Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 12 ноября 2003 г. N КА-А40/8904-03
(извлечение)
Решением от 07.07.2003 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 11.09.2003, удовлетворено заявление ЗАО "Динамо-Плюс" и признано незаконным как не соответствующее ст. 78 НК РФ действие ИМНС РФ N 25 по ЮАО г. Москвы, выразившееся в отказе зачесть сумму излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в размере 538575 руб. 40 коп. в счет предстоящих платежей в соответствующий бюджет, и на ИМНС N 25 возложена обязанность зачесть излишне уплаченный налог на пользователей автомобильных дорог в размере 538575 руб. 40 коп. в счет предстоящих налоговых платежей в соответствующий бюджет.
При этом судебные инстанции исходили из того, что в период с 01.04.98 по 31.03.99 налоговые платежи в территориальный дорожный фонд г. Москвы должны были исчисляться исходя из ставки 1,25% в соответствии с Законом г. Москвы от 09.07.97, который утратил силу только с 01.04.99. В связи с этим судебные инстанции пришли к выводу о том, что у общества вследствие неверно примененной ставки налога возникла переплата по налогу в территориальный дорожный фонд г. Москвы и оно имеет право на зачет излишне уплаченной суммы налога по правилам ст. 78 НК РФ.
Законность принятых судебных актов проверяется в порядке ст. 286 АПК РФ в связи с кассационной жалобой ИМНС РФ N 25 по ЮАО г. Москвы, в которой ставится вопрос об их отмене в связи с неправильным применением норм материального права. По мнению инспекции, в период с 01.04.98 по 31.03.99 действовала ставка налога на пользователей автодорог в территориальный дорожный фонд г. Москвы в размере 2%, установленная Федеральными законами N 42-ФЗ от 26.03.98 и N 93-ФЗ от 27.06.98, и поскольку общество уплачивало в территориальный дорожный фонд налог в установленном законом размере и размер ставки в спорный период каких-либо сомнений у общества не вызывал, переплаты налога на пользователей автодорог в территориальный дорожный фонд не произошло. Также инспекция считает, что обществом пропущен трехлетний срок подачи заявления о зачете излишне уплаченного налога.
В судебном заседании представитель инспекции поддержал доводы жалобы.
Представитель общества против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве на кассационную жалобу и в судебных актах.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, оценив доводы жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей сторон, считает, что судебные акты подлежат отмене в связи с неправильным применением норм материального права, заявленные требования подлежат отклонению.
Как установлено судебными инстанциями и следует: из материалов дела, общество 10.02.2003 направило в ИМНС N 25 уточненные декларации по налогу на пользователей автодорог, уплачиваемому в территориальный дорожный фонд г. Москвы, за период с 01.04.98 по 31.03.99 и заявление о зачете излишне уплаченного налога в размере 538575 руб. 40 коп. Заявление мотивировано тем, что за период с 01.04.98 по 31.03.99 общество уплачивало налог в территориальный дорожный фонд по ставке 2%, однако, поскольку в Законе г. Москвы от 09.07.97 N 27 не оговаривалось, на какой срок устанавливается ставка налога на пользователей автодорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд г. Москвы, в размере 1,25%, то данная ставка должна была применяться впредь до введения иного ее размера законом г. Москвы. В связи с этим, по мнению общества, за период с 01.04.98 по 31.03.99 налог в территориальный дорожный фонд должен был уплачиваться по ставке 1,25%.
ИМНС N 25 письмом от 17.02.2003 N 11-04/2180 в зачете суммы излишне уплаченного налога отказано. При этом инспекция указала, что в период с 01.04.98 по 31.03.99 действовала ставка налога на пользователей автодорог в территориальный дорожный фонд г. Москвы в размере 2%, установленная Федеральными законами N 42-ФЗ от 26.03.98 и N 93-ФЗ от 27.06.98, и поскольку общество уплачивало в территориальный дорожный фонд налог в данном размере, переплаты налога в территориальный дорожный фонд не произошло.
В обоснование заявленных требований ЗАО "Динамо-Плюс" приводит доводы, содержащиеся в заявлении от 10.02.2003.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ, сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
Согласно п/п "м" п. 1 ст. 19 Закона РФ "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, в том числе налог на пользователей автомобильных дорог, являются федеральными налогами.
В соответствии с п. 2 ст. 19 Закона, федеральные налоги (в том числе размеры их ставок, объекты налогообложения, плательщики налогов) и порядок зачисления их в бюджет или во внебюджетный фонд устанавливаются законодательными актами Российской Федерации.
Статьей 78 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1998 год" N 42-ФЗ от 26.03.98, вступившего в силу 30.03.98 (со дня официального опубликования), предусматривалось, что в 1998 году впредь до внесения изменений в Закон РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" средства федерального налога на пользователей автомобильных дорог зачисляются в Федеральный дорожный фонд по ставке 0,5 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), а в территориальные дорожные фонды - по ставке 2 процента, при этом сохранялось право законодательных (представительных) органов субъектов РФ повышать (понижать) ставку налога, зачисляемого в территориальные дорожные фонды.
Соответствующая норма в Закон РФ "О дорожных фондах в Российской Федерации" была внесена Федеральным законом от 27.06.98 N 93-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации".
Законодательные (представительные) органы г. Москвы в спорный период - после принятия Федеральных законов NN 42-ФЗ и 93-ФЗ иного решения о ставке налога, зачисляемого в территориальный дорожный фонд, не принимали, хотя в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" таким правом были наделены. Ссылка общества и судебных инстанций на Закон г. Москвы N 27 от 09.07.97 несостоятельна.
Названным Законом внесены изменения в статью 1 Закона г. Москвы от 19.03.97 N 6 "О ставках налогов, взимаемых в дорожные фонды" и ставка федерального налога на пользователей автомобильных дорог, зачисляемого в территориальный дорожный фонд города Москвы, установлена в размере: 1,25% от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг), и 1,25% от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.
В преамбуле Закона N 27 указано, что вышеназванные изменения внесены в соответствии с п. 5 статьи 1 Федерального закона от 26.05.97 N 82-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О дорожных фондах в Российской Федерации" (которым ставка налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд была установлена в размере 1,25%, с правом законодательных (представительных) органов субъектов Российской Федерации повышать (понижать) ее, но не более чем на 50% от ставки федерального налога).
Таким образом, Закон N 27 подтверждал ставку налога, установленную Федеральным законом N 82-ФЗ от 26.05.97, но не ставку, установленную Федеральными законами N 42-ФЗ от 26.03.98 и N 93-ФЗ от 27.06.98.
Кроме того, на протяжении всего спорного периода общество уплачивало налог на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд по ставке 2%, то есть по ставке, установленной федеральным законодательством, и не высказывало каких-либо сомнений в правомерности применения этой ставки.
Системный анализ сложившихся правоотношений между обществом и налоговой инспекцией свидетельствует о том, что ни у одной из сторон не возникал вопрос о неопределенности налогового законодательства в части уплаты налога по ставке 2%.
Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции считает, что в данном случае отсутствует факт излишней уплаты налога и налоговая инспекция не нарушила требования статьи 78 НК РФ.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований ЗАО "Динамо-Плюс" не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 110, 112, 286, 287, 288 п. 2, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 07.07.2003 и постановление апелляционной инстанции от 11.09.2003 Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-23397/03-75-318 отменить.
В удовлетворении требований ЗАО "Динамо-Плюс" о признании незаконным действия ИМНС РФ N 25 по ЮАО г. Москвы, выразившегося в отказе зачесть сумму излишне уплаченного налога на пользователей автомобильных дорог в размере 538575 руб. 40 коп. в счет предстоящих платежей в соответствующий бюджет, и об обязании ИМНС РФ N 25 по ЮАО г. Москвы зачесть излишне уплаченный налог на пользователей автомобильных дорог в размере 538575 руб. 40 коп. в счет предстоящих налоговых платежей в соответствующий бюджет - отказать.
Взыскать с ЗАО "Динамо-Плюс" в доход Федерального бюджета 4000 руб. госпошлины по иску, апелляционной и кассационной жалобам.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12 ноября 2003 г. N КА-А40/8904-03
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании