Краткий комментарий к Федеральному закону от 23 декабря 2003 г.
N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год"
Основные моменты содержания статей федерального бюджета известны из сообщений и аналитических материалов средств массовой информации. Для большей части читателей эти данные представляют только познавательный интерес. В то же время, в каждом подобном законодательном акте содержатся нормы, которые в той или иной степени меняют существовавшую систему правовых отношений и, следовательно, требуют корректировки требований по организации и ведению бухгалтерского и налогового учета.
В данной статье представлен краткий комментарий к тем нормам, которые необходимо учитывать при ведении практического бухгалтерского учета в 2004 году.
В соответствии со статьей 11 Закона суммы денежных взысканий (штрафов), применяемых в качестве налоговых санкций, зачисляются в федеральный бюджет (50 процентов) и бюджеты соответствующих субъектов Российской Федерации и местные бюджеты (50 процентов).
Статьей 14 установлено, что минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню, действовавшие в 2001 году, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,4.
В соответствии со статьей 15 нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2003 году, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
Весьма существенным следует считать уточнение, установленное статьей 31 Закона: при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов, а также перечисление или выдача денежных средств для расчетов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии со статьей 855 ГК РФ - в первую и во вторую очередь.
Статьей 56 установлено, что передача находящихся в федеральной собственности объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы из ведения федеральных органов исполнительной власти и получателей средств федерального бюджета в собственность субъектов Российской Федерации, в муниципальную собственность и наоборот производится в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, определяющими источники возмещения затрат на обеспечение функционирования переданных объектов в текущем году. Из этого, в частности, следует, что объекты непроизводственной сферы не могут быть переданы из ведения одного распорядителя бюджетных ассигнований в ведение другого, если на правительственном уровне не будут определены источники финансирования эксплуатации таких объектов.
Статьей 59 на весь 2004 год приостановлено действие абзаца второго пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 14 июля 1992 года N 3297-I "О закрытом административно-территориальном образовании", в соответствии с которым, в доходы бюджета закрытого административно - территориального образования должны зачисляться все налоги и другие поступления с его территории. Права органов местного самоуправления ЗАТО по установлению дополнительных налоговых льгот, существенно ограничены.
В соответствии со статьей 69 Закона использование не по целевому назначению бюджетных кредитов, выданных российским юридическим лицам, влечет наложение штрафа в размере двойной ставки рефинансирования (учетной ставки) Центрального банка Российской Федерации, действующей на период использования указанных средств не по целевому назначению. При этом периодом нецелевого использования средств бюджетного кредита признается срок с даты отвлечения средств на цели, не предусмотренные условиями предоставления бюджетного кредита, до момента их возврата в федеральный бюджет или направления для использования по целевому назначению.
Статьями 78-81 Закона установлено, что агентами Правительства, обеспечивающими по поручению Правительства Российской Федерации возврат задолженности, являются:
по возврату задолженности юридических лиц, бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по бюджетным кредитам, предоставленным за счет средств федерального бюджета и внебюджетных средств - открытые акционерные общества "Российский банк развития" и "Российский сельскохозяйственный банк";
по возврату задолженности юридических лиц по договорам финансовой аренды (лизинга) имущества, приобретенного за счет средств федерального бюджета, предоставленных на обеспечение агропромышленного комплекса - открытое акционерное общество "Росагролизинг";
представляющим интересы Российской Федерации в судах по решению Правительства Российской Федерации - внешэкономбанк, открытые акционерные общества "Российский банк развития", "Российский сельскохозяйственный банк" и "Росагролизинг";
обеспечивающим по поручению Правительства Российской Федерации государственную поддержку экспорта промышленной продукции - закрытое акционерное общество "Росэксимбанк".
Статьей 92 установлено, что финансирование мероприятий по переселению граждан Российской Федерации из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей производится в том числе путем выпуска и погашения жилищных сертификатов на приобретение жилья в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Расчетное соотношение между среднегодовой величиной минимального размера оплаты труда и среднегодовым прожиточным минимумом трудоспособного населения сохранено на уровне 2003 года и установлено в размере 22 процентов.
В соответствии со статьей 102 Закона в 2004 году выплата военнослужащим компенсации взамен продовольственного пайка, сотрудникам Государственной противопожарной службы, органов внутренних дел РФ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации денежной продовольственной компенсации осуществляется в размере 20 рублей в сутки. Таким образом, в течение года размер надбавки меняться не будет и, следовательно, не будет меняться размер пенсии военным пенсионерам по данному элементу.
Размер компенсации вместо невыданных в год увольнения предметов вещевого обеспечения ограничен суммой 3 000 рублей (ежегодно).
В соответствии со статьей 139 Закона средства, полученные федеральными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на счетах, открытых им в органах федерального казначейства, и расходуются федеральными учреждениями в соответствии со сметами доходов и расходов, утвержденными в порядке, определяемом главными распорядителями средств федерального бюджета, в пределах остатков средств на их лицевых счетах.
Заключение и оплата федеральными учреждениями договоров, исполнение которых осуществляется за счет средств от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, производятся в пределах утвержденных смет доходов и расходов.
Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не могут направляться федеральными учреждениями на создание других некоммерческих организаций.
Статьей 153 установлено, что в 2004 году при снятии с учета юридического лица с заявителя не взимается государственная пошлина за государственную регистрацию при ликвидации юридического лица в порядке банкротства.
Нормы, установленные другими статьями Закона, регулируют порядок зачисления налоговых и прочих поступлений в бюджеты различных уровней, межбюджетные отношения, порядок образования и погашения задолженности, преимущественно, внешней.
Наиболее детализированным, по нашему мнению, является порядок использования средств, выделенных на финансирование расходов на выплату отдельным категориям граждан Российской Федерации предварительной компенсации (компенсации) вкладов в Сберегательном банке Российской Федерации, вкладов (взносов) в организациях государственного страхования и т.п. (статья 137 Закона). Размер компенсации не изменился даже в абсолютном выражении (по большей части задолженности - не более 1 тыс. руб.), но порядок выплат существенно уточнен.
Из всех приложений к Закону о Федеральном бюджете наибольший интерес представляет приложение N 20 к Закону, которым на очередной год приостанавливается действие ранее принятых законодательных актов Российской Федерации. Разумеется, речь идет о приостановке (отмене, как минимум на текущий год) некоторых льгот, предусмотренных для отдельных категорий физических и юридических лиц.
Ниже приводится краткий перечень приостановленных норм, которыми предусматриваются льготы сравнительно широким категориям населения и организаций. Нормы, носящие специфический характер, как правило, не рассматриваются. При этом проведена группировка по видам льгот и категориям их получателей (в приложении N 20 они приводятся в хронологическом порядке принятия соответствующих законов).
Льготы отдельным категориям граждан:
гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь, другие заболевания, и инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы - не гарантируется первоочередное бесплатное обеспечение легковым автомобилем, а также получение беспроцентных ссуд на приобретение или строительство садовых домиков, на индивидуальное жилищное строительство, для организации подсобного или фермерского хозяйства и т.п. Права на получение ссуд также лишены участники ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, граждане, проживающие (работающие) на территории зоны проживания с правом на отселение;
жертвы политических репрессий, а также реабилитированные лица и члены их семей тоже лишены права на получение беспроцентных ссуд на различные цели; вынужденным переселенцам и беженцам в 2004 году не гарантируется предоставление жилого помещения из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев, а также долговременной беспроцентной возвратной ссуды на строительство (приобретение) жилья;
ветераны в 2004 году не будут иметь права на получение от кредитных организаций разовых льготных кредитов на приобретение (строительство) квартир, жилых домов, садовых домиков, благоустройство садовых участков, организацию подсобного или фермерского хозяйства; владельцы чеков "Урожай-90" и обязательств государства и сдатчики сельскохозяйственной продукции (перед которыми государство имеет долговые обязательства) в 2004 году не могут рассчитывать на выплату какого-либо возмещения;
инвесторы-физические лица ("обманутые вкладчики") в 2004 году не смогут рассчитывать на пополнение фонда компенсации за счет средств федерального бюджета.
Льготы организациям - в отношении льгот по объектам, связанным с эксплуатацией мобилизационных мощностей:
приостановлено (еще, как минимум, на один год) действие льготы по плате за землю с земельных участков, непосредственно занятых законсервированными и (или) не используемыми в текущем производстве объектами мобилизационного назначения и (или) мобилизационными мощностями, а также испытательными полигонами и складами для хранения всех видов мобилизационных запасов;
приостановлено действие пункта 7 статьи 12 Федерального закона от 26 февраля 1997 года N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ", которым устанавливается, что финансирование мобилизационных органов и мобилизационных работников осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Льготы в отдельных отраслях.
В области образования:
не гарантируется ежегодного выделения финансовых средств на нужды образования в размере не менее 10 процентов национального дохода, а также защищенность соответствующих расходных статей федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Также вновь приостановлено действие (по-видимому, уже забытой) нормы, в соответствии с которой педагогическим работникам образовательных учреждений минимальные ставки заработной платы и должностные оклады устанавливаются в размере, превышающем уровень средней заработной платы в Российской Федерации (в зависимости от категорий персонала - средний заработок должен приниматься равным среднему заработку в различных отраслях);
в 2004 году не гарантируется минимальный размер выплат, предназначенных для частичной компенсации удорожания стоимости питания обучающихся в государственных, муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования, за исключением обучающихся в указанных учреждениях, состоящих на полном государственном обеспечении - 3 руб. в день из расчета на одного обучающегося в течение учебного года;
не гарантируется выделение средств федерального бюджета на финансирование высших учебных заведений в размере не менее чем три процента расходов федерального бюджета. Кроме того, так же как и в случае с преподавателями учреждений начального и среднего образования, приостановлено действие законодательных норм, запрещающих установление окладов преподавателям высшей школы из числа профессорско-преподавательского состава ниже восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (4800 руб.). Не планируется и гарантирование льгот малообеспеченным студентам государственных, муниципальных высших учебных заведений, обучающихся по очной форме обучения и получающих образование за счет средств федерального бюджета - доплата на питание (не менее 2 руб. в день), бесплатный проезд один раз в год к месту жительства и т.п.;
студенты, обучающиеся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, лишены права на 50-процентную скидку со стоимости проезда на междугородном транспорте к месту назначения и обратно в пределах территории Российской Федерации. Напомним, что такая льгота могла быть предоставлена не всем студентам, а только обучающимся по очной форме обучения в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях начального профессионального образования и проживающим в семьях, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации.
В области культуры:
не гарантируется размер ежегодных ассигнований на культуру в государственных бюджетах республик в составе Российской Федерации и местных бюджетах на уровне не менее 6-ти процентов средств соответствующих бюджетов;
не будет в 2004 году действовать и норма, в соответствии с которой размер средней ставки и должностного оклада творческим работникам и специалистам государственных организаций культуры устанавливается не ниже ставок и окладов работников образования в Российской Федерации, а творческим работникам и специалистам организаций культуры, отнесенных в установленном порядке к особо ценным объектам, - профессорско-преподавательского состава высших учебных заведений;
не гарантируется государственное финансирование кинематографии в размере не менее чем 0,2 процента расходной части федерального бюджета.
В области науки:
не гарантируется выделение средств из федерального бюджета на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения в размере не менее четырех процентов расходной части федерального бюджета;
не будет действовать (в полном объеме) в 2004 году Федеральный закон от 17 июля 1999 года N 174-ФЗ "О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации".
В агропромышленной сфере:
в 2004 году часть средств, полученных от уплаты импортных и экспортных таможенных пошлин и других приравненных к ним платежей на сельскохозяйственные продукцию, сырье и продовольствие, не будет направляться на государственную поддержку агропромышленного производства.
Льготы работникам силовых органов и органов государственного управления:
военнослужащие, проходящие военную службу на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, а также выполняющие задачи в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, в 2004 году лишены права на получение денежной компенсации в случае непредоставления путевок в лечебно-оздоровительные учреждения соответствующих федеральных органов исполнительной власти;
персоналу учреждений и органов исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы в 2004 году не будут увеличиваться оклады в зависимости от вида учреждения, исполняющего наказания, в случае увеличения численности осужденных и заключенных сверх лимита, а также в учреждениях, исполняющих наказания, предназначенных для содержания и лечения инфекционных больных;
по непонятным причинам сотрудники (точнее, сотрудницы) таможенных органов лишены права на отпуск в связи с рождением ребенка и по уходу за ребенком, а председатель ГТК РФ не имеет права устанавливать порядок и случаи выплаты денежной компенсации вместо выдачи форменной одежды;
военнообязанные (призывники) в 2004 году фактически не будут иметь права на медицинское обследование и проведение лечебно-оздоровительных мероприятий, так как эти расходы за счет средств федерального бюджета финансироваться не будут;
разумеется, не обошлось и без ограничения размеров льгот и компенсаций, предоставляемых военнослужащим. Не будет увеличиваться размер выплаты денежной компенсации взамен продовольственного пайка. Не будет производится и выплата денежной компенсации за вещевое имущество (кроме увольняемых). Размер компенсации, выплачиваемой увольняемым, как уже отмечалось, ограничен 3 тыс. руб. за год.
Разумеется, не будет предоставляться за счет средств федерального бюджета и безвозмездная финансовая помощь на приобретение или строительство жилья уволенным военнослужащим. Не заложены в бюджет и средства на выплату денежной компенсации военнослужащим при невозможности предоставить им жилые помещения по новому месту службы или после увольнения. Также не гарантируется (а точнее, не предусматривается) выделение средств на переподготовку уволенных военнослужащих. А члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, в 2004 году не будут иметь права на предоставление льготных кредитов на строительство индивидуальных жилых домов, строительство, ремонт садовых домиков и благоустройство садовых участков.
Справедливости ради, необходимо заметить, что одной из льгот депутаты лишили и себя - права бесплатного пользования всеми видами городского и пригородного транспорта. Правда, статья, которой эта льгота устанавливалась, содержит еще шесть пунктов (за исключением двух отмененных), а общее количество статей раздела Федерального закона от 8 мая 1994 года N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", устанавливающих различные льготы и компенсации указанным категориям, равно 30.
В 2004 году не будут действовать пункты 5 и 6 статьи 213 НК РФ, которыми предусматривается исключение из налоговой базы по налогу на доходы физических лиц:
сумм пенсионных (страховых) взносов по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, договорам пенсионного страхования, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, российскими страховыми организациями, исключительным видом деятельности которых является страхование жизни и пенсий;
сумм пенсий, выплачиваемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, договорам пенсионного страхования, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, российскими страховыми организациями, исключительным видом деятельности которых является страхование жизни и пенсий;
суммы выплат пенсий физическим лицам, осуществляемых по договорам негосударственного пенсионного обеспечения, договорам пенсионного страхования, заключенным организациями и иными работодателями с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, российскими страховыми организациями, исключительным видом деятельности которых является страхование жизни и пенсий, за исключением выплат пенсий по договорам, заключенным физическими лицами с имеющими соответствующую лицензию российскими негосударственными пенсионными фондами, российскими страховыми организациями, исключительным видом деятельности которых является страхование жизни и пенсий, подлежат налогообложению у источника выплат.
Приостановлено действие статьей 237, 238 и абзаца второго статьи 239 Бюджетного кодекса РФ.
В результате получатели бюджетных средств лишились права:
в случае задержки финансирования из бюджета более чем на два месяца или при финансировании не более 75 процентов объема бюджетных ассигнований, установленного уведомлением о бюджетных ассигнованиях за квартал, самостоятельно определять направление кассового расхода со своих счетов в органах федерального казначейства в пределах доведенных вышестоящим распорядителем бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования;
на компенсацию в размере недофинансирования - в случае, если в течение нормативного срока лимит бюджетных обязательств не финансируется в полном объеме, а также в случае, если взыскиваемые средства были утверждены в законодательном порядке в составе расходов бюджета, но не выделены. Так как компенсация в размере недофинансирования должна осуществляться в соответствии с судебным актом, суды, по всей видимости, подобные иски к рассмотрению принимать не будут.
Весьма любопытным представляется приостановка действия абзаца восьмого статьи 19 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
В 2004 году не является нарушением законодательства о безопасности гидротехнических сооружений недостаточное финансирование (за счет средств федерального бюджета) мероприятий по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений.
Нетрудно догадаться, что упомянутая статья содержит еще шесть видов нарушений, допущение которых может быть обусловлено и недостаточным финансированием.
А.А. Алексеев
"Консультант бухгалтера", N 3, март 2004 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru