Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 октября 2003 г. N КГ-А40/7584-03
(извлечение)
Открытое акционерное общество (ОАО) "Ильюшин Финанск Ко" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ОАО "Аэрофлот - Российские международные авиалинии" (далее - ОАО "Аэрофлот") о понуждении заключить основной договор в соответствии с условиями предварительного соглашения.
Определением суда от 4 февраля 2003 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Министерство экономического развития Российской Федерации (далее - Минэкономразвития России).
Исковые требования заявлены на основании статей 425, 429, 432, 433, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что между истцом и ответчиком было заключен предварительный договор от 26 ноября 1999 г. Условиями указанного соглашения предусмотрено, что стороны соглашения не позднее 90 рабочих дней должны были заключить договор лизинга новых самолетов. Истец полагает, что ОАО "Аэрофлот" уклоняется от заключения договора, в связи с чем обратился с настоящим иском в суд и просит понудить ответчика заключить основной договор на условиях, изложенных в соглашении о лизинге самолетов от 2002 года.
Решением от 23 апреля 2003 года, оставленным без изменения постановлением от 30 июня 2003 года, исковые требования удовлетворены. Суд обязал ОАО "Аэрофлот" заключить основной договор на условиях, изложенных в соглашении о лизинге самолетов от 2002 года, направленного ОАО "Ильюшин Финанс Ко" 15 ноября 2002 года.
При этом суд исходил из того, что заключение основного договора на условиях 1999 года, при которых истец не сможет покрыть свои расходы по предоставлению ответчику самолетов в лизинг, противоречит экономической сути лизинга. Изменения существенных условий договора, в частности, увеличения суммы договора лизинга, суд посчитал правомерным.
Не согласившись с вынесенными решением и постановлением, ОАО "Аэрофлот" обратилось в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой, в которой ставится вопрос об их отмене. Ответчик полагает, что судебные акты являются незаконными и необоснованными и просит их отменить с передачей дела на новое рассмотрение.
По мнению ОАО "Аэрофлот", цена договора не может быть повышена истцом в одностороннем порядке, суд не обосновал необходимость увеличения лизинговых платежей. Заявитель считает, что представленные ему таможенные льготы не являются дополнительным основанием для понуждения к заключению основного договора, поскольку сумма определенных инвестиционным соглашением инвестиций корреспондировалась с суммой предполагаемых лизинговых платежей по предварительному договору, а таможенные льготы предоставлялись из расчета 1/3 от предполагаемых инвестиций. ОАО "Аэрофлот" не согласно с тем, что по основному договору регистрация самолетов должна осуществляться ответчиком за его счет, поскольку в предварительном договоре было установлено, что регистрацию новых самолетов осуществляет истец, а ответчик содействует регистрации.
Отзывы на кассационную жалобу от истца и третьего лица не поступили.
В судебном заседании представители заявителя настаивали на своих требованиях по доводам, изложенным в кассационной жалобе и дополнении к ней.
Представители истца и третьего лица против удовлетворения кассационной жалобы возражали, полагая вынесенные решение и постановление правильными.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции находит решение и постановление подлежащими отмене по следующим основаниям.
Между ОАО "Ильюшин Финанс Ко" и ОАО "Аэрофлот" заключено предварительное соглашение от 26 ноября 1999 года, предметом которого является установление основных условий договоров, которые должны быть заключены сторонами в будущем для достижения целей настоящего соглашения.
В соответствии с указанным соглашением стороны в предусмотренные сроки заключают договоры по организации отношений лизинга самолетов Ил-96-300, где ОАО "Ильюшин Финанс Ко" выступает лизингодателем 6 новых самолетов Ил-96-300, приобретаемых у ОАО "Воронежское Акционерное Самолетостроительное Общество" специально для целей сдачи их в лизинг ОАО "Аэрофлот".
Пунктом 3.1.5 предварительного соглашения установлено, что общая сумма каждого из договоров лизинга нового самолета составляет 53.280.000 долларов США, плюс НДС 10.656.000 долларов США. Ежемесячный лизинговый платеж за каждый новый самолет будет равен 296.000 долларов США плюс НДС 59.200 долларов США.
В соответствии с пунктом 3.1.10 соглашения ОАО "Аэрофлот" будет содействовать ОАО "Ильюшин Финанс Ко" в осуществлении регистрации новых самолетов.
Оценив проект соглашения о лизинге самолетов от 2002 года, суд пришел к выводу о том, что истец обоснованно изменил некоторые условия договора,
С таким выводом суда нельзя согласиться.
Пунктом 1 статьи 729 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 1 ст. 429 ГК РФ
Существенные условия и особый порядок заключения договоров финансовой аренды устанавливаются статьями 665, 667 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьями 15, 16 Федерального закона "О лизинге". В частности, существенным и обязательным условием договора финансовой аренды (лизинга) является условие о цене договора.
В обоснование увеличения суммы договора истец ссылается на то, что увеличились затраты на закупку истцом самолетов и необходимого оборудования к ним, стоимость ремонта двигателей, а также на дополнительные расходы по внедрению требований Международной Организации Гражданской авиации к допустимому уровню шумов. Заключение договора на условиях 1999 года приведет к тому, что истец не сможет покрыть свои затраты по предоставлению ответчику самолетов в лизинг.
Принимая решение об удовлетворении иска, суд не проверил, обоснованно ли увеличение суммы договора в одностороннем порядке. В случае, если такое увеличение правомерно, суду следовало оценить документы, подтверждающие необходимость увеличения суммы договора и с учетом установленного определить сумму договора.
В этой связи вывод суда о том, что ответчик предпринимал действия, которые свидетельствуют об акцепте основного договора с учетом внесенных изменений, поскольку после заключения предварительного договора сторонами проводилась совместная работа, создавались рабочие группы из представителей истца и ответчика по разработке и модификации интерьеров самолетов, также нельзя признать достаточно обоснованным.
Судом установлено, что ответчик воспользовался предоставленными ему на основании Инвестиционного соглашения с Минэкономики от 29 ноября 1999 года таможенными льготами. В этой связи судом сделан вывод о том, что заключение инвестиционного соглашения является одним из оснований для понуждения ответчика к заключению основного договора. Вместе с тем, суд не проверил, корреспондируется ли сумма определенных инвестиционным соглашением инвестиций с суммой предполагаемых лизинговых платежей по предварительному договору.
Также судом не дана оценка и другим изменениям, внесенным в соглашение от 2002 года, а именно касающимся обязанности по регистрации новых самолетов, суммы страхового депозита и других. Необходимость данных изменений судом не исследовалась.
При таких обстоятельствах решение и постановление нельзя признать достаточно обоснованными, они подлежат отмене с передачей дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит учесть изложенное, выяснить, необходимо ли увеличение цены договора, оценить заключенное ответчиком инвестиционное соглашение от 29 ноября 1999 года, установить, акцептовал ли ответчик основной договор с изменением существенных условий предварительного договора и с учетом выясненных обстоятельств и требований закона разрешить спор.
Кроме того, суду целесообразно рассмотреть вопрос о привлечении к участию в деле иных субъектов лизинговых отношений, таких как ОАО "Воронежское Акционерное Самолетостроительное Общество" (изготовитель) и ОАО "Авиационный комплекс им. С.В.Ильюшина" (разработчик).
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 23 апреля 2003 г., постановление от 30 июня 2003 г. Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-48985/02-37-467 отменить, дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2003 г. N КГ-А40/7584-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением пунктуации и орфографии источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании