Военное право: понятие, актуальные проблемы направления исследований
Конституция Российской Федерации возлагает на граждан обязанность и долг по защите Отечества. Институт защиты Отечества реализуется различными правовыми средствами, в том числе учреждением военной службы как разновидности государственной службы. Проблема взаимодействия государства и граждан по вопросам исполнения военной службы требует неотложного решения и приобретает особый характер в связи с формированием в России правового государства и гражданского общества.
В России в настоящее время в ходе реформирования экономической, политической и социально-культурной сфер общественной жизни осуществляется комплекс мероприятий, направленных на совершенствование государственного механизма, в том числе той его части, в которой российскими гражданами исполняется военная служба, - военной организации государства. Военнослужащим принадлежит важнейшая роль в решении задач обороны и безопасности государства и тем самым обеспечении возможности реформирования российского общества на основах демократии и права.
Процесс военного реформирования требует дальнейшего развития и совершенствования законодательства об обороне и безопасности в целях оптимизации той части государственного механизма, в которой учреждена военная служба, - военной организации государства, демократизации отношений в ней, а также обеспечения законности в деятельности органов военного управления и должностных лиц, в том числе в вопросах соблюдения прав, свобод и законных интересов военнослужащих и членов их семей.
Современное состояние военного права и законодательства в сфере военной деятельности государства характеризуется наличием следующих групп проблем.
Первая группа проблем связана с понятием военного права, его сущностью, местом в системе российского права.
Комплекс знаний о государственно-правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства, традиционно называется военным правом.
Понятие "военное право" можно рассматривать в трех аспектах: 1) как отрасль права, регулирующую определенную группу общественных отношений; 2) как науку (область правоведения); 3) как учебную дисциплину, связанную с преподаванием военного права. Перечисленные разновидности понятия "военное право" взаимосвязаны, но каждая из них имеет собственное содержание.
Военное право как отрасль права выступает в качестве отправного понятия для отраслевой юридической науки и учебной дисциплины.
Отрасли права отличаются друг от друга, прежде всего, предметом регулирования, т.е. определенным видом общественных отношений, на которые направлено воздействие норм данной отрасли права.
Общим предметом военного права являются общественные отношения, складывающиеся в области военной деятельности государства. Внутри этого предмета выделяются несколько групп относительно однородных общественных отношений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства.
К первой группе относятся общественные отношения, складывающиеся в сфере обеспечения обороны страны и безопасности государства военными методами, подготовки и применения в этих целях всех элементов военной организации государства; военного строительства; управления военной организацией государства и ее всестороннего обеспечения.
Ко второй группе относятся отношения, связанные с исполнением воинской обязанности, поступлением на военную службу по контракту, прохождением военной службы, а также статусом военнослужащих.
В третью группу включаются отношения, связанные с поддержанием воинской дисциплины, законности и правопорядка, деятельностью органов военной юстиции.
В четвертую группу входят отношения, регулируемые нормами международного права, связанные с вопросами военного сотрудничества, а также ответственностью за нарушение норм международного гуманитарного права.
Специальным предметом военного права являются отношения, тесно связанные с вышеуказанными отношениями, например, отношения по гражданскому контролю за военной деятельностью государства, в области военно-технического сотрудничества с иностранными государствами и др.
В Российской Федерации действует значительное количество норм, которые нельзя отнести к той или иной традиционной отрасли права. Такие нормы содержатся, например, в федеральном конституционном законе "О военном положении", федеральных законах "Об обороне", "О воинской обязанности и военной службе", "О статусе военнослужащих", "О материальной ответственности военнослужащих", Положении о порядке прохождения военной службы, Общевоинских уставах и ряде других актов. Указанные обстоятельства ставят перед учеными вопрос о рассмотрении военного права как комплексной отрасли права, в которую наряду с нормами военного права, регулирующими вопросы военной деятельности государства и военно-служебные отношения, входят нормы, относящиеся к другим отраслям права - административному, финансовому, жилищному, земельному и др. Однако существование в системе права комплексных отраслей права правовой наукой до настоящего времени не признано. Как правило, при этом в качестве аргумента указывается на отсутствие кодифицированного акта (кодекса), регулирующего ту или иную совокупность общественных отношений.
Следует учитывать, что право не сводится лишь к нормативному массиву, т.е. своду законов и других правовых актов. Любая отрасль права призвана отражать достижения общества, передовые идеи и концепции, воплощая их в той или иной совокупности правовых норм (законе, кодексе и др.). Отсутствие кодифицированного акта свидетельствует лишь о том, что регулирование общественных отношений требует дальнейшего совершенствования. Например, научной юридической общественностью неоднократно поднимался вопрос о необходимости разработки и принятия кодифицированного акта (Военного кодекса или Кодекса военной службы) в сфере воинских отношений, как это имело место в дореволюционной России и имеет место в некоторых зарубежных государствах (например, в США).
Регулирование воинских отношений силами и средствами одной отрасли права в настоящее время невозможно в силу их большой дифференциации. При этом объективно требуется использование возможностей нескольких отраслей права, из арсенала которых берется то, что в данный момент наиболее адекватно соответствует целенаправленному и эффективному правовому регулированию. Речь идет об интеграции отдельных отраслей права, которая в своей перспективе может привести к "легализации" новой отрасли права (например, военного права), совокупность правовых норм которой, в том числе, может быть закреплена в соответствующем кодексе. В то же время все нормы военного права характеризуются единством, внутренней согласованностью и органической взаимосвязью в целях укрепления и совершенствования деятельности военной организации государства на основе специфических принципов: централизации, единоначалия и воинской дисциплины.
Военное право как науку следует рассматривать как систему знаний о правовом содержании процессов и явлений, складывающихся в различных сферах военной деятельности государства, а также иной деятельности, тесно с ней связанной предметом правового регулирования. Военное право изучает правовые аспекты обороны и военной безопасности, воинской обязанности и военной службы; правовое положение военной организации государства, в том числе в условиях военного и чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, и военнослужащих, их юридическую ответственность; правовое регулирование военно-служебных отношений; деятельность органов военной юстиции; организационно-правовые формы международного военного сотрудничества. Военное право также изучает военные аспекты других отраслей права. Перечисленные направления составляют основной предмет науки военного права.
Военное право как учебная дисциплина предусматривает изучение курса военного права. В основе построения учебного курса военного права лежит внутренняя взаимосвязь общественных отношений, составляющих предмет военного права и последовательность регулирующих их правовых норм. Проблема заключается в том, что в настоящее время отсутствует единая программа подготовки по военному праву. В высших военных учебных заведениях профессионального образования преподаются различные правовые курсы, которые не отвечают в современных условиях требованиям правовой подготовки российских военнослужащих.
Подготовленный коллективом авторов - учеными Военного университета, работниками органов военной юстиции и юридической службы Вооруженных Сил РФ - учебник "Военное право"*(1) призван систематизировано изложить основные положения военного права, которые будут служить единой методологической основой для изучения учебных дисциплин и специальных учебных курсов, преподаваемых в Академии Генерального штаба Вооруженных Сил РФ и военных академиях, в высших военных учебных заведениях профессионального образования, а также во всех других высших учебных заведениях, в которых осуществляется обучение по программам подготовки офицеров запаса. Его содержание и структура определены содержанием и системой военного законодательства, а также практическими и учебно-педагогическими целями.
Вторую группу образуют проблемы несовершенства, а подчас отсутствия понятийного аппарата в области военного права, таких, например, понятий, как "военная служба", "военнослужащий", "защита Отечества", "военная организация государства"*(2) и др.
Также необходимо дополнительно исследовать институт военной безопасности государства: понятие, сущность, содержание, место в системе национальной безопасности, место и роль военной организации в ее обеспечении и т.д.
Совершенствование правового регулирования военно-служебных отношений образует третью группу проблем военного права. К ним можно отнести:
уточнение оснований возникновения, изменения и прекращения военно-служебных отношений (неоправданно забыт институт кадровой военной службы, т.е. военной службы без ограничения срока службы, который имел место как в дореволюционной России, так и после, вплоть до 1993 г., и на основании которого в настоящее время комплектуются офицерские должности в ряде развитых зарубежных государств), уточнение правового значения оснований и их классификации;
создание для военнослужащих системы продвижения по службе ("карьерного роста"), правовое значение и классификация воинских должностей и составов военнослужащих, назначения на воинские должности, присвоение воинских званий;
совершенствование механизма стимулирования военнослужащих, в том числе совершенствование мер (видов) поощрения и юридической ответственности;
совершенствование правового регулирования материального обеспечения военнослужащих;
уточнение правового значения и классификации прав и обязанностей и мер юридической ответственности военнослужащих, механизм реализации отдельных прав и свобод военнослужащих и др.
Четвертую группу образуют проблемы недостаточной исследованности отдельных институтов военного права, в частности таких, как: военная деятельность государства; правовое положение военной организации государства; принципы военной службы; продвижение по военной службе; обеспечение военной организацией государства режима чрезвычайного и военного положения; юридическая ответственность военнослужащих в период боевых действий и в военное время; возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью военнослужащих; ограничение военнослужащих в отдельных правах и свободах (критерии, механизм, порядок) и др.
Исследования по новым направлениям и смежным отраслям правовых и военных наук образуют пятую группу проблем военного права. К ним можно отнести: оперативное право, гражданский контроль над военной организацией государства и за военной деятельностью государства, правовое положение военных организаций (воинских частей, учреждений, предприятий), защита интеллектуальной собственности в области вооружений, военной техники и двойных технологий и др.
Перечисленные группы проблем военного права не исчерпывают их полного перечня, но в то же время позволяют определенным образом сориентировать направления дальнейших исследований в военно-правовой науке. К таким направлениям также можно отнести:
совершенствование организационной структуры той части государственного механизма Российской Федерации, в которой предусмотрено исполнение военной службы;
создание и законодательное закрепление единой правовой основы государственной службы Российской Федерации, прежде всего отдельных видов федеральной государственной службы, в том числе военной;
унификация правовых принципов военной службы и других видов государственной службы, трансформирование правовых принципов военной службы в принципы права, т.е. закрепление их в системе действующих норм права;
последовательное решение в законодательстве проблем правового обеспечения организации военной службы в Российской Федерации;
создание системы гражданского контроля за деятельностью организаций и органов, в которых предусмотрена военная служба, включающая правовой механизм и процедуры реализации полномочий в отношении со всеми ветвями государственной власти, контроля их и общественных институтов как за деятельностью государственных военных организаций и органов в целом, так и за отдельными аспектами военной деятельности в государстве;
совершенствование организационно-правовых основ военной службы путем возрождения кадровой военной службы, не ограниченной сроками военной службы, которую следует распространить на офицеров, прапорщиков и мичманов, а также предусмотреть возможность перехода в кадровый состав сержантов и старшин;
создание системы продвижения по военной службе как юридически оформленных процедур продвижения военнослужащих, предусматривающих возможности перехода военнослужащих из низшего состава в высший; объективные процедуры аттестации военнослужащих, вызывающие карьерные последствия, в том числе создание резервов на выдвижение; периодические стажировки военнослужащих в других видах Вооруженных Сил и военных учреждениях и др.;
совершенствование правоохранительной деятельности в Вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах по следующим направлениям: во-первых, совершенствование правового обеспечения деятельности правоохранительных органов, в том числе законодательное урегулирование их независимости от военного командования по любым вопросам материально-технического обеспечения, и, во-вторых, совершенствование системы правоохранительных органов в войсках - введение института военной полиции, имевшего место в дореволюционной России и существующего в развитых зарубежных государствах;
дальнейшее совершенствование отдельных видов юридических санкций, применяемых к военнослужащим за совершенное правонарушение, а также теоретико-правовое обоснование и внедрение в практику новых;
систематизация (в перспективном плане в форме кодификации) военного законодательства в целях устранения существующих противоречий и нeсоответствий, многочисленных пробелов в правовом регулировании и др.
Кудашкин А.В.,
доктор юридических наук,
доцент, профессор кафедры
гражданского права Военного университета
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
------------------------------
*(1) См.: Военное право: Учебник/Под ред. В.Г. Стрекозова и А.В. Кудашкина. М., 2004.
*(2) См. подробнее: Кудашкин А.В. Военная служба в Российской Федерации: теория и практика правового регулирования. СПб, 2003.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.