Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 октября 2003 г. N КГ-А41/8422-03
(извлечение)
Администрация города Байконур обратилась в Арбитражный суд Московской области с иском к Государственному унитарному предприятию "Производственно-энергетическое объединение "Байконурэнерго" (далее - ГУП "ПЭО "Байконурэнерго") и Закрытому акционерному обществу "Энергоинвест" (далее - ЗАО "Энергоинвест") о применении последствий недействительности ничтожной сделки - контракта на продажу электрической энергии от 10.12.1997 г. N 336-А-005/3 посредством взаимной реституции в виде обязания ЗАО "Энергоинвест" возвратить ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" денежные средства в размере 326.896.028,47 руб., а ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" возвратить ЗАО "Энергоинвест" электрическую энергию суммарной мощностью 343.809.608 кВт.
Иск заявлен на основании ст.ст. 167, 168, 447, 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ). В обоснование заявленных требований Администрация ссылается на то, что контракт от 10.12.1997 г. N 336-А-005/3 является поставкой электроэнергии для государственных нужд. При его заключении сторонами не соблюдены требования, установленные Федеральным законом от 13.12.1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд и указом Президента РФ от 08.04.1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", о проведении торгов, конкурса и аукциона для размещения государственного заказа.
Решением от 03.07.2003 г. в иске отказано. При этом суд исходил из того, что Администрация города Байконур является ненадлежащим истцом, и что оспариваемая сделка не является поставкой товаров для государственных нужд.
Постановлением апелляционной инстанции от 02.09.2003 г. данное решение отменено, иск удовлетворен. Постановление мотивировано тем, что контракт от 10.12.1997 г. N 336-А-005/3 подлежал заключению посредством проведения торгов, конкурса или аукциона, поскольку он осуществлен в рамках финансируемой Администрацией города Байконур деятельности по обеспечению тепловой и электрической энергией потребителей комплекса Байконур.
Не согласившись с указанным постановлением, ЗАО "Энергоинвест" обратилось с кассационной жалобой, в которой просит его отменить, оставить в силе решение от 03.07.2003 г. В обоснование жалобы заявитель ссылается на несоответствие выводов суда о праве Администрации города Байконур на иск и о правовой природе оспариваемой сделки требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела, а также на фактическую невозможность реституции.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация города Байконур просит оставить обжалуемое постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения. В подтверждение правомерности обращения с иском Администрация ссылается на то, что как учредитель она определяет и финансирует деятельность ГУП "ПЭО "Байконурэнерго". В отношении правовой природы оспариваемой сделки Администрация города Байконур указывает, что заявителем приведены аргументы о правовом регулировании поставки для федеральных государственных нужд, в то время как суд такой оценки контракту не дал.
ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" отзыв на кассационную жалобу не представило.
В заседании суда кассационной инстанции представитель ЗАО "Энергоинвест" поддержал доводы кассационной жалобы, представители Администрации города Байконур и ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" возражали против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в отзыве.
Изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Судом апелляционной инстанции установлено, что между ЗАО "Энергоинвест" и ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" заключен контракт от 10.12.1997 г. N 336-А-005/3 на продажу электрической энергии, по условиям которого ЗАО "Энергоинвест" обязалось поставить для комплекса Байконур электроэнергию, а ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" ее оплатить.
Поскольку ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" создано Администрацией для снабжения тепловой и электрической энергией комплекса Байконур и указанный контракт профинансирован из бюджета г. Байконур, суд пришел к выводу, что при заключении сделки стороны были обязаны руководствоваться Положением об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, утвержденным Указом Президента РФ от 08.04.1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд". Согласно п.п. 24-27 указанного Положения заказчик вправе размещать заказы на закупку продукции для государственных нужд путем проведения открытых или закрытых торгов, конкурса. В силу п.п. 3, 4 Указа Президента РФ от 08.04.1997 г. N 305 данные требования распространяются на заказчиков, использующих средства бюджетов субъектов Российской Федерации и размещающих заказы на закупку продукции для муниципальных нужд.
Установив, что оспариваемый контракт заключен без соблюдения указанных требований, суд сделал вывод о его ничтожности на основании ст. 168 ГК РФ.
Поскольку стоимость и объем фактически приобретенной электрической энергии подтверждены имеющимися в материалах дела доказательствами, суд на основании п. 2 ст. 167 ГК РФ правомерно применил последствия недействительности оспариваемой сделки в виде взаимной реституции.
Доводы кассационной жалобы о том, что оспариваемая сделка не нарушает права Администрации города Байконур, в связи с чем иск заявлен ненадлежащим истцом, не основаны на требованиях закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) и п. 2 ст. 166 ГК РФ требование о применении последствий недействительности ничтожной сделки может быть предъявлено любым заинтересованным лицом. Судом сделан правомерный вывод о заинтересованности истца в осуществлении финансируемой им деятельности по снабжению электроэнергией комплекса Байконур.
Ссылки заявителя на то, что ГУП "ПЭО "Байконурэнерго" в силу положений Федерального закона от 13.12.1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд" не может являться заказчиком продукции для федеральных государственных нужд отклоняются, поскольку суд не квалифицировал оспариваемую сделку как поставку для федеральных государственных нужд.
Доводы жалобы о том, что финансирование оспариваемого контракта осуществлялось не за счет средств бюджета г. Байконур опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами.
Ссылки на фактическую невозможность реституции ввиду отсутствия у заявителя энергопринимающих устройств не свидетельствуют о неправильном применении судом п. 2 ст. 167 ГК РФ.
Учитывая изложенное, оснований для отмены постановления от 02.09.2003 г., предусмотренных ст. 288 АПК РФ, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 284, 286-289 АПК РФ, суд постановил:
постановление апелляционной инстанции от 02.09.2003 г. Арбитражного суда Московской области по делу N А41-К1-2388/03 оставить без изменения, кассационную жалобу ЗАО "Энергоинвест" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 октября 2003 г. N КГ-А41/8422-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании