Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 28 октября 2003 г. N КА-А41/8295-03
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "Таймыр-07" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным бездействия Межрайонной инспекции МНС России N 2 по Московской области, выразившегося в непринятии решения о возмещении Обществу налога на добавленную стоимость в размере 5069622 руб. по экспортным операциям за июль 2002 г., а также об обязании Инспекции возместить Обществу НДС в размере 5069622 руб. за июль 2002 г. в связи с экспортом геофизического оборудования.
Решением от 19.05.2003, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 30.07.2003, Арбитражный суд Московской области удовлетворил требования Общества, подтвердившего документально право применить налоговую ставку по НДС 0 процентов за июль 2002 г.
Законность и обоснованность судебных актов проверяется в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Межрайонной инспекции МНС России N 2 по Московской области, в которой налоговый орган просит судебные акты отменить, ссылаясь на то, что Инспекцией получены не в полном объеме ответы на ее запросы в налоговые органы по месту учета организаций - поставщиков Общества, в банки и пограничные таможни, направленные с целью подтверждения юридически значимых фактов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и в судебном заседании кассационной инстанции возражает против удовлетворения требований Инспекции по мотивам, изложенным в судебных актах.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой и апелляционной инстанций, Общество в соответствии с внешнеторговым контрактом N RE-II/03-07 осуществило авиатранспортом поставку геофизического оборудования в г. Амстердам (Нидерланды) на сумму 817000 долларов США согласно спецификации. Поставленный на экспорт товар Общество приобрело у российского поставщика, полностью оплатив товар, включая НДС в размере 5069622 руб. На основании ст. 164, 165 Налогового кодекса Российской Федерации Общество представило в Инспекцию налоговую декларацию по налоговой ставке 0 процентов за июль 2002 г. и полный пакет документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, в подтверждение права применить указанную налоговую ставку за июль 2003 г.
Факты реального экспорта товара, поступления валютной выручки за товар, а также оплаты товара поставщикам, включая заявленную к возмещению сумму НДС, установлены арбитражным судом и подтверждаются имеющимися в материалах дела документами: экспортным контрактом со всеми приложениями; выпиской банка, подтверждающей фактическое зачисление выручки по экспортному контракту; грузовой таможенной декларацией и товаросопроводительным документом, содержащими отметки таможни о вывозе товара за пределы Российской Федерации; платежными поручениями, подтверждающими оплату поставщику товара, включая заявленную к возмещению сумму НДС. Указанные документы Инспекцией приняты без претензий к их оформлению и достаточности содержащихся в них сведений.
В соответствии с п. 1 ст. 176 НК РФ в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1-2 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, то полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
Согласно п. 4 ст. 176 НК РФ возмещение производится не позднее трех месяцев, считая со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации, указанной в пункте 6 статьи 164 настоящего Кодекса, и документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса.
В течение указанного срока налоговый орган производит проверку обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и налоговых вычетов и принимает решение о возмещении путем зачета или возврата соответствующих сумм либо об отказе (полностью или частично) в возмещении.
В случае, если налоговым органом в течение установленного срока не вынесено решения об отказе и (или) указанное заключение не представлено налогоплательщику, налоговый орган обязан принять решение о возмещении на сумму, по которой не вынесено решение об отказе, и уведомить налогоплательщика о принятом решении в течение десяти дней.
Из буквального текста статей 164, 165, 171, 176 НК РФ не следует, что возникновение у налогоплательщика-экспортера права на возмещение суммы налога на добавленную стоимость должно быть подтверждено дополнительно документами, прямо не предусмотренными законом, в том числе ответами на запросы в налоговые органы по месту учета организаций - поставщиков Общества, в банки и пограничные таможни, как полагает Инспекция. Невозмещение НДС на этом основании противоречит требованиям закона и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 14.07.2003 N 12-П "По делу о проверке конституционности положений ст. 4, п. 1 ст. 164, п. 1 и 4 ст. 165 Налогового кодекса Российской Федерации и ст. 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис".
Довод Инспекции со ссылкой на письмо МНС "Об усилении контроля за рассмотрением заявлений и документов, представленных организациями-экспортерами, для возмещения из федерального бюджета сумм входного НДС" от 15.16.2000 N АС-6-16/451 о том, что заключение Управления МНС России от 31.07.2002 по вопросу обоснованности применения Обществом налоговой ставки 0% за июль 2002 г. является правомерным, в связи с чем Межрайонная Инспекция МНС России N 2 по Московской области не должна принимать решения об отказе в возмещении или о возмещении НДС, предусмотренного п. 4 ст. 176 НК РФ, является необоснованным, поскольку указанное письмо МНС России не зарегистрировано в Минюсте России, не является нормативным правовым актом, а представляет собой внутренний документ системы налоговых органов России, не регулирующий отношения между налоговым органом и налогоплательщиком.
При таких обстоятельствах оснований к отмене или изменению судебных актов не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284-287, 289 АПК РФ, суд постановил:
решение от 26.05.2003 и постановление апелляционной инстанции от 06.08.2003 по делу N А41-К2-2650/03 Арбитражного суда Московской области оставить без изменения, а кассационную жалобу Межрайонной инспекции МНС России N 2 по Московской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 октября 2003 г. N КА-А41/8295-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании