Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 29 октября 2003 г. N КА-А40/8463-03
(извлечение)
Общество с ограниченной ответственностью "АССИРИЯ-XXI ВЕК" (далее общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным постановления Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 25 по ЮАО г. Москвы (далее - ИМНС N 25) от 30.01.03 N 23 и о взыскании судебных издержек в сумме 26435 руб.
Решением от 20.06.03, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 14.08.03, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением и постановлением суда, общество подало кассационную жалобу, в которой просит их отменить, т.к. действующим законодательством не предусмотрено требование о подключении контрольно-кассовой машины (далее ККМ) к пульту дистанционного управления единой автоматизированной системы.
В отзыве на жалобу налоговая инспекция возражала против ее удовлетворения, считая обжалованные акты суда первой и апелляционной инстанции соответствующими законодательству.
В судебном заседании представитель общества поддержал жалобу по изложенным в ней доводам. Представитель налоговой инспекции наставил на ее отклонении по мотивам, приведенным в представленном отзыве.
Обсудив доводы жалобы, проверив в порядке ст. 286 АПК РФ правильность применения норм материального и процессуального права, суд кассационной инстанции пришел к выводу об отмене принятых по делу судебных актов в части, касающейся оспариваемого постановления, по следующим основаниям.
Постановлением от 30.01.03 N 23 ИМНС N 25 признала ООО "АССИРИЯ-XXI ВЕК" нарушившим протокол ГМЭК от 10.11.94 N 14, постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 "Об утверждении Положения по применению контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (с изменениями), ст. 1 Закона Российской Федерации от 18.06.93 N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" и на основании ст. 14.5 КоАП РФ назначила обществу административное наказание в виде штрафа в размере 30000 руб. В качестве нарушения признан факт отсутствия сопряжения ККМ с контролером управления топливно-раздаточной колонки (далее - КУ ТРК) при покупке бензина АИ-92 на сумму 100 руб.
Отказывая в признании незаконным данного постановления, Арбитражный суд г. Москвы исходил из того, что общество нарушило технические требования к электронным ККМ для осуществления денежных расчетов с населением в сфере торговли нефтепродуктами и газовым топливом, утвержденное решением Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно-кассовым машинам (протокол от 10.11.94 N 14).
Суд указал, что задание дозы отпуска нефтепродуктов, поступающее не с ККМ, а с иных устройств ввода, в т.ч. с функциональной клавиатуры КУ ТРК, не допускается. В связи с чем признал, что осуществление денежных расчетов с населением с применением ККМ, на которой отсутствует сопряжение между кассовым аппаратом и контролером управления топливно-разделочной колонки (КУ МРК) является нарушением установленных техническими требованиями правил правомерно расценено налоговым органом как неприменение ККМ.
Данный вывод суда является ошибочным.
В соответствии со ст. 1 вышеназванного Закона денежные расчеты с населением при осуществлении торговых операций или оказании услуг на территории Российской Федерации производятся всеми предприятиями, в т.ч. физическими лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица), организациями, учреждениями, их филиалами и другими обособленными подразделениями с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
Статьей 14.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за продажу товаров (выполнение работ, оказание услуг) без применения в установленных законом случаях контрольно-кассовой машины объективную сторону данного правонарушения составляет противоправное бездействие организаций и граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, при продаже товаров, выполнении работ либо оказании услуг.
В акте проверки зафиксировано, что при продаже бензина на принадлежащей ООО "АССИРИЯ-XXI ВЕК" автозаправочной станции была применена ККМ, чек пробит и выдан покупателю.
Отсутствие системной связи ККМ с контролером управления топливно-раздаточной колонки не образует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 14.5 КоАП РФ.
Контрольно-кассовая машина, не применяющая прикладные программы, рассматривается п. 8 Положения по применению контрольно-кассовых машин как неисправная. Данное нарушение не может квалифицироваться как неприменение ККМ.
При таких обстоятельствах вывод суда первой и апелляционной инстанции о правомерном привлечении общества к административной ответственности по ст. 14.5 КоАП РФ не соответствует требованиям действующего законодательства. В связи с чем принятые по делу судебные акты подлежат отмене с вынесением нового решения об удовлетворении заявленного требования.
Что касается взыскания судебных издержек, понесенных в результате оплаты юридические услуг, то в этой части требование общества не подлежит удовлетворению. Из материалов дела не усматривается, что по платежному поручению от 12.05.03 N 132 денежные средства фактически перечислены на оплату правовых услуг по ведению настоящего административного дела.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановил:
решение от 20.06.03 и постановление апелляционной инстанции от 14.08.03 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-18904/03-94-191 отменить в части отказа в признании незаконным постановления ИМНС РФ N 25 по ЮАО г. Москвы.
Признать незаконным и полностью отменить постановление ИМНС РФ N 25 по ЮАО г. Москвы от 30.01.03 N 23.
В остальной части указанные судебные акты оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 29 октября 2003 г. N КА-А40/8463-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании