Правовые аспекты применения ареста к военнослужащим
Особый характер военной службы предъявляет повышенные требования к правопорядку и воинской дисциплине в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. В свою очередь, данное обстоятельство предусматривает и повышенные, в сравнении с гражданскими лицами, меры ответственности военнослужащих за дисциплинарные проступки. В частности, в качестве одной из таких мер до недавнего времени использовалась такая мера дисциплинарного воздействия, как арест военнослужащего на срок до 10 суток с содержанием на гауптвахте. Единоличное право применения данного вида дисциплинарного взыскания в отношении подчиненных военнослужащих Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации предоставлялось воинским должностным лицам от командира роты и выше.
Однако согласно ст.22 Конституции Российской Федерации арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. На несоответствие норм Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации данным конституционным нормам было указано в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 14 марта 2002 г. N 6-П по делу о проверке конституционности статей 90, 96, 122 и 216 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан С.С. Маленкина, Р.Н. Мартынова и В.С. Пустовалова.
Кроме того, как известно, еще 28 февраля 1996 г. от имени Российской Федерации в г. Страсбурге была подписана Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г., которая была ратифицирована Федеральным законом "О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней" от 30 марта 1998 г. N 54-ФЗ.
Каждая страна, подписавшая данную Конвенцию, обязана обеспечивать любому лицу, находящемуся под ее юрисдикцией, права и свободы, определенные Конвенцией. Согласно ст.5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в случаях и в порядке, установленных законом. В Конвенции приведен исчерпывающий перечень случаев, когда человек может быть подвержен лишению свободы. Возможность ареста гражданина в дисциплинарном порядке по единоличному решению командира (начальника) Конвенция не предусматривает.
В целях приведения общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации в соответствие с указанными выше нормативными правовыми актами и обеспечения прав и свобод военнослужащих Президентом Российской Федерации издан Указ "О внесении изменений в общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации" от 30 июня 2002 г. N 671, согласно которому с 1 июля 2002 г. внесены изменения в Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации и в Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации.
Согласно изменениям, внесенным в Дисциплинарный устав Вооруженных Сил Российской Федерации, признаны утратившими силу нормы, предусматривавшие возможность применения к военнослужащим ареста с содержанием на гауптвахте в качестве меры дисциплинарного взыскания, а также исключены все нормы, определяющие порядок применения командирами указанной меры дисциплинарного воздействия на подчиненных. Существенные изменения внесены и в Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. Они направлены на приведение его положений, регулирующих порядок содержания лиц на гауптвахте, в соответствие с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, с 1 июля 2002 г. военнослужащий может быть арестован в дисциплинарном порядке только по судебному решению. Основания и порядок такого ареста должны быть определены федеральным законом. В связи с этим в соответствии с п.3 Указа Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 г. N 671 Правительству Российской Федерации было поручено в 3-месячный срок представить Президенту Российской Федерации проекты законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок применения к военнослужащим меры дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте. К сожалению, таких актов до сих пор не принято, поэтому военнослужащие в настоящее время не могут быть арестованы в дисциплинарном порядке и помещены для отбывания дисциплинарного ареста на гауптвахту.
Однако сами гауптвахты продолжают свое функционирование. На них в настоящее время могут содержаться только следующие категории военнослужащих:
- задержанные по подозрению в совершении преступления или заключенные под стражу по судебному решению;
- являющиеся подсудимыми - до окончания рассмотрения уголовного дела в суде;
- осужденные военным судом с направлением в дисциплинарный батальон - до вступления приговора в законную силу;
- осужденные военным судом к лишению свободы - до получения копии приговора;
- осужденные военным судом к аресту с содержанием на гауптвахте;
- задержанные за нарушение воинской дисциплины в состоянии опьянения - на срок не более 1 суток.
Говоря об аресте как мере воздействия на граждан, совершивших правонарушения, следует напомнить норму, содержащуюся в ст.2.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), согласно которой к военнослужащим не может быть применено административное наказание в виде административного ареста. Принимая указанную правовую норму, законодатель имел в виду, что за совершение административных правонарушений к военнослужащему применяются меры воздействия, предусмотренные Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации.
Таким образом, в настоящее время сложилась ситуация, когда к военнослужащим, в отличие от других категорий граждан, арест как мера дисциплинарного и административного взыскания практически не может быть применен. Данное обстоятельство порождает у части военнослужащих чувство безнаказанности и, как показывает практика, негативно сказывается на состоянии воинской дисциплины и правопорядка в войсках (силах), провоцирует отдельных командиров (начальников) на превышение должностных полномочий, способствует увеличению числа случаев искривления дисциплинарной практики, насильственных действий начальников по отношению к подчиненным и т.п.
Об этом убедительно свидетельствуют статистические данные. Так, по официальным данным Министерства обороны Российской Федерации, в 2002 г. в избиении подчиненных участвовали 290 офицеров, в результате чего пострадали 419 военнослужащих, из которых 3 погибли. 11 военнослужащим причинен тяжкий вред здоровью. За указанные преступления осуждено 200 офицеров, в том числе 1 генерал. В 2003 г. зарегистрировано свыше 90 преступлений, связанных с рукоприкладством офицеров, от которых пострадало более 100 военнослужащих*.
Какими видятся пути выхода из сложившейся ситуации?
Первое: ускорить разработку и принятие законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих порядок применения к военнослужащим меры дисциплинарного взыскания в виде ареста с содержанием на гауптвахте (напомним, что их разработка предусмотрена Указом Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 г. N 671).
Второе: изучить вопрос о внесении в КоАП изменений, предусматривающих возможность применения к военнослужащим административного наказания в виде административного ареста за отдельные виды административных правонарушений, в частности, предусмотренных ст.6.9 КоАП (потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача), ст.12.27 КоАП (невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием), ст.20.1 (мелкое хулиганство), ст.20.21 КоАП (появление в общественных местах в состоянии опьянения) и др.
Третье: внести дополнения в КоАП в части, касающейся наделения командиров (начальников) полномочиями по составлению протоколов об указанных видах административных правонарушений.
Реализация приведенных выше предложений, как представляется, позволит преодолеть тот правовой вакуум, который возник в вопросе применения ареста к военнослужащим с изданием Указа Президента Российской Федерации от 30 июня 2002 г. N 671.
В.М. Корякин,
полковник юстиции, кандидат юридических наук,
начальник юридической службы Главного управления воспитательной
работы Вооруженных Сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", N 3, март 2004 г.
-------------------------------------------------------------------------
* Директива Министра обороны Российской Федерации "О мерах по недопущению превышений должностных полномочий офицерами Вооруженных Сил Российской Федерации" от 7 июня 2003 г. N Д-33.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовые аспекты применения ареста к военнослужащим
Автор
В.М. Корякин - полковник юстиции, кандидат юридических наук, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", 2004, N 3