Полиция нравов
В МНС не возражают против включения стоимости алкогольных напитков в состав представительских расходов. Но во многих региональных управлениях об этом, к сожалению, еще не знают.
Все уже как-то привыкли к мысли, что расходы на алкоголь во время деловых переговоров налоговики списать в расчет налога на прибыль не дадут. Например, мысль эту чуть больше года назад внушило всем санкт-петербургское управление МНС. В письме от 7 марта 2003 г. N 02-05/4803 оно указало, что приведенный в пункте 2 статьи 264 Налогового кодекса перечень представительских расходов закрыт и горячительного в нем нет. Поэтому уменьшать налог на прибыль на стоимость выпитого во время переговоров нельзя.
Примеру петербургских коллег последовали многие региональные управления МНС, в том числе и управление по Московской области. Запрет включать в состав представительских расходов алкоголь оно изложило в своем письме от 10 марта 2003 г. N 04-27/03000. О нем нам написали наши читатели из компании "Капитал-Шарм", которой письмо и было адресовано. Разъяснения подмосковных налоговиков их возмутили. Ведь во втором пункте статьи 264 кодекса нет перечня продуктов питания, блюд и напитков, которые могут включаться в меню официальных завтраков, обедов и тому подобных мероприятий.
Более того, заметили наши читатели, отсутствие на приеме вина, коньяка или другого хорошего алкоголя может порядком дискредитировать принимающую сторону. И достижению цели переговоров способствовать не будет. Так что требуемая статьей 252 Налогового кодекса экономическая оправданность таких расходов налицо.
А решать, нужен на переговорах алкоголь или нет, - дело руководства фирмы, а вовсе не налоговиков. "Полномочиями полиции нравов налоговые органы не наделены", - отмечают в компании "Капитал-Шарм".
Как ни странно, но на одном из апрельских семинаров выяснилось, что в МНС полностью с ними согласны. Семинар проводил замруководителя департамента налогообложения прибыли Олег Хороший.
- Не знаю, с чего мои коллеги из региональных управлений МНС взяли, что приведенный в статье 264 перечень представительских расходов - исчерпывающий, - пожал он плечами. - Мы им никогда ничего подобного не говорили. Но, действительно, стали появляться письма региональных управлений с подобными разъяснениями. И поэтому, когда к нам в министерство пришел запрос на тему алкоголя и представительских расходов, мы решили дать на него официальный ответ.
Этот ответ приведен в письме МНС от 15 декабря 2003 г. N 02-5-10/127, которое Олег Хороший не без иронии назвал "эпохальным". Ключевую часть письма он зачитал посетителям семинара дословно: "Расходы организации на алкогольную и табачную продукцию при проведении официального приема могут включаться в представительские расходы, которые учитываются при налогообложении прибыли..."
- Многие подумают: ну наконец-то... Но тут же возникает вопрос: а в каком размере? - заметил Олег Хороший. - А вот этого я не знаю. Никаких норм потребления спиртного на официальных приемах, конечно же, нет. Но если там выпит ящик водки на троих, то ни о каких деловых переговорах речи быть не может.
Не сумев определить, сколько же горячительного допустимо выпить во время официального приема, в МНС написали такое продолжение зачитанной Олегом Хорошим фразы: "...в случаях осуществления в размерах, предусмотренных обычаями делового оборота при проведении деловых переговоров".
- То есть мы согласны с тем, что расходы на алкоголь можно учесть при расчете налога на прибыль. Но оставили инспектору возможность оценить их размер, - подчеркнул чиновник.
Впрочем, соответствия размеров расходов обычаям делового оборота 25-я глава Налогового кодекса не требует. Этот критерий - изобретение МНС, которое с его помощью попыталось объяснить в своих методичках инспекциям, что такое экономическая оправданность затрат. А проблема ее определения относится ко всем без исключения расходам, а не только к алкоголю на переговорах. Главное, что в налоговом ведомстве признали саму возможность списания его стоимости при расчете налогооблагаемой прибыли.
Н. Зайцева
"Расчет", N 5, май 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru