Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 27 февраля 2003 г. N КА-А41/667-03
(извлечение)
Московский областной фонд обязательного медицинского страхования (далее МОФОМС) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к Администрации муниципального образования "Шаховской район Московской области" о взыскании 5334663 рублей, составляющих недоимку по платежам на обязательное социальное страхование неработающего населения в сумме 2152200 рублей и пени на эту сумму в размере 31812463 рублей.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Шаховское финансовое управление "Минфина Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 16.12.02 в иске отказано.
В кассационной жалобе истец просит отменить решение как принятое с неправильным применением ст. 19 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", ст. 19 Федерального закона "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". МОФОМС считает неправомерными выводы суда о том, что взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения взыскиваются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации, так как взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения не являются налоговыми платежами и уплачиваются в порядке установленном постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год".
В отзывах на кассационную жалобу ответчик и третье лицо просят оставить решение об отказе в иске без изменения, мотивируя это нарушением МОФОМС порядка взыскания недомки и пени, предусмотренного актами ФОМС РФ, а также распространением на них как на плательщиков взносов в силу п. 8 Положения о порядке уплаты страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 24.02.93 N 4543-1 "О порядке финансирования обязательного медицинского страхования граждан на 1993 год" (далее Положение) таких же гарантий налогового законодательства какие существуют у налогоплательщиков.
В судебном заседании представитель МОФОМС поддержал доводы и требования кассационной жалобы, представители ответчика и третьего лица возражали против удовлетворения кассационной жалобы как необоснованной.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанций норм материального и процессуального права, обсудив доводы жалобы и возражения на нее, арбитражный суд кассационной инстанции считает, что решение подлежит отмене в связи с неправильным применением арбитражным судом первой инстанции норм материального права и нарушением норм процессуального права.
Как следует из обстоятельств дела, истец обратился в арбитражный суд за взысканием с Администрации муниципального образования "Шаховской район Московской области" о взыскании 5334663 рублей недоимки и пени по платежам на обязательное социальное страхование неработающего населения за период с 01.01.95 по 31.12.00.
При принятии решения, арбитражный суд исходил из того, что платежи на обязательное социальное страхование неработающего населения представляют собой налоговые платежи, на взыскание которых распространяются требования налогового законодательства, в том числе о сроках обращения налогового органа за их взысканием в судебном порядке. В связи с пропуском МОФОМС установленного ч. 3 ст. 48 НК РФ срока подачи в суд заявления о взыскании недоимки в иске отказано.
С указанными выводами суда первой инстанции согласится нельзя.
Как следует из абз. 7 ст. 2 Федерального закона "О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации" перечень налоговых платежей определен в ст. 19, 20, 21 Закона Российской Федерации "Об основах налоговой системы в Российской Федерации".
Страховые взносы на обязательное социальное страхование неработающего населения в перечне налоговых платежей, указанных в этом законе, отсутствуют.
Делая вывод о том, что МОФОМС является участником регулируемых налоговым законодательством отношений, в связи с чем на него распространяются требования п. 3 ст. 48 НК РФ, суд не принял во внимание, что органы внебюджетных фондов наделяются правами и обязанностями налоговых органов только в случае, прямо предусмотренном федеральным законом (ст. 34-1 НК РФ).
Вместе с тем, п. 10 Положения, регулирующий спорные правоотношения, не устанавливает, что при взыскании страховых взносов на обязательное социальное страхование неработающего населения органы фонда имеют права и обязанности налоговых органов.
Арбитражный суд отношения, сложившиеся между сторонами по делу, с учетом указанных требований закона не исследовал и правовой оценки им не дал.
В соответствии со ст.ст. 167, 168 АПК РФ при принятии решения арбитражный суд обязан установить обстоятельства, имеющие значение для дела.
Вместе с тем, арбитражный суд не проверил наличие предусмотренных Положением основании уплаты взносов, обоснованность размера взыскиваемой суммы.
Учитывая изложенное решение суда подлежит отмене, а дело направлению на новое рассмотрение. При новом рассмотрении арбитражному суду необходимо правильно определить взаимоотношения между сторонами по делу, проверить наличие у администрации предусмотренных Положением оснований уплачивать взносы, обоснованность размера взыскиваемой суммы.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 284-289 АПК РФ, Федеральный арбшражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 декабря 2002 г. по делу N А41-K2-15112/02 отменить, дело напрвить на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 27 февраля 2003 г. N КА-А41/667-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании