Реконструкция для упрощенцев
Расходы не для всех
Пробел в законе
Реконструкция превращается в ремонт
Незавершенка только на бумаге
Ничто не запрещает фирмам-упрощенцам проводить реконструкцию основных средств. Однако учесть эти расходы при расчете единого налога, по мнению чиновников, нельзя. Не спешите с ними соглашаться.
Расходы не для всех
Фирмы, которые перешли на упрощенную систему налогообложения, платят единый налог. Одни считают его с доходов, другие - с доходов за минусом расходов. Конкретный перечень расходов установлен в статье 346.16 Налогового кодекса. Этот список закрыт.
К сожалению, законодатели прямо не указали в нем затраты на реконструкцию. Поэтому налоговики считают, что упрощенцы не вправе уменьшить на них свой доход. Недавно об этом написали московские чиновники (письмо от 5 февраля 2004 г. N 24-14/07183). Они утверждают, что такова позиция самого МНС, и ссылаются на его письмо от 26 января 2004 г. N 22-1-14/111.
В письме говорится не только про расходы на реконструкцию. Предметом спора стали и затраты по незавершенному производству. По мнению проверяющих, учесть их при расчете единого налога нельзя по той же причине, что и расходы на реконструкцию.
Пробел в законе
Фирмы, которые работают на общем режиме налогообложения, могут учесть расходы на реконструкцию при расчете налога на прибыль. Эти затраты увеличивают первоначальную стоимость основных средств в бухгалтерском и налоговом учете (п.2 ст.257 НК). Затем они постепенно, по мере начисления амортизации, уменьшают налогооблагаемую прибыль (подп.3 п.2 ст.253 НК).
Фирмы, которые перешли на упрощенку, основные средства не амортизируют. Их стоимость полностью включают в расходы в момент покупки. Именно это послабление лишает вас возможности списать расходы на реконструкцию через амортизационные отчисления. При этом затраты на ремонт основного средства учесть при расчете единого налога можно (подп.3 п.1 ст.346.16 НК).
Получается, что упрощенцы должны проводить реконструкцию за счет собственных средств.
Чтобы восстановить справедливость, не торопитесь нарекать свои работы реконструкцией. Возможно, они вполне сойдут за ремонт: отличить ремонт от реконструкции в большинстве случаев очень сложно.
Реконструкция превращается в ремонт
О том, что считается ремонтом, в Налоговом кодексе не говорится. О реконструкции в нем упоминается вскользь (п.2 ст.257 НК). Это означает, что вы можете использовать определения, которые применяют в строительстве (п.1 ст.11 НК).
Например, существует письмо Главной инспекции государственного архитектурно-строительного надзора от 28 апреля 1994 г. N 18-14/63. В нем сказано, чем ремонт отличается от реконструкции (подробно об этом "Расчет" писал в майском номере за 2003 год на стр.42).
Согласно письму, основное отличие в том, что реконструкция приводит к изменению назначения или основных технико-экономических показателей здания (количество помещений, объем и общая площадь здания, вместимость, пропускная способность и т.д.). При ремонте этого не происходит. То есть главный критерий - конечный результат.
Например, если вы преобразовали торговый зал в несколько офисных помещений - это реконструкция, а если просто заменили пол и потолочные перекрытия - капитальный ремонт. Правда, точно определить вид работ могут только специалисты в процессе экспертизы. Удовольствие это дорогое и налоговикам не по карману.
Если у работ, которые вы проводите, нет явных признаков реконструкции, назовите их ремонтом. При этом позаботьтесь, чтобы во всех первичных документах, начиная с договора и заканчивая платежными поручениями, они значились именно так.
Если налоговики при проверке все же сочтут работы реконструкцией, не бойтесь с ними поспорить. Как показывает арбитражная практика, в подобных спорах судьи часто принимают сторону фирм: в вопросах строительства они не сильны. Победа достается тому, чьи слова звучат убедительнее, а это, как правило, не налоговики (постановление ФАС Московского округа от 16 января 2003 г. N КА-А40/8739-02).
Незавершенка только на бумаге
Незавершенное производство - продукция, которая до конца отчетного периода не прошла все операции, предусмотренные производственным процессом. Кроме того, это работы и услуги, которые фирма выполнила не полностью и еще не сдала заказчику.
Определять остатки незавершенного производства необходимо, чтобы рассчитать долю прямых расходов, которые можно списать в отчетном периоде (п.2 ст.318 НК). Правда, делать это должны только фирмы, которые ведут учет методом начисления. Если вы используете кассовый метод, рассчитывать объемы незавершенки не надо: расходы можно списать сразу после их оплаты.
Все фирмы, которые работают по упрощенке, могут учесть только оплаченные затраты (п.2 ст.346.17 НК). Это означает, что, перечислив деньги поставщику, вы сразу можете их списать.
Кроме того, упрощенцы не должны определять остатки незавершенного производства в бухгалтерском учете. Они вообще не обязаны вести такой учет (за исключением основных средств и нематериальных активов).
Правда, некоторые фирмы продолжают отражать операции по общим правилам. Одни делают это для контроля, другие опасаются, что впоследствии придется вернуться на общий режим. Однако это ничего не меняет. Бухгалтерский и налоговый учет - разные вещи. Даже если фирма, которая работает по упрощенке, отразила в бухгалтерском учете незавершенное производство, в налоговом учете его не будет.
Пример
ООО "Пассив" применяет упрощенную систему налогообложения. Единый налог "Пассив" считает с разницы между доходами и расходами. Фирма продолжает вести бухгалтерский учет.
В мае 2004 года "Пассив" заключил договор с ЗАО "Актив". Согласно договору, "Пассив" должен изготовить 1000 рамок для фотографий. Общая стоимость работ составляет 60 000 руб., срок исполнения - июль 2004 года.
В мае "Пассив" приобрел и оплатил 1000 заготовок на 10 000 руб. (в том числе НДС - 1525 руб.). В производство было отпущено 500 заготовок. Кроме того, за май "Пассив" выплатил зарплату своим рабочим - 20 000 руб., управленческому персоналу - 5000 руб.
В бухгалтерском учете в мае будут сделаны следующие проводки:
- 10 000 руб. - приобретены заготовки;
- 5000 руб. (10 000 руб. : 1000 шт. x 500 шт.) - отпущены в производство заготовки;
- 20 000 руб. - выдана зарплата рабочим;
- 5000 руб. - выдана зарплата управленческому персоналу.
Сумму единого налога за II квартал 2004 года "Пассив" может уменьшить на оплаченные в мае затраты:
10 000 руб. + 20 000 руб. + 5000 руб. = 35 000 руб.
При этом "Пассив" может включить в себестоимость в мае только заработную плату управленческого персонала на сумму 5000 руб.:
- 5000 руб. - списана на себестоимость зарплата управленческого персонала.
Расходы в сумме 25 000 руб. (20 000 + 5000) бухгалтер "Пассива" отразит как незавершенное производство по дебету счета 20 "Основное производство". Остаток материалов, которые не были отпущены в производство, в сумме 5000 руб. (10 000 - 5000) он учтет по дебету счета 10 "Материалы".
Осторожно
Упрощенцы обязаны вести бухгалтерский учет основных средств и нематериальных активов (п.3 ст.4 Закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"). Иначе вас могут оштрафовать по статье 120 Налогового кодекса.
Внимание
Понятие "реконструкция" подходит не ко всем основным средствам фирмы. Например, если работы связаны с оборудованием, их называют ремонтом или модернизацией. Термин "реконструкция" используют, когда речь идет о зданиях и помещениях.
Ю. Савицкая,
эксперт "Расчета"
"Расчет", N 5, май 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru