Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 августа 2003 г. N КА-А40/5513-03
(извлечение)
Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с иском к ООО "ОрТОТранс" о взыскании штрафа в размере 5000 рублей за нарушение срока регистрации общества в органе ФСС РФ, наложенного на основании статьи 8 Федерального закона от 11 февраля 2002 г. N 17-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 14 мая 2003 г. в иске отказано.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение как принятое с неправильным применением Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), статьи 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". МРО ФСС РФ считает, что судом применен в деле КоАП РФ, т.к. спорные правоотношения регулируются статьей 8 Закона и Налоговым кодексом Российской Федерации.
МРО ФСС РФ и ООО "ОрТОТранс", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, представителей в суд не направили.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением судом норм материального права.
Как следует из обстоятельств дела, МРО ФСС РФ обратилось в арбитражный суд за взысканием штрафа в размере 5000 рублей, наложенного на ООО "ОрТОТранс" на основании статьи 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год" решением МРО ФСС РФ от 15 декабря 2002 г. N 329 за нарушение срока регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе ФСС РФ.
Отказывая в иске, арбитражный суд первой инстанции исходил из того, что ответственность, к которой привлечено ООО "ОрТОТранс", является по своей природе административной и истцом не был соблюден порядок привлечения ответчика к административной ответственности, установленный КоАП РФ.
Вместе с тем, при принятии решения судом не учтено следующее.
Согласно части 1 статьи 1.1 КоАП РФ вопросы административной ответственности регулируются исключительно законодательством об административных правонарушениях, которое состоит из КоАП РФ и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Однако, ответчик привлечен к ответственности на основании статьи 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год". Указанная статья Закона предусматривает самостоятельную, отличную от административной ответственности юридических лиц за нарушение страхователями срока регистрации (постановки на учет) в исполнительном органе фонда в виде штрафа в размере, предусмотренном за аналогичные налоговые правонарушения, который налагается и взыскивается в порядке, предусмотренном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Таким образом, КоАП РФ не регулирует спорные правоотношения, в связи с чем у суда отсутствовали правовые основания для отказа МРО ФСС РФ в иске по основанию несоответствия заявленных требований КоАП РФ.
Как установил суд, ООО "ОрТОТранс", зарегистрированное и внесенное в единый государственный реестр юридических лиц 14 ноября 2002 г., представило МРО ФСС РФ заявление о постановке на учет в качестве страхователя ФСС РФ 15 декабря 2002 г., т.е. по истечении установленного статьей 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" 10 дневного срока для регистрации.
Указанные действия формируют состав правонарушения, предусмотренного статьей 8 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год", в связи с чем требование МРО ФСС РФ о взыскании санкции является правомерным.
Учитывая изложенное, а также то, что фактические обстоятельства установлены арбитражным судом первой инстанции с соблюдением процессуального закона, арбитражный суд кассационной инстанции, отменяя решение от 14 мая 2003 г. по основанию неправильного применения норм материального права, находит возможным принять новое решение об удовлетворении иска.
В связи с принятием судебного акта не в пользу ответчика с него на основании статьи 110 АПК РФ подлежит взысканию судебные расходы - государственная пошлина, которая на основании пункта 1 части 2 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "О государственной пошлине" составляет 5% от суммы имущественного требования в 5000 рублей - 250 рублей за рассмотрение дела в первой инстанции, а за рассмотрение - в кассационной инстанции на основании пункта 9 части 2 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации "О государственной пошлине" - половину от размера государственной пошлины, исчисленной исходя из оспариваемой заявителем суммы - 125 рублей.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 АПК РФ, Федеральный арбитражный суд Московского округа, постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 14 мая 2003 г. по делу N А40-14874/03-122-144 отменить.
Взыскать с ООО "ОрТОТранс" в пользу Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации 5000 рублей штрафа и в доход федерального бюджета 375 рублей государственной пошлины.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 августа 2003 г. N КА-А40/5513-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании