскую службу, оказывается в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения по месту прохождения ими альтернативной гражданской службы.
Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, имеют право на бесплатный проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом к месту прохождения альтернативной гражданской службы, в связи с переводом на новое место альтернативной гражданской службы, к месту жительства при использовании ежегодного оплачиваемого отпуска и обратно (один раз в год), к месту жительства при увольнении с альтернативной гражданской службы.
Продолжительность рабочего времени граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, а также правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Исполнение гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, трудовых обязанностей при участии в мероприятиях, перечень которых определяется руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти либо руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу, при необходимости проводится без ограничения общей продолжительности еженедельного рабочего времени. Порядок и условия предоставления отдыха, компенсирующего гражданину участие в указанных мероприятиях, должны определяться положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Оплата труда гражданина, проходящего альтернативную гражданскую службу, производится организацией в соответствии с действующей в организации системой оплаты труда.
Организации, где предусматривается прохождение альтернативной гражданской службы, бесплатно обеспечивают общежитием граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу вне территории, где они постоянно проживают.
Размещение граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в одном здании с военнослужащими, проходящими военную службу по призыву, не допускается.
Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, подлежат обязательному государственному социальному страхованию, а также государственному пенсионному обеспечению по инвалидности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обязанности граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, и ограничения их прав и свобод. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, обязаны:
- соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы и другие федеральные законы, выполнять требования, установленные Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе", положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы, локальными нормативными актами организаций;
- соблюдать дисциплину труда, добросовестно исполнять трудовые обязанности, возложенные на них срочным трудовым договором.
Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, не вправе:
- отказываться от заключения срочного трудового договора, а также от исполнения трудовых обязанностей, возложенных на них срочным трудовым договором;
- занимать руководящие должности;
- участвовать в забастовках и иных формах приостановления деятельности организаций;
- совмещать альтернативную гражданскую службу с работой в иных организациях;
- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, а также оказывать содействие физическим и юридическим лицам в их предпринимательской деятельности, получать за это вознаграждение и пользоваться льготами;
- покидать населенный пункт, в котором расположена организация, где они проходят альтернативную гражданскую службу, без согласования с представителем работодателя;
- прекращать (расторгать) срочный трудовой договор по своей инициативе;
- оставлять рабочее место и покидать организацию, где они проходят альтернативную гражданскую службу, в период рабочего времени, установленного правилами внутреннего трудового распорядка и графиками сменности.
Ответственность граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу. Граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, несут дисциплинарную, административную, материальную, гражданско-правовую и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации с учетом особенностей, связанных с прохождением альтернативной гражданской службы.
Увольнение с альтернативной гражданской службы. Гражданин подлежит увольнению с альтернативной гражданской службы:
- по истечении срока альтернативной гражданской службы;
- в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе или ограниченно годным к военной службе;
- в связи с осуществлением им полномочий члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), депутатом представительного органа местного самоуправления, главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
- в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении гражданину наказания в виде лишения свободы.
Гражданин имеет право на досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы при наличии оснований, по которым в соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы.
Порядок увольнения гражданина с альтернативной гражданской службы определяется Федеральным законом "Об альтернативной гражданской службе" и положением о порядке прохождения альтернативной гражданской службы.
Решение об увольнении гражданина с альтернативной гражданской службы принимается должностными лицами, определяемыми руководителем федерального органа исполнительной власти или руководителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация, где гражданин проходит альтернативную гражданскую службу.
Решение должностного лица соответствующего федерального органа исполнительной власти либо должностного лица органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации является основанием для прекращения работодателем срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу. Работодатель производит соответствующую запись в трудовой книжке гражданина о причинах прекращения срочного трудового договора.
При прекращении срочного трудового договора работодатель обязан выдать гражданину в день увольнения (последний день работы) трудовую книжку.
Работодатель после прекращения срочного трудового договора с гражданином, проходящим альтернативную гражданскую службу, обязан в течение трех рабочих дней уведомить об этом федеральный орган исполнительной власти или орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, которому подведомственна организация.
Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, зачисляются в запас Вооруженных Сил Российской Федерации.
Граждане, прошедшие альтернативную гражданскую службу, на военные сборы не призываются.
П.И. Гаврюшенко,
майор юстиции, начальник юридической службы - помощник
начальника административно-хозяйственного управления
Военно-воздушных сил по правовой работе
"Право в Вооруженных Силах", N 3, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Альтернативная гражданская служба взамен военной службы по призыву - другой альтернативы в Российской Федерации нет
Автор
П.И. Гаврюшенко - майор юстиции, начальник юридической службы - помощник начальника административно-хозяйственного управления Военно-воздушных сил по правовой работе
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 3