Основные вехи военного права
На всем протяжении становления и развития Российской государственности армия являла собой концентрированное воплощение государственной силы, необходимого элемента государственного механизма, она была и остается носителем и хранительницей признанных параметров державности: патриотизма, чести, нравственности, духовности.
Отечественная философская мысль давно и далеко не случайно признавала армию подлинным субъектом российской национально-государственной идеи, справедливо отмечая, что воин - это гражданин, принявший на себя сосредоточенное бремя гражданского звания и бытия, что воинское звание есть духовное звание и "дело воина есть подвиг во имя духа".
Подлинное значение всякого исторического факта, явления раскрывается с течением времени. Для высочайшей оценки отечественных военных успехов имеется необходимый опыт целых поколений, позволяющих вслед за великими мыслителями утверждать: "В истории армии с поразительной ясностью резюмируется история гражданского общества"*(1).
Российская история - это в большой степени наша военная (в том числе военно-правовая) история, история ратных успехов, подвигов российского духа и отечественного оружия. Это убедительно подтверждено тем, что на всем протяжении развития цивилизации все новое, передовое (в науке, в технике, в социальных процессах и даже в юриспруденции) первоначально внедрялось и апробировалось действительно в армии, а затем уже переносилось на все общество. В этой же связи находится аксиоматичное положение о том, что по состоянию армии и флота (как, впрочем, и по состоянию образования, культуры, правосудия и даже тюрем) можно судить о благополучии государства. Поэтому столь высоки социальные ожидания проводимой ныне военной реформы. Во многом успешность ее осуществления способна весьма позитивно повлиять на возрождение могущества всей страны: материального и духовного.
С историей военной организации государства и выполняемыми ею функциями, со славными военными датами неразрывно связано (буквой и духом) становление и развитие отечественных органов военной юстиции.
Военные юристы, как и все военнослужащие, "службу себе сами выбирали: жизнь не райскую и не адскую - посередине как раз - солдатскую..." (К.Симонов). Они никогда не находились в стороне от профессии "Родину защищать". Объективная потребность в военной юстиции возникла там и тогда, где и когда появилась развитая военная организация государства и разносторонне обеспечивающее ее военное право.
Видная роль в становлении и развитии собственно военного права принадлежит и субъективному фактору - отечественным военным юристам, которые "превосходную степень принимали за норму", которые многие военно-правовые нормы писали кровью, ради жизни, ради практики, а не "во имя грызущей критики мышей"*(2).
Сама жизнь, многовековой опыт убедительно показали, что без развитого военного права военная организация цивилизованного государства невозможна.
Прогрессивные военная, судебная и военно-судебная реформы 1864-1867 гг. были теснейшим образом взаимосвязаны и до настоящего времени высоко оцениваются как образцы вдумчивого подхода к переустройствам.
Классические примеры проведения в нашей стране военных и судебно-правовых реорганизаций позволяют обнаружить необходимые и в настоящее время закономерности, без которых невозможна ни одна современная реформа: четко поставленная, экономически и политически обоснованная цель, последовательность и постепенность действий, непременное наличие подготовительного периода, твердость действий обученных кадров в осуществлении нововведений, вплоть до их решительного внедрения и избавления от устаревшего балласта. И в то же время умеренная терпимость к прошлому, вдумчивое использование имеющегося отечественного и зарубежного опыта с учетом национальных, исторических, геополитических и военных традиций и без увлечения слепым подражанием.
Важным современным правовым аспектом военной реформы является гуманизация и демократизация военной службы, обращение к человеческому фактору не словах, а на деле, с учетом того, что человек, включая людей в шинели, есть мера всем вещам: "все прогрессы реакционны, если рушится человек".
Это одна из тех социально-правовых задач, которые способны оказать помощь в определении национально-государственной идеи или, во всяком случае, ее доминант: державности, патриотизма, духовности.
Основные достижения отечественного военного права в ХХ в.:
1. Становление предмета, метода и источниковой базы военного законодательства как комплексной отрасли отечественного законодательства в сфере нормативного обеспечения военного строительства.
2. Формирование принципов, целей, задач и основных направлений современного развития военного права на основе ценностного и целостного подходов.
3. Формирование, систематизация и кодифицирование международного права, применяемого во время войн и вооруженных конфликтов, как свода глобального опыта человечества в области правового регулирования вооруженной борьбы.
4. Формирование международного воздушного права, международного космического права, международного морского права как самостоятельных отраслей, отражающих новейшие достижения человечества.
5. Возникновение атомного права и правовых институтов, регламентирующих средства ведения войны, применение (запрещение) отдельных видов оружия массового поражения; мощной системы международно-правовых норм и принципов общего и специального разоружения, а также всеобъемлющего контроля над вооруженными силами и вооружениями.
6. Дальнейшее формирование действенных правовых норм о нейтралитете государств, демилитаризации территорий и международных пространств.
7. Возникновение и развитие системы российского законодательства об обороне, военном строительстве, включающей подробную регламентацию всех основных направлений создания, использования и наращивания военного потенциала государства.
8. Гуманизация законодательства о воинской обязанности и военной службе; включение универсальных норм о правах и свободах личности в содержание статуса военнослужащих.
9. Оформление правовой концептуализации официальных доктрин в области войны, обороны, информационной и других видов безопасности, включая безопасность человека и безопасность военной службы.
10. Формулирование и внедрение в социальную практику организационно-правовых основ специальных видов военно-оборонной деятельности в различных воинских формированиях страны.
11. Возникновение систем правового обеспечения несиловых форм военного противоборства государств (разведки, контрразведки, информатизации, идеологизации и психологической обработки социальных систем).
12. Создание многообразных правовых форм военного сотрудничества государств, разработка права военных коалиций и союзов. Возникновение права международных миротворческих операций (глобальных, региональных и локальных).
13. Создание на базе развивающихся военно-правовой и военно-уголовной теорий нового отечественного военно-уголовного и военно-административного законодательства, комментирование и корректировка практики его применения.
14. Утверждение военной криминологии в качестве самостоятельного направления юридических наук (с ее внутренними и внешними взаимосвязями и подструктурами (военная девиантология, деликтология, виктимология и др.)
15. Реализация в современном уголовно-исполнительном законодательстве военных аспектов права об исполнении уголовных наказаний.
16. Правомерное выделение безопасности военной службы, безопасности военнослужащих в качестве составляющих новой социально-правовой концепции безопасности человека и юридическое обеспечение указанных видов безопасности.
17. Распространение проблем юридической (материально-правовой и процессуальной) безопасности человека и на воинские отношения.
18. Признание состоятельными и конкретизация основных направлений научного обеспечения практической военно-юридической деятельности (военно-судебной, правоохранительной, юрисконсультской).
19. Признание и развитие военных аспектов сравнительного правоведения.
20. Возникновение и развитие правовых исследований в области военной экологии, медицины и здравоохранения, образования, социального обеспечения, социального партнерства и общественной заботы о военнослужащих (социального страхования, материально-финансового, пенсионного и иных видов обеспечения).
Таким образом, военное право во всех его значениях, раскрываемых в представляемом в современном учебнике*(3), - это объективная реальность: фактическая и юридическая (и как отрасль права, и как наука, и как учебная дисциплина).
Объективность военного права подтверждается:
его современными аксиологическими, гносеологическими, онтологическими характеристиками;
его предназначением и реальной способностью обеспечения в одинаковой мере безопасности личности, общества и государства;
потребностями в регламентации отношений человека в системе военной службы, в регулировании всех основных форм его витальной и социальной жизнедеятельности с учетом особенностей и ограничений их проявления в условиях военной службы и т.п.*(4);
в целом все возрастающей ролью права.
Мировое сообщество подошло к пониманию права как безальтернативного императива. Значительная роль в его развитии должна принадлежать не просто юридическим догмам, а действенным и эффективным, адекватным реалиям сегодняшнего дня правовым механизмам, с учетом того, что право, являясь необходимой составляющей государства, развивается по одним с ним закономерностям.
Возрастающая роль права в государственной и общественной жизни подчеркнута и в Концепции национальной безопасности Российской Федерации 2000 г. На уровне государственной политики констатируется, что практически все основные задачи в области обеспечения национальной безопасности должны получить соответствующее правовое сопровождение с помощью привлечения современных юридических средств.
Право посредством своих многообразных функций социального компромисса и регулятора, предупреждения и воспитания, охраны ценностей и кары за нарушение нормативных предписаний способно минимизировать провоцирующее действие комплекса возможных (зачастую вполне объективных) конфликтов. Гуманистическая сущность права и заключается в том, что оно способно разрешать обусловленные вовсе не им противоречия и порождающие их причины, а не превращать их в неблагоприятные следствия (последствия). Дальнейшее цивилизованное развитие институтов государств и гражданского общества возможно только в рамках права.
Для правового обеспечения и сопровождения специальных программ в виде Концепции национальной безопасности, Военной доктрины, применения специфического военного права в условиях военной службы объективно требуются квалифицированные правоприменители, включенные в военную организацию государства и обладающие необходимым как военно-служебными, так и военно-юридическими знаниями, умениями, навыками.
Такие полноценные кадры для органов военной юстиции могут быть подготовлены лишь в условиях воинских формирований, т.е. в военных образовательных учреждениях, на основе унифицированных нормативов для всех воинских формирований страны. В последнее время доминирующим в подготовке военных и юридических кадров является узковедомственный подход, ограничивающий профессиональные возможности специалистов, распыляющий ценные педагогические кадры, увеличивая и без того имеющийся их дефицит.
Ситуация, когда каждый федеральный орган исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, начинает осуществлять подготовку собственных (ведомственных?) военно-юридических кадров, не может быть признана нормальной и государственно оправданной, в особенности с учетом проводимой административной реформы.
Приоритет в подготовке юридических кадров для всех воинских формирований страны всегда принадлежал специальному военно-юридическому образованию, ныне представленному юридическими факультетами Военного университета. Содержание и организация учебного процесса в Военном университете, структура факультетов, их специализация, научно-педагогический потенциал и общепризнанные исторические традиции позволяют обеспечивать высокопрофессиональными кадрами военных юристов - выпускников в соответствии с их должностным предназначением все воинские формирования страны.
Толкаченко А.А.,
доктор юридических наук, профессор,
заслуженный юрист Российской Федерации
"Российский военно-правовой сборник" N 1, апрель 2004 г.
------------------------------
*(1) Маркс К. Письмо Ф.Энгельсу//Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т. 29. С. 154.
*(2) "Если настоящею книгою мы прибавим хоть один камень к памятнику, сооружаемому в честь и славу русского солдата и армии, то мы почтем труд наш вознагражденным сторицею". См.: Мартенс Ф.Ф. Восточная война и Брюссельская конференция. СПб., 1879. Предисловие.
*(3) Военное право: Учебник/Под ред. В.Г.Стрекозова, А.В.Кудашкина. М., 2004.
*(4) См., например: Тер-Акопов А.А. Безопасность военной службы//Безопасность человека (теоретические основы социально-правовой концепции). М., 1998. С. 135-145.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Российский военно-правовой сборник "Современное состояние военного права и его влияние на национальную безопасность Российской Федерации"
Учредитель и издатель: Общественное движение "За права военнослужащих"
Материалы научно-практической конференции. Военный университет. 21 апреля 2004 г.
Издается с апреля 2004 г.
Уважаемые читатели!
Перед вами первый выпуск нового издания - "Российского военно-правового сборника".
Идея нового издания заключается в том, что в нем предполагается опубликование научных произведений выдающихся ученых-юристов XIX и XX столетий, специалистов в области военного права, работавших в дореволюционной Российской Александровской военно-юридической академии, Военно-юридической академии (советский период), юридическом факультете Военно-политической академии, юридических факультетах Военного института и Военного университета (современный период).
В первом выпуске "Российского военно-правового сборника" публикуются материалы научно-практической конференции, посвященной современному состоянию военного права и его влиянию на национальную безопасность Российской Федерации.
В последующих выпусках планируются к опубликованию основные научные работы ведущих юристов - специалистов в области военного права XIX - начала XX веков, таких как: Бобровского П.О., Грекова А., Добровольского А.М., Друцкого С.А., Заусцинского П., Кузьмина-Караваева В.Д., Лузанова П., Лыкошина С.А., Редигера А.Ф., Штейна фон Л. и др., а также советского и современного периодов.
Большую помощь в подготовке к изданию настоящего сборника оказал начальник военно-юридического факультета Военного университета полковник Александр Павлович Таранов и начальник курса военно-юридического факультета Военного университета майор Ткачев Алексей Иванович.